Камчатка: SOS!
Save Our Salmon!
Спасем Наш Лосось!
Сохраним Лососей ВМЕСТЕ!
-
SOS – в буквальном переводе значит «Спасите наши души!».
Камчатка тоже посылает миру свой сигнал о спасении – «Спасите нашего лосося!»: “Save our salmon!”.
-
Именно здесь, в Стране Лососей, на Камчатке, – сохранилось в первозданном виде все биологического многообразие диких стад тихоокеанских лососей. Но массовое браконьерство – криминальный икряной бизнес – принял здесь просто гигантские масштабы.
-
Уничтожение лососей происходит прямо в «родильных домах» – на нерестилищах.
-
Коррупция в образе рыбной мафии практически полностью парализовала деятельность государственных рыбоохранных и правоохранительных структур, превратив эту деятельность в формальность. И процесс этот принял, по всей видимости, необратимый характер.
-
Камчатский региональный общественный фонд «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» разработал проект поддержки мировым сообществом общественного движения по охране камчатских лососей: он заключается в продвижении по миру бренда «Дикий лосось Камчатки», разработанный Фондом.
-
Его образ: Ворон-Кутх – прародитель северного человечества, благодарно обнимающий Лосося – кормильца и спасителя его детей-северян и всех кто живет на Севере.
-
Каждый, кто приобретает сувениры с этим изображением, не только продвигает в мире бренд дикого лосося Камчатки, но и заставляет задуматься других о последствиях того, что творят сегодня браконьеры на Камчатке.
-
Но главное, это позволит Фонду организовать дополнительный сбор средств, осуществляемый на благотворительной основе, для организации на Камчатке уникального экологического тура для добровольцев-волонтеров со всего мира:
-
«Сафари на браконьеров» – фото-видеоохота на браконьеров с использованием самых современных технологий по отслеживанию этих тайных криминальных группировок.
-
Еще более важен, контроль за деятельностью государственных рыбоохранных и правоохранительных структур по предотвращению преступлений, направленных против дикого лосося Камчатки, являющегося не только национальным богатством России, но и природным наследием всего человечества.
-
Камчатский региональный общественный фонд «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» обращается ко всем неравнодушным людям: «Save our salmon!» – Сохраним нашего лосося! – SOS!!!
Добро пожаловать,
Гость
|
ТЕМА: Ливерий Спешнев: По древней шахме ительменов
Ливерий Спешнев: По древней шахме ительменов 20 окт 2009 21:06 #14
|
Ливерий Федорович Спешнев – ветеран Великой Отечественной войны, участник Курильского десанта, общественный деятель, много сделавший для сохранения ительменского языка и культуры.
В 2008 году вышла в свет его книга «По древней шахме ительменов», изданная ограниченным тиражом в 500 экземпляров. В ней автор исследует историю ительменов, которая берет свое начало из глубины веков и тесно переплетается с судьбами других народов в период освоения Камчатки. С ней можно познакомиться по этому адресу http://www.kamchadaly.ru/?con=nkamd&id_nk=3&id_dpm=9 Главной задачей ительменов Ливерий Федорович Спешнев считал возрождение своего народа, его культуры и богатых традиций, хранимых в наши дни лишь немногими энтузиастами (известным на Камчатке краеведом была его сестра Елизавета Федоровна Радбкова). Ливерий Федорович скончался 11 июня 2009 года на 82-году жизни. Редкое в наше время имя Ливерий очень точно отражало редкую же человеческую сущность, которой полностью соответствовал Ливерий Федорович Спешнев -- Ливерий от латинского – ‘свободный, вольный, независимый’. С этих позиций написана и его книга, утверждающая, что камчадалы -- это только ительмены, не допуская более широкого толкования этого этнонима в условиях естественного родового смешения как коренных народов Камчатки (в том числе и айну, курильских камчадалов, живших в южной части полуострова, и остальных камчадальских родов, а также коряков -- жителей севрной Камчатки) и русских старожилов (казаков и крестьян) в