Камчатка: SOS!
Save Our Salmon!
Спасем Наш Лосось!
Сохраним Лососей ВМЕСТЕ!

  • s1

    SOS – в буквальном переводе значит «Спасите наши души!».

    Камчатка тоже посылает миру свой сигнал о спасении – «Спасите нашего лосося!»: “Save our salmon!”.

  • s2

    Именно здесь, в Стране Лососей, на Камчатке, – сохранилось в первозданном виде все биологического многообразие диких стад тихоокеанских лососей. Но массовое браконьерство – криминальный икряной бизнес – принял здесь просто гигантские масштабы.

  • s3

    Уничтожение лососей происходит прямо в «родильных домах» – на нерестилищах.

  • s4

    Коррупция в образе рыбной мафии практически полностью парализовала деятельность государственных рыбоохранных и правоохранительных структур, превратив эту деятельность в формальность. И процесс этот принял, по всей видимости, необратимый характер.

  • s5

    Камчатский региональный общественный фонд «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» разработал проект поддержки мировым сообществом общественного движения по охране камчатских лососей: он заключается в продвижении по миру бренда «Дикий лосось Камчатки», разработанный Фондом.

  • s6

    Его образ: Ворон-Кутх – прародитель северного человечества, благодарно обнимающий Лосося – кормильца и спасителя его детей-северян и всех кто живет на Севере.

  • s7

    Каждый, кто приобретает сувениры с этим изображением, не только продвигает в мире бренд дикого лосося Камчатки, но и заставляет задуматься других о последствиях того, что творят сегодня браконьеры на Камчатке.

  • s8

    Но главное, это позволит Фонду организовать дополнительный сбор средств, осуществляемый на благотворительной основе, для организации на Камчатке уникального экологического тура для добровольцев-волонтеров со всего мира:

  • s9

    «Сафари на браконьеров» – фото-видеоохота на браконьеров с использованием самых современных технологий по отслеживанию этих тайных криминальных группировок.

  • s10

    Еще более важен, контроль за деятельностью государственных рыбоохранных и правоохранительных структур по предотвращению преступлений, направленных против дикого лосося Камчатки, являющегося не только национальным богатством России, но и природным наследием всего человечества.

  • s11

    Камчатский региональный общественный фонд «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» обращается ко всем неравнодушным людям: «Save our salmon!» – Сохраним нашего лосося! – SOS!!!

  • s12
  • s13
  • s14
  • s15
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3

ТЕМА: Камчатские династии

Камчатские династии 13 окт 2009 20:33 #7

  • imported_admin
  • imported_admin аватар
Еще недавно все мы (или в своем большинстве) были "Иванами, не помнящими родства". Как правило, и сегодня многие еще помнят своих дедушек-бабушек но ничего не знают о роли своей династии в жизни страны и мира в прошлые века. А история династий может оказаться весьма впечатляющей даже для нашего, выросшего на ужастиках и фантастике веке. И мы уверены, что в теме "Камчатские династии" будут рассказаны самые невероятные (и героические, и юмористические) истории из жизни своих далеких предков.
Но прежде, чем рассказывать эти истории необходимо разобраться, кто есть кто в наших камчатских династиях? А поможет нам в этом известный исследователь камчатских фамилий, сотрудник государственного архива Камчатского края Елена Павловна Абрамова. А разговор мы начнем с географии камчатских фамилий, который поведут Е.А. Абрамова вместе с А.С. Сесицкой.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Камчатские династии 13 окт 2009 23:11 #501

  • imported_admin
  • imported_admin аватар
(по метрическим книгам и исповедальным росписям камчатских церквей 1885-1925 гг.)

