Камчатка: SOS!
Save Our Salmon!
Спасем Наш Лосось!
Сохраним Лососей ВМЕСТЕ!
-
SOS – в буквальном переводе значит «Спасите наши души!».
Камчатка тоже посылает миру свой сигнал о спасении – «Спасите нашего лосося!»: “Save our salmon!”.
-
Именно здесь, в Стране Лососей, на Камчатке, – сохранилось в первозданном виде все биологического многообразие диких стад тихоокеанских лососей. Но массовое браконьерство – криминальный икряной бизнес – принял здесь просто гигантские масштабы.
-
Уничтожение лососей происходит прямо в «родильных домах» – на нерестилищах.
-
Коррупция в образе рыбной мафии практически полностью парализовала деятельность государственных рыбоохранных и правоохранительных структур, превратив эту деятельность в формальность. И процесс этот принял, по всей видимости, необратимый характер.
-
Камчатский региональный общественный фонд «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» разработал проект поддержки мировым сообществом общественного движения по охране камчатских лососей: он заключается в продвижении по миру бренда «Дикий лосось Камчатки», разработанный Фондом.
-
Его образ: Ворон-Кутх – прародитель северного человечества, благодарно обнимающий Лосося – кормильца и спасителя его детей-северян и всех кто живет на Севере.
-
Каждый, кто приобретает сувениры с этим изображением, не только продвигает в мире бренд дикого лосося Камчатки, но и заставляет задуматься других о последствиях того, что творят сегодня браконьеры на Камчатке.
-
Но главное, это позволит Фонду организовать дополнительный сбор средств, осуществляемый на благотворительной основе, для организации на Камчатке уникального экологического тура для добровольцев-волонтеров со всего мира:
-
«Сафари на браконьеров» – фото-видеоохота на браконьеров с использованием самых современных технологий по отслеживанию этих тайных криминальных группировок.
-
Еще более важен, контроль за деятельностью государственных рыбоохранных и правоохранительных структур по предотвращению преступлений, направленных против дикого лосося Камчатки, являющегося не только национальным богатством России, но и природным наследием всего человечества.
-
Камчатский региональный общественный фонд «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» обращается ко всем неравнодушным людям: «Save our salmon!» – Сохраним нашего лосося! – SOS!!!
Добро пожаловать,
Гость
|
ТЕМА: КАМЧАДАЛЫ. НАРОД ИЛИ ПРОЗВИЩЕ?
КАМЧАДАЛЫ. НАРОД ИЛИ ПРОЗВИЩЕ? 20 фев 2010 06:58 #261
|
Вот уже почти двадцать лет идет дискуссия: кто такие КАМЧАДАЛЫ?
Для тех, кто имеет хотя бы элементарные познания в истории Камчатки, этот вопрос является риторическим: камчадалы -- это древнейшее, аборигенное, население полуострова. Для того, кто использует сегодня Камчатку как плацдарм для своих меркантильных интересов: камчадал -- это ОН, жирующий на ее природных ресурсах. А вот итог. Правительство возвратило камчадалам их историческое право на РОДИНУ, а местные рыбные "воротилы" хотят поворотить это РЕШЕНИЕ "взад", мотивируя это тем, что коренные угрожают интересам рыбных олигархов. Коренных у нас нет! ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ К МИНИСТРУ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАСАРГИНУ В.Ф. ОБ УСКОРЕНИИ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЕРЕЧЕНЬ МЕСТ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ И ТРАДИЦИОНННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫЙ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАЯ 2009 ГОДА № 631 – р, В ЧАСТИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ. …Расширение в Камчатском крае территориальной возможности реализации коренными малочисленными народами своего преимущественного права на пользование природными ресурсами в условиях существующего в настоящее время принципа самоидентификации населения приводит к неконтролируемому росту числа граждан, относящих себя к коренным малочисленным народам Российской Федерации, и числа их общин с участием одних и тех же членов. Число таких общин выросло с 60 (в 2007 году) ДО 330 (В 2009 ГОДУ). Данное обстоятельство приводит к