условиях практически полной изоляции этих народов от каких-либо вмешательств извне. Ведь, если говорить об этнической чистоте нации или народности, то нужно тогда придерживаться каких-то строгих (обязательных для всех) принципов, исключающих вольное толкование своей принадлежности к тому или иному народу или народности. Ливерий Федорович считал, что таким основополагающим принципом отнесенности к того или иного жителя Камчатки к камчадалам (ительменам) должен быть, помимо родовых ительменских кровей, возрождённый на всем полуострове ительменский язык. которым должны свободно владеть все, кто считает себя потомком аборигенов Камчатки. |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Ливерий Спешнев: По древней шахме ительменов 22 окт 2009 21:23 #1048
|
Вот что по этому поводу пишет историк А.С. Зуев в своей статье "Восполняя белые пятна. Камчатский бунт 1731 г.: из истории русско-ительменских отношений" (Вопросы истории Камчатки, вып. 3, 2007 г.):
"К концу XYII - началу XYIII вв., когда началось покорение русскими Камчатки, на полуострове обитали, по разным подсчетам, от 8 до 25 тыс. ительменов обоего пола (наиболее вероятной представляется цифра в 20-25 тыс. чел.) Они разделялись на несколько территориально-языковых групп, из которых собственно ительменами в в историко-этнографической литературе считаются бурин, проживавшие в долине р. Камчатки и по ее притокам. Остальные группы представляли собой смешанное ительменско-корякское (группы лигнурин и кулес) и ительменско-айнское (суаачю-ай и кыкша-ай) население. При этом только бурин, если верить С.П. Крашенинникову, общались на одном диалекте ("в языке нигде почти никакой не имеют отмены"), другие же группы и даже жители отдельных поселений говорили на своем собственном наречии ("на Камчатке нет такого почти острожка, в котором бы не было разности в языке от другого самого ближайшего". С другой стороны, по утверждению Г.В. Стеллера, "все жители Камчатки, обитающие на пространстве между Тигилем до мыса Лопатки и оттуда дальше на протяжении до 100 ве5рст по верховьям реки Камчатки, несмотря на иналичие у них множества весьма различных наречий, единодушно именуют себя ительменами, или "ительмелахч", считают себя единым народом и постоянно заявляют об этом". Схожее наблюдение сделал и Крашенинников: "камчадалы как северные, так и ю.жные называют себя ительмень". Правда, эти суждения относятся к 1740-м гг., и нет уверенности, что такое ощущение общности присутствовало у ительменов ранее, к началу прихода русских. По крайней мере, тот же Крашенинников высказывал и прямо противоположное мнение: "Камчадалы... на своем языке общего звания не имеют". Кстати, нечто подобное произошло к 1991 году, когда все потомки аборигенов Камчатки (и бывшие "инородцы", и бывшие крестьяне, и бывшие казаки, и бывшие мещане) осознали себя единым народом -- камчадалами. Вот, что писала в 1991 году по этому поводу Ольга Ануфриевна Мурашко (ее мнение не потеряло актуальности и сегодня): Надо отметить, что в Петропавловске и ближайших к нему поселках проживает 360 000 человек, то есть 76,4% населения всей Камчатки. Численность населения этого района Камчатки в результате целенаправленной государственной переселенческой политики возросла с 1926 г. в 80 раз. Численность старожильческого населения этого района в 1926 г. составляла 2915 человек, с тех пор прошло 65 лет, народилось третье поколение, и потомки населения Камчатки 1926 г., конечно, же имеют право называть себя камчадалами, уроженцами Камчатки. Учитывая, что большинство браков камчадалов Петропавловского района 1926 г. заключались с мигрантами (до 90%), хлынувшими нат Камчатку с 1931 г., численность их потомков в наши дни вполне может равняться 18 ты. Человек Легитимировать нынешних камчадалов нетрудно с помощью данных Переписи 1926 г. или других подобных документов того периода, достаточно установить фамилию дедушки или бабушки и факт их проживания на Камчатке к 1926 г. Право же городских камчадалов