Е. П. Абрамова, А. С. Сесицкая

Изучение фамилий как наследственного имени семьи ценно для науки, поскольку позволяет полнее представить исторические события. Изучением фамилий занимается антропонимика, анализ каждой фамилии - это целая научная задача, трудоемкая, сложная и не всегда решаемая. Но этимология - не единственная цель антропонимики. Не менее интересен географический аспект изучения фамилий, который позволяет проследить маршруты миграций населения, как в рамках целой страны, так и в пределах одного региона. Кроме того, исследование географического распространения фамилий позволяет выявить такие факторы, как преобладание определенных фамилий, ареалы их распространения, скопления носителей одной фамилии.

Массив архивных источников генеалогической информации очень обширен. Основными из них являются: метрические книги, обыскные книги (книги брачных обысков), писцовые книги, исповедальные росписи, посемейные списки, клировые ведомости, родословные книги, формулярные списки. Из документов, содержащих генеалогическую информацию, Государственный архив Камчатской области (ГАКО) располагает метрическими книгами (с 1885 по 1925 г. включительно), обыскными книгами, исповедальными росписями.

Метрические книги стали вестись в России с 1722 г. После Октябрьской социалистической революции 1917 г. метрические книги и задача регистрации гражданского состояния населения были переданы из ведения церкви государственным службам. Метрические книги состоят из трех частей: запись о рождении/крещении, запись о браке / венчании, запись об умершем / погребенном. Брачные обыски составлялись перед венчанием причтом церкви, данный документ должен был удостоверять отсутствие родства вступающих в брак. В исповедальной росписи (преимущественным временем исповеди был Великий Пост) велось три именных списка: в первый вносились все прихожане, бывшие у исповеди, во второй - не бывшие и в третий - раскольники.

К сожалению, массив данных документов представлен в фондах ГАКО не полностью. Во-первых, он ограничен временными рамками: документы ранее 1885 г. находятся на хранении в Российском Государственном историческом архиве Дальнего Востока (г. Владивосток). Во-вторых, часть метрических книг не сохранилась и не была передана на хранение в ГАКО. Например, отсутствуют метрические книги по Мильковскому району за период с 1917 по 1924 г., нет метрических книг по Усть-Большерецкому району за 1899 и 1924 гг., что, разумеется, усложнило работу и сказалось на объективности полученной информации.

Фамилии существуют у русских только с XVI в., большинство фамилий появились позже этого времени. Они возникали из наличных на определенной территории в определенное время слов и формантов по присущим там и тогда закономерностям. Распространение фамилий не охватывало сразу всю территорию страны и зависело от уровня социально-экономического развития отдельных регионов.

Подавляющее большинство фамилий Камчатки - это фамилии, принесенные сюда пришлым русским населением - казаками, промышленниками, крестьянами. Ассимиляция их с местным населением происходила самым естественным путем - посредством браков (преимущественно русских на камчадалках, учитывая малочисленность русских женщин), дети от которых получали русские фамилии.

Русским (казачьим) было основное население долины р. Камчатки - городов-острогов Верхне-Камчатска и Нижне-Камчатска, возле которых соответственно появились две русские деревни - Мильково и Ключи. Мильковские крестьяне женились преимущественно на женщинах с. Ключи и Нижне-Камчатска. В результате почти все семейства в Мильковском и Ключевском селениях, как отмечал Головнин, "состояли между собой в каком-нибудь родстве" (2, с. 289). Несколько позднее Дитмар обратил внимание на то, что "население Мильково во всех отношениях сходно с населением Ключей" не только внешним видом, но и особенностями разговорной речи (диалектом), укладом жизни (1, с. 159). Действительно, вариативность фамилий в данном районе невысока. Однако можно выделить наиболее распространенные в Милькове, Нижне-Камчатске и Ключах. В Милькове наиболее часто встречающимися и конкурирующими между собой по частоте фамилиями в рассматриваемый нами период являются Бобряковы, Плотниковы, Машихины, Слободчиковы, в Нижнекамчатске - Савинские, Расторгуевы, Шмагины, в Ключах - хотя здесь часты фамилии Кречетов, Чудинов, Ласточкин, фамилия Ушаков безоговорочно преобладает на протяжении всего периода. Такое же явное доминирование одной фамилии встретилось нам в метрических книгах Паланской церкви, причем эта фамилия - Мохнаткин - не повторилась больше ни в одном другом районе. Вслед за ней очень частыми здесь являются фамилии Наянов, Панкарин и чуть менее частыми - Чечулин, Яганов, Никифоров. Интересно, что перечисленные фамилии практически не повторяются в метриках Тигильской церкви, хотя оба населенных пункта - Палана и Тигиль географически относятся к одному району. В метриках Тигильской церкви часты фамилии Краснояров, Причин, Данилов, Абрамов, Стрельников, Косыгин, Шемаев, Плотников, однако выделить одну или две наиболее распространенных фамилий достаточно сложно, поскольку среди них нет явного преобладания той или иной фамилии. Зато фамилия Чечулин (встречается и другое написание - Чечулен) является очень частой в Карагинском районе (Дранка), здесь же часты фамилии Никифоров и Гуторов. Кроме этих двух районов (Тигильского и Карагинского), фамилия Чечулин встречается в Соболевском районе. Также общими для этих трех районов являются фамилии Суздалов и Уваровский.