злоупотреблению правом при пользовании природных ресурсов. Кроме того, возникают серьезные конфликты представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации при реализации ими преимущественного права на территории Камчатского края с законными пользователями природных ресурсов, от деятельности которых зависит состояние экономики края и пополнение доходной части бюджета. В зоне конфликтности оказались территории Соболевского, Елизовского, Усть-Камчатского и Усть-Большерецкого муниципальных районов, Петропавловск-Камчатского и Вилючинского городского округов, в которых сосредоточены природные ресурсы углеводородов и теплоэнергетических вод, имеющих большое значение с точки зрения энергетической безопасности региона. В то же время на этих территориях проживает менее одного процента представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации. В связи с вышеизложенным Законодательное Собрание просит Вас ускорить решение поставленного нами вопроса и восстановить прежние правовые подходы, закрепленные ранее в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11.01.1993 № 22 "О Перечне районов проживания малочисленных народов Севера" с целью предотвращения негативных последствий в Камчатском крае". Рыба Камчатского края |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
КАМЧАДАЛЫ. НАРОД ИЛИ ПРОЗВИЩЕ? 20 фев 2010 07:07 #673
|
С чего начинается род? С фамилии!
С. И. Вахрин ИЗ ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАМЧАТСКИХ ФАМИЛИИ В настоящее время коренное население п-ва Камчатка — ительме ны— проживают только на территории Тигильского района: в Тигиле, Ковране и Хайрюзове. Несколько семей осталось в с. Усть-Хайрюзове, Седанке, Кочевой, Палане. Сравните: по первой Всероссийской переписи населения 1897 г. ительмены проживали в 35 населенных пунктах. Это Пущино, Шаромы, Кирганик, Машура, Щапино, Толбачик, Козы-ревск, Ушки, Харчино, Еловка, Камаки, Коряки, Явино, Голыгино, На-чики, Апача, Ганалы, ]1алки, Утка, Кихчик, Кол, Воровское, Колпако-во, Крутогорово, Облуковина, Ича, Сопочное, Морошечное, Белоголовое, Хайрюзово, Ковран, Утхолок, Напана, Седанка, Аманино [1]. Но так как на ительменском языке говорили только жители послед них восьми сел, то только их по сей день и считают ительменами, что же касается остальных сел, то там «жили так называемые камчадалы, которые очень близки по быту, материальной культуре и даже внешнему облику с изучаемой нами народностью» (ительменами.— С. В.) [21. Но кто же такие камчадалы и к какой нации или народности они должны относиться? Известно два толкования слова «камчадалы»: во-первых, так назы вали коренных жителей Камчатки — ительменов — казаки в XVIII в.; во-вторых, так называли потомков русских жителей Камчатки (казаков, крестьян, торговцев, священников), рожденных от смешанных браков с местным коренным населением. В таком случае камчадалы — это либо ительмены, либо русские с ительменской, курильской, корякской, чуванской или чукотской кровью [31. Каким же образом можно установить, кто на самом деле проживал в этих селах (ительмены или русские), если для исследователей это не представлялось возможным из-за общего сходства быта, материальной культуры, внешнего облика жителей Камчатки? За основу для объективной оценки в этом случае был взят язык, на котором говорили жители того или иного населенного пункта: на родном, ительменском, говорили, таким образом, ительмены, на русском — русские. Поэтому жители всех неительменоязычных камчадальских сел полуострова были записаны русскими. На наш взгляд, дифференциация камчадалов на русских и итель менов по одному только языковому признаку была достаточно категоричной, тем более, что на полуострове за 200 лет со времени прихода первых русских землепроходцев сложился особый разговорный язык — камчатское наречие [41. Но не это главное. Давайте прежде всего ответим на вопрос о том, какие причины могли побудить ительменов забыть родной язык и перейти на русский. В период массового крещения ительменов на Камчатке была создана целая сеть школ, преподавание в которых велось только на русском языке и «новокрещенные инородцы» обучались русской грамоте, чтобы читать церковные книги. В 1745 г. первые школы были открыты в русских казачьих острогах — Болыиерецком, Нижнекамчатском и Верхнекамчатском, в |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