на льготы, предоставляемые Малочисленным народам Севера – совсем другой вопрос. Конвенция 169 МОТ или Всеобщая декларация прав коренного населения (Проект Экономического Совета ООН) предоставляет коренным народам, к которым принадлежат современные потомки камчадалов, право на сохранение собственной этнической культуры и традиционного образа жизни, и как обеспечение этих прав – право приоритетного традиционного использования территории их проживания. То есть тем из представителей коренных народов, кто хочет возродить этническую культуру и образ жизни своих предков, предоставляется право приоритетного использования природных ресурсов территории их традиционного расселения. Индейцу, живущему в Чикаго, не придет в голову претендовать на бесплатное получение рыбы, которую ловят его соплеменники на озере Кларка, или требовать от общественных представителей, чтобы они отловили и доставили ему рыбу. Если же он потеряет работу, то у него есть выбор между жизнью на пособие и трудностями жизни в индейской общине. Если все 18 тысяч городских камчадалов Камчатки захотят вернуться к образу жизни своих предков, вновь заселить устья обезлюдевших рек, вот тогда, согласно международным документам, государственные и местные власти должны им это право предоставить. Но камчатские власти дали рыбу. Почему? Возможно потому, что это маловероятное предположение о возвращении всех камчадалов к образу жизни своих предков идет в разрез с Программой промышленного освоения Камчатки, принятой Президиумом того же Камчатского Областного Совета в ноябре 1990 г., и начавшейся подготовке к промышленной добыче камчатского золота"… |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Ливерий Спешнев: По древней шахме ительменов 28 окт 2009 00:48 #1237
|
Из книги Ливерия Федоровича Спешнева:
Глава первая Мифы о происхождении "камчадалов": Ассимиляция, смешанные браки и их последствия. В конце ХХ-го столетия ряд активистов стали усиленно насаждать и внедрять в сознание ительменов - "камчадалов" идею о том, что они, т.е. "камчадалы" вовсе не ительмены, а как будто отдельный и совершенно самостоятельный народ и относится он якобы к "особой этнической группе". А наиболее яростные сторонники и приверженцы этих идей, чтобы их как-то обосновать, стали выдвигать независимо друг от друга различные "версии". Так по одной из этих "версий" "камчадалы" произошли как будто в результате ассимиляции, по другой - от смешанных браков, а по третьей "камчадалы" существовали как будто всегда. Вот какой разброс мнений, но они почему-то не опровергают "версии" своих оппонентов и даже не критикуют их. Однако следует заметить, что многие ительмены - "камчадалы" добросовестно верят этим "версиям" и поддерживают их. А так ли это на самом деле? Поэтому с этой проблемой надо разобраться основательно и во всех ее подробностях. Необходимо выяснить, что такое ассимиляция и что происходит в этот период. А так же следует уточнить, какие изменения претерпевает человек и общество в целом в период ассимиляции и при смешанных браках. Настоящий анализ поможет нам преодолеть существующий национальный кризис в ительменском сообществе. Итак, что такое ассимиляция и способствует ли он возникновению новых народов? 1. Согласно словарю иностранных слов 1988 г. - слово "ассимиляция" означает "слияние одного народа (или его части) с другим народом путем усвоения его языка, обычаев и т.п. и утраты своего языка, культуры и национального самосознания". В лингвистическом энциклопедическом словаре 1990 г. объясняется это так - "ассимиляция" слово латинское и в переводе на русский язык означает "уподобление". Разъяснения, как видите, вполне понятные и достаточно четкие. Каких-либо скрытых подтекстов в них нет, как и нет намеков на то, что в результате ассимиляции возникает новый народ. Ясно сказано и о том, что в процессе ассимиляции только один из двух народов усваивает язык, культуру и другие духовные ценности другого народа, при этом свои родные ценности утрачивает и в конечном итоге он становится наподобие второго народа. Однако в физиологическом смысле и по другим природным данным сам человек остается прежним и неизменным, т. е. остается тем, кем создала его природа. Исходя из вышеприведенных разъяснений, надо полагать, что и в нашем случае, т. е. появления русских на Камчатке, часть ительменского народа так же слилась с русским народом путем освоения русского языка, обычаев и т.