Камчатка: SOS!
Save Our Salmon!
Спасем Наш Лосось!
Сохраним Лососей ВМЕСТЕ!

  • s1

    SOS – в буквальном переводе значит «Спасите наши души!».

    Камчатка тоже посылает миру свой сигнал о спасении – «Спасите нашего лосося!»: “Save our salmon!”.

  • s2

    Именно здесь, в Стране Лососей, на Камчатке, – сохранилось в первозданном виде все биологического многообразие диких стад тихоокеанских лососей. Но массовое браконьерство – криминальный икряной бизнес – принял здесь просто гигантские масштабы.

  • s3

    Уничтожение лососей происходит прямо в «родильных домах» – на нерестилищах.

  • s4

    Коррупция в образе рыбной мафии практически полностью парализовала деятельность государственных рыбоохранных и правоохранительных структур, превратив эту деятельность в формальность. И процесс этот принял, по всей видимости, необратимый характер.

  • s5

    Камчатский региональный общественный фонд «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» разработал проект поддержки мировым сообществом общественного движения по охране камчатских лососей: он заключается в продвижении по миру бренда «Дикий лосось Камчатки», разработанный Фондом.

  • s6

    Его образ: Ворон-Кутх – прародитель северного человечества, благодарно обнимающий Лосося – кормильца и спасителя его детей-северян и всех кто живет на Севере.

  • s7

    Каждый, кто приобретает сувениры с этим изображением, не только продвигает в мире бренд дикого лосося Камчатки, но и заставляет задуматься других о последствиях того, что творят сегодня браконьеры на Камчатке.

  • s8

    Но главное, это позволит Фонду организовать дополнительный сбор средств, осуществляемый на благотворительной основе, для организации на Камчатке уникального экологического тура для добровольцев-волонтеров со всего мира:

  • s9

    «Сафари на браконьеров» – фото-видеоохота на браконьеров с использованием самых современных технологий по отслеживанию этих тайных криминальных группировок.

  • s10

    Еще более важен, контроль за деятельностью государственных рыбоохранных и правоохранительных структур по предотвращению преступлений, направленных против дикого лосося Камчатки, являющегося не только национальным богатством России, но и природным наследием всего человечества.

  • s11

    Камчатский региональный общественный фонд «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» обращается ко всем неравнодушным людям: «Save our salmon!» – Сохраним нашего лосося! – SOS!!!

  • s12
  • s13
  • s14
  • s15
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2

ТЕМА: Березовка, село

Березовка, село 18 март 2010 11:53 #1588

  • самборко
  • самборко аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 229
  • Репутация: 0
Вспоминает Стукалова Прасковья Тимофеевна.

В Березовку приехали в 1953 году. Сначала приехали по вербовке в Кировск. Потом, после путины, нам сказали, что есть оленьсовхоз.Мы поехали. Жить начинали тяжело. Свету электирческого не было. Четыре молодые семьи, в том числе и нас с мужем, поселили в доме-интернате. Там зимой жили дети коряков-оленеводов. Пола в доме не было, стояла железная печь из бочки. В первую ночь натопили печь, спать легли на топчаны. Ночью нас стали нестерпимо кусать клопы. Дело было летом-пошли нарезали шеломайника, постелили на пол,да так и уснули. Впоследствии клопов выводили соляркой.
Стали жить. В поселке был маленький магазин, строился клуб. Впоследствии завклубом был Николай Лаушкин.Директорами совхоза были Алексей Харитонов, Вышников, Партункевич, Шилов. В тундре паслись олени. Но уже к этому времени из Усть-Большерецка Степан Будько с Константином Пешевым пригнали коров и лошадей. Начали строить скотник, рядом телятник. С армии пришел Дмитрий Полежаев, стал работать на пилораме. Одновременно строили парники, забивали их навозом. Стали выращивать огурцы. Года через два уже снабжали детские учреждения и больницу с.Соболево огурцами. Париники охраняла Мария Асылова. Ведер не было, учились плести из лозы корзины для сбора картофеля. Чтобы конопатить дома, распускали канаты, теребили их и тем конопатили. Под капустную рассаду делали торфо-перегнойные горшочки. Торф брали на тундре в районе кладбища. Горшочки готовили зимой, замораживали их, а весной оттаивали. Народу в селе прибывало за счет переселенцев и вербованных из Кировска.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Березовка, село 12 апр 2010 07:12 #1690

  • самборко
  • самборко аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 229
  • Репутация: 0
Первооткрыватели Березовки слева направо Степан Будько,Василий Максимчук (муж сестры Будько),Струкачев. На заднем плане Иван Будько, брат Степана Будько. Начало 50-х годов