КАМЧАДАЛЫ. НАРОД ИЛИ ПРОЗВИЩЕ? 20 фев 2010 07:07 #946
|
156 С. И. ВАХРИН
1746 г.— в ительменском Шемячинском острожке, в 1748--в Тигиль-ской крепости и Петропавловской гавани, затем — в русском селе Ключи и ительменских острожках Машура и Хайрюзово. В 1770 г. на Камчатке действовали Машуринская, Камаковская, Ааменская, Ключевская, Паратунская, Утхолокская, Ичинская, Хайрю- зовская, Еловская школы. «Камчатка в середине XVIII в. в отношении сети школ выглядела самым культурным, самым образованным уголком Российской империи» (Браславец К. М. С. 58). Правда, это был все-таки не очень продолжительный период в истории камчатского просвещения, но тем не менее он сыграл свою, возможно, исключительную по важности роль в ассимиляции языков, постепенной утрате ительменского в ряде населенных пунктов Камчатки, в первую очередь в долине р. Камчатки, и выработке общекамчатского наречия русского языка. В таком случае, за основу определения национальных признаков необходимо брать не тот язык, который был зафиксирован в том или ином селе исследователями конца прошлого и начала нынешнего столетий, а тот, что исконно принадлежал его жителям в начальный период заселения Камчатки русскими. Согласно исследованиям С. П. Крашенинникова [51, все перечисленные выше села являлись ительменскими или курильскими, о чем свидетельствуют их названия: Апачин (Каликии), Начикин (Мышху), Утка (Усаул), Кихчик (Чаапынгак, Кыгынумт, Чачамжу), Кол, Воровское, Паратунка (Камырчин), Ганалы (Чаничев), Машура (Кунупочич), Шапин (Шепен), Толбачик (Тулуачь), Козыревск (Накшин, Колю), Колпаковский (Шкуажчь), Крутогоровский (Тахлютаынум, Тахлааты-нум), Оглукоминский (Такаут), Ичинский (Оаут), Сопочный (Сичикан), Морошечный (Адагут), Белоголовый (Мильхия, Мильх), Хариузовский (Гунтын-Макайлон), Брюмкин (Ковранский), Камаки (Пеучев; Швано-лом), Харчинский (Усть-Еловский), Еловка (Верхнееловский, Колилю-нуч), Напана, Аманино, Утхолокский, Кахтана. У Крашенинникова не указаны только с. Шаромы, Кирганик, Ушки, Явино, Голыгино, Малки, Седанка и Коряки. О последнем есть упоминание у И. Огрызко: «Старейшина авачинского корякского острожка Имашху Вельля поведал в 1738 г. С. П. Крашенинникову о том, что «их в здешней стороне прежде завоевания Камчатки жило немалое число, а как русские взяли Камчатку, то де прочие все откочевали к Пенжинскому морю» [61. Но если поднять все последующие перечни камчатских сел, то мы легко отыщем и эти названия в списке инородческих острожков, мужское население которых платило ясак русскому царю. Что же изменилось за последующие годы и почему после Полярной экспедиции 1926—1927 гг. жители этих исконно ительменских сел стали сначала камчадалами, а затем русскими? Не изменилось ровным счетом ничего. У И. Огрызко приводятся данные о соотношении коренного и рус ского населения в этих селах за 1887, 1897 гг. (см. табл. 1). Эти данные свидетельствуют о том, что роль русского населения в ительменских селах, как правило, случайна. Статистика в данном случае отражает появление здесь временных людей — учителей, священников, торговцев. Что же касается местного коренного населения, то Камчатка до 1912 г. была закрыта для свободного заселения, и люди жили в строго определенных местах. Переселение производилось только по разрешению властей. Русское население в середине XVIII в. состояло примерно, из 700, в 1897 г.— из 2 584 человек [71. Все эти меры ограничения притока русского населения производилось именно в целях пресечения или замедления процесса ассимиляции, для того, чтобы в казну исправно поступал камчатский ясак, который платили только «инородцы». |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
КАМЧАДАЛЫ. НАРОД ИЛИ ПРОЗВИЩЕ? 20 фев 2010 07:11 #1161
|
(две первые цифры 1887 г., коренное -- русское население, следующие две цифры -- 1897 г.)