п., а потом они полностью перешли на русский образ жизни, утратив все свои родные духовные ценности, в том числе и национальное самосознание. Это сознавать и больно, и горько, но что поделаешь, ведь это уже произошло… И вот с тех пор часть ительменов стали жить наподобие русских. Однако это ни в коем случае не означает, что бывшие ительмены стали новым особым народом. Это исключено. Они так и остались ительменами, но утратили все свои родные духовные ценности. Таким образом, мы ознакомились с тем, как наука объясняет: что такое ассимиляция и какие изменения происходят в среде народов, охваченного процессом ассимиляции. А теперь давайте проанализируем с этих позиций вышеупомянутые "версии", выдвинутые сторонниками таких понятий и взглядов. Сначала рассмотрим цитату из статьи "Камчадалы: прошлое, настоящее, будущее" - (1990 г.). Автор С.И. Вахрин - Председатель ученого совета Камчатского областного краеведческого музеяв 1980-е годы.. В данной статье он утверждает, что "Камчадалы - особая этническая группа коренных жителей Камчатки, образовавшиеся в условиях более чем двухсотлетней изоляции народов Камчатки в результате ассимиляции коренного (аборигенного) населения Камчатки и русских старожилов из числа казаков и крестьян переселенцев". Согласно этого тезиса - ассимилируются как коренные жители Камчатки, так и русские старожилы. Это означает, что коренные жители Камчатки усваивают духовные ценности русских, а русские наоборот воспринимают духовные ценности ительменов, при этом как те, так и другие утрачивают все свои родные духовные ценности. Ведь в этом суть и закономерность процесса ассимиляции. Таким образом, из сказанного следует, что ительмены и русские всего лишь заменились местами: ительмены стали наподобие русских, а русские уподобились ительменов. А где же "особая этническая группа" и где "новый народ"? На практике этого не случилось, т.е. "новый народ" не появился, и возникнуть в новых условиях он не может. Конечный итог, как видите, отрицательный. Однако Сергей Иванович продолжает стоять на своем. Более того, он прилагает усилия к тому, чтобы протолкнуть свою "версию" в жизнь, но теперь уже через государственные органы. Так 21.06.1991 года он пишет письмо Председателю комитета по проблемам коренных жителей Камчатки и межнациональных отношений на тему "К вопросу о статусе "камчадалов". Но в этом письме вышеупомянутая формулировка уже несколько изменена и звучит она так: "Камчадалы - этническая группа аборигенов Камчатки и ассимилированная в ней, в результате более чем двухсотлетней внешней изоляции Камчатки, группа русских старожилов из числа казаков землепроходцев и крестьян переселенцев, переселившихся на полуостров в первой половине ХVIII века". Сергей Иванович явно противоречит сам себе, так как в этом случае "камчадалы" представлены уже в ранге существующих "камчадалов" и ассимиляция их не затрагивает, а в предыдущей цитате он утверждал, что "камчадалы" произошли в результате ассимиляции. Но по этому поводу Сергей Иванович никаких разъяснений не дает. А где настоящая правда? Догадывайтесь сами. Кроме этого совершено непонятно почему он "пристегнул" к существующим "камчадалам" группу русских старожилов. Так сформулирована его цитата, которую привожу еще раз, но в сокращенном виде: "Камчадалы - этническая -… группа… и ассимилированная в ней, …, группа русских старожилов…" А теперь вдумайтесь, если "камчадалы" и до появления русских на Камчатке были "камчадалами", тогда при чем тут ассимиляция русских и двухсотлетняя изоляция? Ответа нет, и нигде не найдете. Добавить к этому можно только то, что все утверждения С. Вахрина по проблемам "происхождения камчадалов" голословны, противоречивы и очень запутаны. Вместе с этим они вызывают самые настоящие сомнения и много вопросов. Вот некоторые из них. Допустим, если "камчадалы" новый народ, тогда почему у них нет своего языка? А язык, как известно, развивается вместе с народом. По определению виднейших ученых языковедов А.