Attached files
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Березовка, село 12 апр 2010 07:18 #1784

  • самборко
  • самборко аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 229
  • Репутация: 0
Березвка 50- годов. Стоят слева направо Конькова, Полищук, Трапезникова, Будько, Канаева, сидят слева Кнут, Пешева

Attached files
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Березовка, село 15 дек 2010 09:03 #1867

  • самборко
  • самборко аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 229
  • Репутация: 0
Живет в нашем селе женщина – Прасковья Тимофеевна Стукалова. Если приходилось вам бывать на улице Совхозной, то наверняка обратили внимание на скромный домик с большим приусадебным ухоженным участком. Прасковья Тимофеевна сама содержит в образцовом порядке свое хозяйство, а оно у нее немаленькое огород, теплица, корова, теленок. Ежедневные заботы и хлопоты не дают ей сидеть на месте. Отличается наша односельчанка редкостным трудолюбием и жизнестокойстью.
27 октября Прасковья Тимофеевна отметила свой замечательный юбилей – 80-летие. За плечами у нее нелегкая жизнь. Детство пришлось на военные годы, своих детей поднимала одна, муж ушел рано…
Прасковья Тимофеевна – ветеран труда, трудовой стаж ее составил 44 года. Из них без малого тридцать лет приходится на совхоз «Соболевский», а начинала она еще в оленеводческом совхозе в Березовке. Много лет трудилась она в совхозе животноводом, к своим подопечным всегда относилась с душой, не жалея сил и времени. В ее домашнем архиве множество почетных грамот и благодарностей за добросовестный труд.
В день своего юбилея Прасковья Тимофеевна получила поздравления от пенсионного фонда, от односельчан и попросила нас от своего имени через газету выразить благодарность всем за теплые поздравления, за то, что ее не забывают и ценят за заслуги, ее вклад в развитие района. Прасковья Тимофеевна просила также выразить большую благодарность всем, кто помог ей и другим пенсионерам приобрести сено для корма скоту, поскольку заготовить его самим в этом году не позволили погодные условия.
Со своей стороны мы присоединяемся к поздравлениям. Желаем Вам, Прасковья Тимофеевна, крепкого здоровья, бодрости, всего самого доброго.

Гоняева О.П., Еловская О.Н. - работники библиотеки с. Соболево
Газета «Соболевские вести» 9 декабря 2010 г.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Березовка, село 01 март 2011 11:01 #1942

  • самборко
  • самборко аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 229
  • Репутация: 0
КАМЧАТКА:
События, люди.
Материалы 25 Крашенинниковских чтений