Малки 62 6 103 6 Ганалы 87 — 84 — Пущино 14 5 24 — Шаромы 39 2 40 9 Кирганик 36 1 62 — Машура 85 1 99 — Щапино 39 1 49 3 Толбачик 29 — 57 18 Козыревск 78 — 59 — Ушки 40 — 48 9 Камаки 16 6 нет сведений Харчино 38 14 53 3 Еловка 47 — 58 — Аманино 59 4 77 9 Седанка 87 —. 109 — Напана 48 — 66 — Утхолок 66 [ch9632]—. 91 — Ковран 84 — 113 — Хайрюзово 199 — 268 — Белоголовое 40 — 47 — Морошечное 87 _ 117 5 Сопочное 81 .—• 90 — Ича 54 16 76 — Облуковина 98 23 94 31 Крутогорово 41 5 85 — Колпаково 84 5 98 14 Воровское 98 1 129 3 Коловское 49 1 67 1 Кихчип 60 1 70 — Утка 40 1 53 — Апача 99 9 122 9 Начики 43 3 41 — Явино 40 8 33 3 Голыгино 31 8 57 1 Коряки 41 28 нет сведений Н. В. Слюнин [81 приводит данные о количестве «плательщиков» ясака в ительменских селах за 1880, 1890 гг. (см. табл. 2). Но самым главным доказательством национальной принадлежности жителей каждого ительменского села являются, на мой взгляд, их фамилии. До появления на Камчатке русских местное население не имело фамилий— собственных имен, передаваемых по отцовской линии из поколения в поколение, от родоначальника династии до его прямых потомков, живущих в наше время. Поэтому изучение истории происхождения камчатских фамилий может помочь нам более детально разобраться в вопросе о действительной национальной принадлежности камчадалов 27 селений, располагавшихся на территории современных Усть-Камчат-ского, Елизовского, Усть-Большерецкого, Мильковского и Соболевского районов. На Камчатке фамилии у местных жителей появились в начале XVIII в., и связано это было с крещением «инородцев». Фамилии они получали от своих крестных отцов — священников, казаков, принимавших участие в походах миссионеров или крестивших самостоятельно, согласно специальному указу, а также промышленников, купцов, мореходов. |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
КАМЧАДАЛЫ. НАРОД ИЛИ ПРОЗВИЩЕ? 20 фев 2010 07:13 #1333
|
Камчатка в тот период была разделена на три присуди — района: в Большерецкий входили острожки Апача, Начика, Утка, Кихчик, Нем-тик, Кол, Воровской; к Верхнекамчатскому относились Ганалы, Машу-ра, Щапино, Толбачик, Козыревск, Колпаково, Крутогорово, Облукови-на, Ича, Сопочная, Белоголовое, Хариузово, Ковран; к Нижнекамчатскому— Камаки, Еловка, Харчино, Ушки, Тигиль, Напана, Аманино, Утхолок [91
Крещение местных жителей проходило в несколько_этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Первый этап (1705—1745 гг.)- Характеризуется тем, что крещением местных жителей занимались как специально присланные для этого служители (Мартиниан — Нижнекамчатск, 1705; Иосиф Лазарев — Нижне-камчатск, 1716; Ермолай Иванов — Верхнекамчатск, 1732; Михаил Сив-цов — Болыперецк, 1743; Филипп и Михаил Волковы — Петропавловская гавань, 1743; Максим Лазарев, Михаил Иванов — Нижнекамчатск, 1743; Василий Чуркин — Верхнекамчатск, 1743), так и казаки (Пермяков — Верхнекамчатск; Новограбленный — Курильские острова, Кузнецов— Нижнекамчатск и др.). |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
КАМЧАДАЛЫ. НАРОД ИЛИ ПРОЗВИЩЕ? 20 фев 2010 07:13 #1476
|
1 60 С. И. ВАХРИН