А. Шахматова и С.И. Ожегова история народа тесно взаимосвязана с историей языка. В языке отражается вся жизнь и мудрость народа. Уже это опровергает существование так называемых "камчадалов". Такого народа в природе нет и не может быть. Большое сомнение вызывает и следующий вопрос: как может и может ли в среде уже существующих двух народов, говорящих на разных языках, у каждого своя культура, традиции и т.д. при этом если он "новый", по счету третий народ, тогда он должен по национальным признакам в корне отличаться от первых народов. Но как это может получиться, если он живет под воздействием тех языков и тех двух культур, которые уже есть, как можно изобрести в этих условиях третий язык, новую культуру и т.д. Очень сомнительно. И еще один вопрос: достаточно ли двухсот лет для возникновения нового человека и, тем более, целого народа? Думается очень и очень недостаточно. Двести лет это всего лишь миг в истории человечества. А народ не Буратино.… Это живые существа, люди, которым надо было не только возникнуть, но и пройти все стадии своего развития, организоваться в единое национальное сообщество, изобрести свой неповторимый язык, создать свою уникальную культуру и прочие духовные ценности. Разве можно все это создать и наработать в течение двухсотлетнего периода? Безусловно, нет, в такие рамки уложится просто невозможно. В истории человечества этот процесс, начиная от появления человека и до образования национального сообщества, занял более двух миллионов лет. Поэтому и ассимиляция, и "двухсотлетняя изоляция" не могут служить обоснованием теории возникновения нового человека и тем более целого народа. Это исключено. В новых исторических условиях новый народ возникнуть не может. Наоборот, в период ассимиляции один из двух народов исчезает, т.к. он сливается с другим народом и начинает жить по образу этого народа, утратив свои родные духовные ценности, в том числе и национальные самосознание. О чем наглядно свидетельствуют жизнь современных "камчадалов". Так что "идеи" С.Вахрина абсолютно надуманы и не выдерживают никакой критики. Следующая версия о происхождении "камчадалов" принадлежит П.П. Косыгину - бывшему Президенту ассоциации камчадалов Камчатки. Отвечая на запрос Л.П. Прокопьева, председателя Госкомитета по делам национальностей РСФСР (23.10.1991 г.) Пантелей Петрович пишет следующее: "Доказано научными и этнографическими данными, что камчадалы, как самостоятельный народ, образовался от смешанных браков коренных жителей (аборигенов) и русских старожилов (казаков и крестьян-переселенцев ХVII-XVIII в.в.) Однако он почему-то не указал, кто автор этих доказательств и не раскрыл процесс, как происходит "образование" нового человека и народа в смешанных браках. Поэтому искать истину по этой проблеме нам придется самим. Сначала напомню, что смешанные браки - это, когда муж и жена разных национальностей. Значит, каждый из них представляет собой частичку своего народа. Это взаимосвязь отдельного человека с его народом, в национальном смысле, думаю, никто опровергать не станет. Если эта взаимосвязь существует, когда ассимиляция распространяется и на каждую семью смешанных браков. Выше мы уже познакомились, как происходит процесс ассимиляции на уровне всего народа (или его части). А здесь давайте проанализируем, как происходит этот процесс на уровне отдельной семьи при смешанных браках. Процессу ассимиляции подвергаются в основном дети и значительная часть молодых людей. А взрослые и тем более пожилые люди в этом процессе участвуют гораздо реже. При смешанных браках процесс ассимиляции