Фамилия Слободчиков распространена практически повсеместно, однако чаще, чем в других районах, она встречается в Соболевском, конкуренцию ей здесь составляют фамилии Заев, Вагин, Запородский. Заметим, что также, как и фамилия Слободчиков, практически повсеместно встречается фамилия Сновидов (в Палане, Нижне-Камчатске, Большерецке, Облуковино, Ключах, Петропавловске). Фамилии Уксусников и Бречалов, частотность которых была выше в Большерецком районе, встречаются в Тигильском и Соболевском районах. К наиболее частым в Большерецком районе можно также отнести фамилии Панов и Кривогорницын.

На Командорских островах наиболее распространенными являлись фамилии Ладыгин, Волокитинов, Бодаев, Григорьев, Голодов, Паньков, Шаньгин. Видимо, в силу островного расположения данной территории, здесь практически не встречаются фамилии, распространенные по всей Камчатке.

Из-за большей, чем в остальных районах, численности населения и, вследствие этого, большой вариативности фамилий, труднее выделить наиболее популярные фамилии в Петропавловском районе (который включал в себя населенные пункты Завойко, Авача, Коряки, Николаевка, Начики, Паратунка, Сероглазка). В Завойко (сейчас Елизово) чаще встречаются Заочные, Винокуровы, Бибиковы, в Паратунке - Тюменцевы и Подпругины. Довольно распространенные фамилии в районах встречаются и в метрических книгах Петропавловской церкви - Косыгин, Машихин, Ворошилов, Ушаков, Слободчиков, Толман. В 1912 г. Камчатка была открыта для вольного заселения и переселенцы водворялись преимущественно в Петропавловском уезде. Таким образом, появилось множество "пришлых" фамилий: Паутов (крестьяне Тобольской губернии), Табачников (крестьяне Самарской губернии), Баданов (крестьяне Казанской области), Рузанов (крестьяне Симбирской губернии), Коланчук (крестьяне Киевской губернии), Краев (крестьяне Вятской губернии) и многие другие.

В связи с возросшим в последнее время интересом к своим родословным, о чем свиде-тельствуют многочисленные обращения в наш архив, хотелось бы затронуть еще один аспект генеалогического поиска. Встречаются в метрических книгах и исповедальных росписях фамилии, на Камчатке известные - Атласов, Хотунцевский, Крашенинников, Логинов, Сновидов, Трапезников. Крайне заманчиво "привязать" их к одному лицу, прославившему свое имя на Камчатке славными делами - казаку Владимиру Атласову, промышленнику Никифору Трапезникову, руководителю духовной миссии Иоасафу Хотунцевскому, священникам Петру Логинову или Стефану Никифорову, прибывшим на Камчатку вместе с миссией Хотунцевского. Многие фамилии - Савинский, Зимин, Расторгуев, Помаскин, Мутовин - можно считать наследием пребывания на Камчатке так называемого "сомовского батальона", располагавшегося в долине р. Камчатки в начале ХIХ в. Наследием - возможно, наследниками - не всегда.