Как уже говорилось выше, основную роль на первом этапе крещения инородцев сыграли камчатские казаки, поэтому их фамилии также сыграли главную роль в формировании камчатских инородческих фамилий. Читая «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова, мы встречаем и примеры образования камчатских фамилий в честь кого-нибудь. Так, тойон (вождь) Оглукоминского (Такаут) острожка получил фамилию Атласов, тойон из Апачинского острожка — Чириков (приказчик Чириков был убит казаками в одно время с В. Атласовым), тойон одного из Курильских островов получил фамилию Шпанбергов. От казачьих происходят фамилии ительменов Слободчиковых, Гу-торовых, Заевых, Пермяковых, Дьяконовых, Краснояровых, Пановых, Антоновых, курильцев Новограбленновых, Лукашевских, Сторожевых, Игнатьевых, коряков Беккеровых, Ягановых и др. Второй, не менее многочисленный пласт камчатских фамилий дали члены миссионерской партии Иоасафа Хотунцевского — Ласточкин, Логинов, Волков, Чуркин, Мохнаткин и др. Обнаруженный недавно в Центральном Государственном архиве Дальнего Востока РСФСР документ [11] позволяет проследить определенные закономерности закрепления камчатских фамилий за инородцами. Так, напримео, на р. Озерной в 1747 г. курильцы получили следующие фамилии: Новогородов (тойон), Заев, Новограбленный, Осламов, Андреев, Дьяконов, Томин, Красильников, Бутин, Диаконов, Шпанбер-хов, Тоапезников, Шелковников, Сторожев, Волков, Дехтерев, Красно-яров, Никифоров. Вероятнее всего, миссионеры (Волков, Никифоров) прибыли в Озерную по пути на Курильские острова на казенном судне (поэтому среди «новокрещенных» появляется фамилия морехода Бути-на) вместе со сборщиками ясака из Большерецка (Новограбленным, Новогородовым, Заевым, Осламовым, Андреевым, Дьяконовым, Томи-ным, Диаконовым, Сторожевым, Дехтеревым, Краснояровым) и торговыми людьми (Шелковниковым, Трапезниковым, Красильниковым). Правда, не совсем понятна причина появления фамилии члена Второй Камчатской экспедиции М. Шпанберга среди «новокрещенных», видимо, она дана в честь морского офицера, в недавнем прошлом — командира казенного морского судна. Показательно в этом отношении крещение курильцев на о. Шумшу в том же 1747 г. Они получили фамилии сборщиков ясака Сторожева, Слободчикова, Паранчина, Антонова, Диаконова, Заева, Попова, Ново-грабленного, морехода Бутина, матросов Сметанина, Леонтьева, Петрова, Емельянова, купцов и промышленников Басова, Соловьева, Трапезникова, Красильникова, миссионеров Никифорова и Волкова. Неизвестно только, к какому сословию принадлежали Шергин и Филиппов, фамилии которых тоже были даны при крещении курильцам о. Шумшу. На Парамушире курильцы получили фамилии большерецких казаков Паранчина, Антонова, Новограбленного, Слободчикова, Сторожева, Антонова, миссионеров Никифорова, Притчина, Неводчикова, мореходов и промышленников Петрова, Бутина, Соловьева, Сметанина. А вот как распределялись камчатские фамилии при Хотунцевском на самом полуострове: 1745 год Западное побережье Камчатки. Крутогорово — Волков, Красно-яров, Атласов; Облуковина — Атласов, Борисов, Диаконов, Слободчи-ков; Ича—-Диаконов; Сопочная — Притчин, Слободчиков; Морошеч- |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|