начинается с ребенка и влияет на него с первых дней появления его на свет. Сначала он улавливает особенности своих родителей, их тепло (физическое и душевное), а потом когда он начинает понимать значение слов, тогда он уже воспринимает и впитывает в себя и другие духовные ценности, но пока только от своих родителей. А по мере взросления ребенок начинает общаться и с ровесниками за пределами своей семьи. В этот период ребенок начинает ассимилироваться в сторону одного из родителей, что связанно с тем какое общество (в национальном смысле) окружает эту семью. Допустим, если один из родителей русский, второй - ительмен, а окружающие их общество в основном состоит из ительменов, тогда и ребенок будет усваивать духовные ценности родителя-ительмена и ительменского общества в целом. А если в данном населенном пункте будут преобладать русские, тогда и ребенок будет ассимилироваться в сторону русского родителя и окружающего их русского общества. Таким образом, ребенок от смешанного брака становится наподобие одного из родителей из своих родителей и того национального сообщества, которое окружает эту семью в данном населенном пункте. Но и в этом случае, как мы убедились, новый человек "особой национальности", который отличался бы от своих родителей, не возникает, и возникнуть не может, так как ребенок растет и развивается под воздействием своих родителей и окружающего их национального сообщества. В этом я убежден и абсолютно уверен. А как Пантелей Петрович умудрился путем смешения браков "вывести новый народ" непонятно - это удивительно и очень загадочно. Как может появиться у родителей: ительменки и русского ребенок совершено другой национальности - это полнейшая нелепость и бессмысленность. Такого быть не может. Ведь каждый народ отличается от другого народа, прежде всего языком, своей особой культурой и другим, только им присуще национальным признакам. А ребенку вообще не под силу создавать какие-то новые национальные ценности. Идея П. Косыгина опровергается и мировым опытом. В каждом государстве есть много смешанных браков, но появление новых народов не наблюдается. Наоборот количество наций на Земле постепенно сокращается, и в основном исчезают малые народы. Так что "версия" П.П. Косыгина о происхождении "камчадалов" от смешанных браков настоящую истину не отражает и не соответствует действительности. Особую позицию по этой проблеме занимает Н.Н. Орехова - бывший президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Соболевского района Камчатской области. Ее "понятия" по существу с версиями С.Вахрина и П. Косыгина не совпадают. Если первые двое пытаются утверждать, что "камчадалы" произошли…, то Нина Николаевна провозглашает просто, что "Есть такая национальность - камчадалы". Под таким заголовком напечатана ее статья в газете АК от 01.04.1998 года. Но это утверждение ни чем необоснованно и историческими фактами не подтверждено. О чем она чистосердечно признается в этой же статье: "Дайте нам время на законных и исторических фактах доказать - кто мы все-таки: камчадалы или ительмены?" Заканчивается уже 2005 год, но каких-либо доказательств еще нет и, будут ли они когда-нибудь неизвестно? А утверждения подобного рода периодически появляются. Так, например, в письме Управлению по делам национальностей Камчатской области (22.12.1999 г.) она еще раз подтверждает, что "… такая национальность, как камчадалы, была, есть и существует…". А в статье "Юбилей, который есть" говорится уже и о том, что "…и до 1740 года на месте г. Петропавловска-Камчатского находились ительменские и камчадальские поселения" ("Рыбак Камчатки" № 36, 07.09.2000 г.) Однако, где значится и откуда извлечен настоящий факт она не сообщает. Поэтому можно предполагать, что этот факт надуманный, так как он противоречит сведениям историка И.