Не следует забывать, что процесс колонизации Северо-Востока Сибири сопровождался христианизацией местного населения, поскольку церковь всегда являлась орудием колониальной политики государства (и не только в России). При крещении новообращенному зачастую давали фамилию одного из восприемников (крестных), поскольку местное население, разумеется, было бесфамильным. Среди русского населения самым распространенным способом образования фамилии было превращение в таковую отчества или дедичества - Иванов, Петров, Федоров. Возможно, сложность произношения для пришлого русского населения традиционных камчадальских имен также обусловила традицию принятия фамилии одного из восприемников. В начале ХХ в. христианизация, разумеется, не проходила в таких масштабах, как в более ранние периоды, но и в 1903 г. в метрической книге Паланской церкви встречаем следующую актовую запись: "Гизигинского округа Каменского рода девица Ленькевев, во Святом крещении наречена Александра Николаева Черных", 12 лет. Восприемники: Священник Николай Лонгинов, Пустуредского селения Камчадала Павла Иоаннова Черных жена Мария Иоаннова Черных. Как видим, отчество в данном случае было дано по имени священника, а фамилия - по фамилии одного из восприемников - Черных (3, л. 52).

Чтобы проследить генеалогию хотя бы одной из указанных фамилий и доказать, что, например, Хотунцевские, проживавшие в Тигиле в 1895 г., имеют какое-либо, пусть даже отдаленное, родство с самим Иоасафом Хотунцевским, потребуется очень длительная и кропотливая работа с фондами не одного архива.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Камчатские династии 13 окт 2009 23:27 #808

  • Камчадал
  • Камчадал аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 1401
  • Спасибо получено: 4
  • Репутация: 0
Елена Павловна, такой вот к вам вопрос, связанный с "сомовским батальоном" и вообще с военной историей Камчатки.

1. Сохранились ли на Камчатке потомки из числа военнослужащих этого батальона -- ведь это были особые части, подобные тому, которые пот ом вводил Аракчеев, -- солдаты-поселяне, которые не только должны были обзаводиться семьями, но и привозили свои семьи с материка. Остался ли какой-то след в истории Камчатки -- или все они были вывезены с полуострова.

2. В составе 47 флотского экипажа при губернаторе Завойко в основном были уроженцы Камчатки, но в 1855 году этот Камчатский экипаж был переведен, как уже Амурский, в Николаевский-на-Амуре порт. Какова дальнейшая судьба камчадалов -- возвращались ли они назад, домой, или оставались в чужих краях, обживая Амур.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Камчатские династии 14 окт 2009 00:37 #1042

  • Skif
  • Skif аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 56
  • Репутация: 0
о первой русской женщине на Камчатке - а ведь именно они, наши женщины, основа основ любой, в том числе и камчатской, династии.

Далее цитата с
http://sirin-from-shrm.livejournal.com/153832.html

"Только что вернулась с концерта, посвященного 40-летнему юбилею хора им. В. Михалева (д/к "Сероглазка"). Впечатления описывать не берусь. Это уникальный коллектив.

Просто расскажу об одном номере, который они исполнили. К сожалению, не удалось запомнить конферанс. Суть в следующем...

Виктор Михалев - создатель этого хора. Умер 3 года назад, не дожив до 40-летия коллектива. Это самодеятельный коллектив! Но голоса - дай боги профессионалам. Плюс - артистизм и, по-видимому, грамотное управление. Четыре форте они делают легко, а вот четыре пиано получается не у всех :-)

Но - самое главное! Что меня свалило напрочь. В. Михалев написал кантату про освотелей Камчатки. К сожалению, я не успела записать, кто автор текста. Исполнялся один номер. "Зов атамана". Слава богам, у меня с собой был диктофон, и я записала. Запись плохая, слова не разобрать. Что не расслышала - дописала от себя. Чтобы петь. Просто... Потому что не могу...