До 1959 года Соболевские коряки жили в своем мире по обычаям предков. Они пасли оленей по западному побережью на юг от р. Тигиль. По воспоминаниям старожилов, самобытный уклад жизни коряков сохранился до 50-х годов ХХ в. «До переезда сюда всю свою жизнь жили на Пимтовской речке (видимо Пымтинской-Самборко В.И.) Алтычки. Хоть речка и маленькая, там всегда было много рыбы, можно было ловить ее даже руками. Зимой перекочевывали на оленях на рыбалку Кунтовино. Там было теплее по погоде. Мужчины занимались там охотой до марта месяца, и по окончании ее возвращались назад на Алтычки. Здесь только рыбой занимались: сушили юколу для себя, собак и в табун… Икру в косички сплетали, сушили, ягоду собирали», - вспоминает Эввач Викиковна Чачим (Укипа). «Занимались в основном охотой, рыбалкой. После ледохода плыли на батах где-то километра три до моря, там промышляли нерпу, штук шесть надо было убить, чтобы взять жир на зиму, а шкуры шли на лыжи, ремни,» - это свидетельства Ятты Амонтовича Укипа. Елагин Апелькович Укипа рассказывает: «Родился в семье Укипа Апелька Елагиновича в 1950 году на речке Пымта. Мы жили в Соболевском районе по реке Воровской недалеко от села Березово. Мы жили кланами: Укипа, Тэннэ, Пилат. У каждого клана была рыбалка, угодья, Старший брат Константин рассказывал, что его заставили подняться на холм и смотреть в сторону моря, откуда дедушка Елагин должен был прийти (он к тому времени уже умер) . Родители кочевали, пасли оленей. В хозяйстве были лошади, собаки. У меня в 5 лет была своя упряжка в 4 собаки. Ловили рыбу, заготавливали ее для собак: делали юколу, закладывали в ямы, квасили. Охотились и на морского зверя. Места были богатые. Самое главное, круглый год была рыба. Мясо, рыбу возили на рыбокомбинаты на побережье, там же приобретали самое необходимое для жизни: спички, муку, сахар, крупы». Его сестра Енны Апельковна Мандятова дополняет: «Наша семья была зажиточная. Старший брат отца занимался оленеводством, а отец, Апелька, всю жизнь охотился. Кочевали вместе в очень хорошем месте, помогали друг другу. Хозяйство было очень хорошее. Было лошадей 20-25, собаки охотничьи и ездовые, хорошие юрты, для каждой семьи отдельное место. Отдельные лабазы для хранения продуктов. Собирали много иван-чая, очень вкусный. Делали муку из рыбы, смешивали ее с жиром: оленьим, нерпичьим. Заготавливали внутренний жир животных, его варили, переворачивали. И лежали эти круги жира: нерпичий, олений, медвежий. Все было сделано добротно, качественно».
На основании архивных документов, можно установить, что большая часть коряков в конце 1950-х годов поддерживала связь с Соболевским совхозом и находилась в ведении Корякского сельсовета. Это совпадает с воспоминаниями информаторов. Есть свидетельства, что иногда некоторые коряки подрабатывали в совхозе на полевых работах и на заготовке дров, что косвенно подтверждается архивными документами. Так, например, на V1 сессии 6-го созыва Соболевского районного Совета депутатов трудящихся в марте 1958 года председатель Корякского сельсовета Л.Д.Милованова отметила в своем выступлении, что коряки хорошо помогли совхозу в полевых работах в 1957 году. Она предложила выяснить вопрос о льготах коренному населению. По ее мнению, чтобы их заинтересовать в переселении, надо выделить средства, хотя бы 4000 руб. Для справки, агитаторам райкома партии в это время на командировки отпускались средства гораздо более значительные. На 1 сессии 7-го созыва Соболевского районного Совета депутатов трудящихся в марте 1959 года в адрес Л.Д.Миловановой прозвучали критические замечания. Ей было указано, что в совхозе имеется 20 семей националов, которые в нем не работают, а они должны участвовать во всех работах. Было принято решение обязать директора Соболевского совхоза т. Партункевича и председателя сельсовета Милованову в кратчайшие сроки обеспечить строительство жилья для переселенцев и строго контролировать расходование ими кредитов, отпущенных государством., Кочующему населению, переходящему на оседлость, по решению Совета Министров СССР выделялись ссуды в размере 45 тыс. руб. Некоторые молодые коряки переехали жить в совхоз, например, Эввач Викиковная Чачим со своим мужем, Томнегин Укипа с женой и другие – жили они в Березовке. В то же время в протоколах Соболевского райисполкома и приложениях к ним находим списки охотников Соболевского совхоза. Это Х.Е. Тоннэ, Х. Пилат, А.Укипа, П.Чачим, Кичвигвалин и другие. Их называют в документах охотниками-любителями. Также для них определяются места рыбалок. В отчетах совхоза полностью отсутствуют данные по оленеводству. Создается впечатление, что это было частным делом коряков. Не прослеживаются тесные хозяйственные связи корякских семей с совхозной жизнью. Нигде не отмечено желание коряков изменить свой образ жизни, перейти на оседлый. Можно предположить, что свидетельства информаторов о самобытном существование коряков объективны.
В январе 1958 года в Соболевском районе прошел сильный дождь, а потом ударил мороз. Гололед погубил значительную часть оленей, материальное положение коряков ухудшилось, но оставались охота, рыбалка, морской промысел. Летом некоторые прирабатывали в совхозе разнорабочими.