И. Огрызко. В научный работе, которого говорится совершенно другое: "…по реке Суаачу (Аваче) и Авачинской губе, - пишет он, - было 12 ительменских поселений…" (5). Как видите говорится только об ительменских поселениях, а камчадальские поселения в его работе вообще не упоминаются. Других более обоснованных доводов в защиту существования "камчадалов" у Нины Николаевны нет, а те которые мы рассмотрели, можно сказать, весьма примитивны, легковесны и голословны. Дать им более лояльную оценку невозможно. Таким образом, рассмотрев доводы (версии) С.Вахрина - П.Косыгина "о происхождении камчадалов" и Н. Ореховой, что "камчадлы существовали всегда" можно сделать вывод о том, что все выше представленные доводы "версии" являются не более чем мифическими "мыльными пузырями", наполненные искаженными домыслами и понятиями. В них ни логики фактов, ни научной истины, ни правды, и не соответствует исторической действительности. Закономерность такого вывода подтверждается тем, что, во-первых, все "версии" всех авторов исторически не обоснованы и достоверными фактами не подтверждены. Следовательно, они существу не объективны. Во-вторых, все утверждения наших местных авторов прямо противоположны утверждениям таких ученых как С.П. Крашенинникова, Г.В, Стеллера, Е.П. Орловой, Н.Н. Дикова и других. Однако они их не опровергают и даже не критикуют. В-третьих, доводы С.Вахрина, П.Косыгина и Н. Ореховой явно несовместимы между собой и противоречат друг другу, при этом никто из них эти разногласия не замечает, и относятся к ним терпимо, т.е. они друг друга так же не критикуют и не опровергают. Кроме этого ни один из названных авторов не отстаивает и не защищает провозглашенные им доводы. И нигде не доказывает, что именно его "версия" самая правильная и реально отражает жизнь "камчадалов". Таких доказательств в документах не зафиксировано. Видимо следует отметить и то, что С.Вахрин, П. Косыгин и Н. Орехова вольно или невольно, но в результате необдуманных действий встали на ложный и очень опасный путь и тем самым они стали активными сторонниками раскола ительменского народа. Такого печального исхода мы допустить не можем и не имеем права. Следовательно, перед ительменским сообществом стоит задача исторической важности, суть которой сохранить свой народ и обеспечить ему достойную жизнь наравне с другими народами мира. |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Ливерий Спешнев: По древней шахме ительменов 01 нояб 2009 20:46 #1393
|
23.01. 2008 "Аргументы и факты на Камчатке"
«Мы не русские, а камчадалы» В новогоднем интервью нашей газете камчатский писатель С. Вахрин рассказал о том, что планирует издать отдельной книгой свое исследование, посвященное камчатским фамилиям. — Сергей Иванович, а почему вы выделяете понятие «камчатская фамилия»? Чем она отличается от московских или саратовских? Жирков — камчатская фамилия? — И очень популярная. — Извините, но это футболист ЦСКА, который к Камчатке не имеет никакого отношения. Вообще, откуда пошла эта тема? В 90-х годах прошлого века на Камчатке возникла довольно острая ситуация. Вдруг, откуда ни возьмись, появились люди, которые заявили: «Мы — не русские. Мы — камчадалы!» Какие камчадалы? Мы все, кто живет на Камчатке, — камчадалы! А они отвечают — нет. Все, кто живет на Камчатке — камчатцы. А мы — малочисленный, но отдельный народ. Почитайте Крашенинникова. А где же вы раньше были? Почему столько лет про вас ничего не было слышно? Да потому что после большевистского переворота, после Приполярной переписи северных народов 1926 года советский этнограф Елизавета Орлова сделала вывод: поскольку местные аборигены не говорят на своем аборигенном языке, то и аборигенами их считать нет смысла. Будем считать их русскими! Вот так древний род камчадалов был предан забвению. Хотя при царе все эти люди имели статус северного народа, и даже, в отличие от русских, которые платили государству налоги, платили ясак, то есть, с казной рассчитывались добытой пушниной. Как крестили аборигенов — А откуда пошли камчадалы? — Это тот же самый народ, что и ительмены. Только к ним нужно еще добавить и жителей южной Камчатки — так называемой во времена