Цепь собачьих упряжек,
Под горою рябина.
Над Камчатской землею
Проплывают века.
Где же ты, Степанида,
Дай мне знать, Степанида!
Отзовись, Степанида,
Не томи казака.

Слабый рокот вулкана,
Серебро океана.
Над Камчатской долиной
Образ женской руки.
Ты омой, молодица
Хлопцу свежие раны,
Зачерпни мне водицы
из Камчатки-реки.

Мне в могилу убийцы
Положить обещали
Атаманову саблю
Да казачью пищаль.
Я, Владимир Атласов,
Я вернусь, Степанида!
Под крестом, но не сломлен,
Я вернусь, обещал!

Мне товарищи в злобе,
Шлют шальные угрозы.
Но любовью дорогу
Я найду в этот в дом!
Перебрось мне за плечи
Свои черные косы.
Брови – крылья гагары,
Девка – кровь-с-молоком.

Белым пеплом клубятся
Вьюги рядом со мною.
Не умею смиряться,
Я рожден побеждать.
Ты на что, Степанида,
Стала мужней женою?
Без меня, Степанида,
Век тебе вековать!

Скачать файл для прослушивани (2 Мб): тут.

Восстановить текст мне помог вот этот отрывок из произведения Николая Семченко «Край света» (романтическое повествование с двойным сюжетом)"
Skif
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Камчатские династии 15 окт 2009 19:20 #1231

  • Камчадал
  • Камчадал аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 1401
  • Спасибо получено: 4
  • Репутация: 0
Степанида Атласова, вероятно, была якуткой, а не русской, как и у большинства якутских казаков. Вопрос в другом - была ли она, действительно, единственной женщиной, последовавшей за мужем на Камчатку? Помнит ли история еще и другие имена? Единственное, что я сам помню из камчатской истории -- это женщины, которые бежали с Камчатки вместе со своими мужьями в 1771 году (Большерецкий бунт). Об этом можно подробно прочитать на этом же сайте в разделе "Камчатские имена -- Беньевский", а вот примеров с другими "степанидами" что-то не припомню. Может кто-то знает?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Камчатские династии 16 окт 2009 14:22 #1388

  • GOODWILL
  • GOODWILL аватар
Документы о формировании Камчатского полка А.А.Сомова

Павел I получив записку от Иркутского губернатора Людвига Нагеля датированную 11 августа 1798 г. о том, что полуостров Камчатка по своему положению удален от материка, и что в случае нужды неоткуда ждать помощи, то необходимо быть особому военному начальнику, который бы заведовал и гражданской частью.

В связи с этим Павел I издает Указ от 3 октября 1798 г. О том, что быть батальону полковника Сомова полка, которому предписывалось расположиться в Камчатке и состоять шефской роте в Нижнем Камчатске и по одной роте при штабе офицера в Большерецке и в Петропавловской гавани.

И 19 сентября 1801 года выходит Именной Высочайший Указ Иркутскому военному губернатору об учреждении гарнизонного Камчатского полка.

Сомов, получив предписание о приведении в исполнение Высочайшей воли, 26 мая 1802 г. писал: "Шефу полка со своим штабом находиться в Верхнекамчатске, как центре расположения войск, с тем, чтобы и гренадерская, и моего имени рота поселилась близ Верхнекамчатска. Большерецкий гарнизон перевести к устью р. Камчатки для содержания там караулов. По сему расположению уповаю я, что здешния войска в полном довольствии, и гарнизон будет в исправности и готовности к отражению неприятельского нападения"

В другом же рапорте от 5 августа 1802 г. доносил Государю, что он уже приступил к постройке необходимых зданий в предположенных им к заселению местах и подготовлению земли к хлебопашеству.