В феврале 1959 года по инициативе Соболевского райкома КПСС была направлена комиссия для обследования положения корякского населения, проживающего на территории Корякского сельсовета. Сохранилась докладная записка комиссии. В ней отмечаются плохие условия жизни коряков: живут в юртах, ходят в меховой одежде, в ней спят, снимая только кухлянку, плохо питаются. Хлеб в рационе питания бывает редко, овощей практически не едят, ограничиваются оленьим мясом, супами из круп, рыбой и чаем. Плохое медицинское обслуживание, не все дети учатся, многие учатся плохо. Члены комиссии пришли к выводу, что охота и оленеводство не могут обеспечить корякам сносное существование, отметили отсутствие других возможностей зарабатывать. Им не удалось установить, каким количеством оленей владели коряки. Также они зафиксировали имущественного неравенства,, такие, как: «братья Тоннэ (Каче, Метов, Хайбав) имеют собачьи упряжки, у них наиболее сильные собаки, а Тоннэ Хайбав кроме того имеет 4-х лошадей, которых, как он заявил, сдал в эксплуатацию Кировскому комбинату, уплачивающему за каждую лошадь 30 руб. в день. Имеют своих собак Укипа Апелька и Кичгичайвин Нутанкин (5 собак). Остальные семьи –Укипа Эпич, его сыновья Акин, Катавгин, Вечит, а также Пелат Хаялле, Чачим Поле и др. собак не имеют.» В записке отмечается, что все коряки согласны переселиться в совхоз, потому что так жить дальше не хотят.. Но для этого нужно жилье, а его нет, и денег тоже нет на его приобретение. Говорится и пожелании коряков после окончания сезона охоты провести собрание у них с участием секретаря райкома или председателя райисполкома для обсуждения вопроса о их устройстве. Также коряки внесли предложение организовать охотничью артель.
Комиссия выработала рекомендации по трудоустройству коряков: обучать коряков навыкам сельскохозяйственного производства, организовать при совхозе звероферму. Но в то же время руководитель комиссии считал, что лучше переселить коряков в Корякский национальный округ, в оленеводческие совхозы. По его мнению, серьезным препятствием для обустройства коряков в Соболевском районе является проблема брака и семьи, поскольку все корякское население стоит из пяти семей, находятся в тесном родстве. На основании этой записки бюро Соболевского райкома КПСС приняло решение поручить второму секретарю организовать переселение коряков в Быстринский или Тигильский район или решить вопрос их трудоустройства. Это решение совпало с кампанией по укрупнению колхозов, по закрытию неперспективных сел на Камчатке. Трудно определить, состоялось собрание, о котором просили коряки., Документы, подтверждающие этот факт, не были выявлены, нет данных и у очевидцев. Они считают, что решение было принято без учета мнения их народа. Но Е.А. Мандятова и Я.А. Укипа в своих воспоминаниях отмечали приезд представителей Быстринского района, которые агитировали коряков переехать в район.
По свидетельству информаторов, уезжать никто не хотел, но переселили всех: и кочующих, и оседлых. Представители власти угрожали, если не поедут люди добровольно, то их отдадут под суд. Под суд никто не хотел, пришлось согласиться. Сначала уехали старшие, дети оставались в интернате доучиваться до конца учебного года. Брали с собой только самое необходимое, что можно было взять в самолет. Все остальное либо раздавали знакомым в Березовке, Соболево, либо сжигали, часть собак пришлось убить, некоторых отдали камчадалам. Особенно тяжело прощались с пеплом родителей, родственников – сидели долго рядом с местами сжигания, чаевали, думали. Устраивали обряды сжигания на этих местах нарядных деревянных идолов. Этими обядами хотели показать, что уезжают отсюда против своего желания. Старики много плакали. С собой забрали только обрядовых каменных куколок в память о предках.
…Прошло почти 30 лет, но те, кто родился и вырос в тех местах, не могут их забыть. Ятты Амонтович Укипа рассказывает: «В 90-х годах Ятто Пелат приходил рассказывал мне, как он побывал в родных местах. Они рядом выпасали оленей…Он пришел на то место, где была их рыбалка, нашел место, где стояли балаганы, где мы в детстве играли, упал на землю и долго плакал, потому что это земля наших предков, и вот он один из их рода пришел за столько лет ее проведать. Когда он это рассказал, мне так сильно захотелось побывать там, прикоснуться руками к земле своих родителей и предков». Эввач Викиковна Чачим: « В сердце своем я всегда Соболевская и останусь Соболевской корячкой». Елагин Апелькович Укипа: « Всегда тянуло домой, Нигде не мог жить. Если бы можно было, вернулся бы в родные места (на Воровскую). Там нельзя умереть с голоду. Рыба есть, морской зверь есть». Татьяна Катавгиновна Укипа: «Жизнь на новом месте считаю, удалась. Но до сих пор спрашиваю, зачем нас сюда привезли? Старики всю жизнь вспоминали свое Соболево, а я – свое детство».
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Березовка, село 28 фев 2016 03:05 #5800

  • Камчадал
  • Камчадал аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 1401
  • Спасибо получено: 3
  • Репутация: 0
Березовка — бывшее село Соболевского района. Исключено из списка населенных пунктов (из учета данных) 11 декабря 1964 года.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • Страница:
  • 1
  • 2
Время создания страницы: 0.285 секунд