Крашенинникова, Курильской землицы. И когда в конце прошлого века эти люди захотели возродиться как народность, стал вопрос — а каким же образом можно выделить камчадалов? И тогда появилось решение — при крещении (а этим занимались пришлые «в Камчатку» священники и казаки) камчадалам давались фамилии их крестителей. Жители дореволюционных сел и поселков были принуждены к оседлости и не имели права свободного переселения. Поэтому в каждом населенном пункте оказывались люди с одной и той же фамилией или небольшой группой фамилий. Вот по этим — уже чисто «камчатским» фамилиям и можно было с наибольшей вероятностью определить принадлежность к камчадалам. Кроме того, я попытался проследить судьбу некоторых обладателей этих фамилий, и вдруг оказалось, что у многих из них эта судьба удивительна и уникальна. Я увлекся этим настолько, что даже не заметил, что материала накопилось на целую книгу. Скажем, на Камчатке хорошо известна фамилия Логинов (или Лонгинов). Изначально она принадлежала русскому священнику. Её же он давал камчадалам при крещении. Одна из Логиновых — Ксения вышла замуж за английского путешественника Кохрена. Когда тот умер, она вернулась в Россию и вышла замуж за будущего вице-адмирала Анжу (того самого, который с Фердинандом Врангелем искал Землю Санникова). Ее дочь от этого брака стала женой сына декабриста Владимира Штейнгеля, детство и юность которого прошли на Камчатке. Подпругины из Паратунки были в родстве с легендарным святителем Иннокентием — епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Сейчас я выясняю историю происхождения рода Аббакумовых из поселка Малки. Люди очень интересные. Среди них есть рыбопромышленники, энергетики. А по линии их матери (Вероники Болдыревой) — есть даже академик. Удивительные судьбы — И все-таки, если быть точным, речь идет не о камчатских, а о камчадальских фамилиях. — Изначально, о камчадальских. Но мое исследование со временем расширило рамки. Приведу только один пример. Есть камчадалы Сновидовы. Сновидов — политический ссыльный времен Елизаветы, сосланный на Камчатку. А еще был однофамилец — священник Сновидов, который крестил своей фамилией камчадалов. Таким образом, на полуострове появились две линии Сновидовых. Хорошо известна фамилия Коллегов. Есть корякский род Колеговых (с одной л), есть ительмены Коллеговы (пос. Ключи). И есть потомки казаков Коллеговых из Нижне-Камчатска. Все они разные по крови, по месту жительства, а фамилия у них одна. Есть похожие фамилии. Скажем, Новограбленные — пошли из Начик (переселенцы с юго-западной Камчатки), Новограбленовы (исторически тоже Новограбленные, но казаки) — из Петропавловска. — Вахрин — тоже камчатская фамилия? — И я, и моя жена — коренные камчатцы. Предки по линии жены — казаки Усовы, пришедшие на Камчатку во времена Атласова. Предки по моей линии — староверы Хомченко, сосланные сюда еще при царе. Мой дедушка — белогвардеец, каппелевец, враг народа, в 30-е годы был расстрелян. Дедушка моей жены строил телеграфную линию и остался на Камчатке в основанном им с группой русских селе Русь, занимался охотой и рыбалкой. В 1937-м его тоже расстреляли. Поэтому очень долго в таких семьях, как наша, и русских, и камчадальских, о своих отцах и дедушках старались помалкивать. Но сегодня многие хотят знать — кто мы? Откуда мы? Кто наши предки? Главное, ради чего я взялся за свою новую книгу, — помочь обладателям камчатских фамилий осознать свою сопричастность с историей и с российским народом. Кстати, если кто-то хочет ближе по-знакомиться с историей камчатских фамилий (а это не только фамилии аборигенов и старожилов, но и тех людей, которые оставили добрую память в истории нашего полуострова), я приглашаю в раздел «Камчадалы» на сайте www.fishkamchatka.ru. |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Ливерий Спешнев: По древней шахме ительменов 22 сен 2014 21:04 #1523
|
Прикольно. Познавательно так читать о людях живших в той эпохе.
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|