В конце 1802 года Сомов подал прошение о выезде из Камчатки по слабости здоровья. Просьба его была уважена, и он покинул Камчатку.

В течение трех лет солдаты построили несколько изб.

С прибытием батальона в Камчатку нижние чины бросили казенное обмундирование и завели себе туземную одежду из звериных шкур, соответствующую климату.

В 1810 г. Команда камчатская, состоящая из 18 офицеров, 415 нижних чинов и 305 кантонистов.

В 1813 г. Батальон был расформирован. К этому время состояло в Камчатке: солдат 591, кантонистов 160, казаков 346, упраздненных команд нижних чинов 27, на инвалидном содержании 22, артиллеристов 42.

Солдатам было предложено остаться на поселении в Камчатке, и тем, которые согласятся, раздать казенный скот и семенной хлеб.

Остаться на поселении согласились 50 человек. Часть солдат поступила на формирование Петропавловской морской роты, несколько человек зачислено в казачью команду, а остальные 130 человек были отправлены в Иркутск.

Конечно же нас интересуют фамилии, которые носили служилые люди «сомовского полка»
Открывая роспись, города Нижнекамчатской церкви Успения пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворного мы видим камчатские фамилии, которые жили в этом городе в 1812 году.

Духовные: священник – Алексей Петров Логинов (49 лет), пономарь – Андеян Михайлов Никифоров (21год), диакон – Петр Михайлов Никифоров (25 лет), дьячок – Василей Васильев Шышкин (49 лет), пономарь – Георгий Алесеев Черных (18 (лет).

Камчатского гарнизонного батальона военные: прапорщик - Алексей Иванов Савинский (31 год), Петр Иванов Савинский (40 лет); унтер офицеры – Федор Иванов Савинский (34 лет); рядовые – Алексей Дмитриев Петров (32 года), Григорий Ильин Зимин (22 года); военные – Семен Иванов Помаскин (21 год), Никита Степанов Попов (22 года), Иван Стефанов Пермяков (39 лет), Аксентий Кузмин Потапов (38 лет), Филипп Яковлев Сметанин (50 лет), Иван Дмитриев Копылов (32 лет), Николай Петров Чюдинов (28 лет), Михаил Иванов Расторгуев (53 года), Киприян Осипов Помаскин (35 лет), Василей Петров Жуков (38 лет), Осип Кондратьев Пономарев (34 года), Осип Иванов Игнатьев (31 год),Василей Иванов Лазарев (39 (лет), Федор Фомин Мутовин (35 лет), Петр Иванов Корякин (38 (лет).

Отделения Императорского военно-сиротского дома блюдители: Василей Данилов Жирков (33 (года), Петр Григорьев Григорьев (43 (года), Козма Михайлов Петухов (34 года); воспитанники: Аким Степанов Попов (19 лет): военно-сиротского отделения воспитанники: Андрей Иванов Сысоев (18 лет), Иван Ильин Зимин (17 лет), Семен Николаев Черных (17 лет), Иван Трофимов Крупенин (16 лет), Василий Ильин Зимин (14 лет).

Штата просвянского (просвещения) писаря: Дей Андреев Падерин (30 лет); унтер офицеры: Семен Никитин Атласов (30 лет); служители: вдова Агрипина Чюдинова (32 года), вдова Дария Васильева Полякова (40 лет).

Отставные солдаты: вдова Наталия Логинова Сысоева.

Штатские: нет камчатских фамилий.

Потовая экспедиция: Василей Михайлов Расторгуев (36 лет)

Штатной городской команды подпоручик: Яков Алексеев Расторгуев (66 (лет); рядовые: Козма Герасимов Ушаков (64 года).

Казаки: Егор Ефимов Сысоев (47 лет), Иван Григорьев расторгуев (29 лет), Петр Павлов Сысоев (25 лет), Петр Петров Чюркин (38 лет)

Все имена даны как в документе.
РГИА ДВ, Ф. 1009, оп. 2, д.4
Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
Время создания страницы: 0.262 секунд