Тайны якутских фамилий. «Я»

Явловские (Евловсккие, Ивойловские)

 

Явловские (Евловсккие, Ивойловские)

В своей книге мы много раз цитировали «Летопись Якутска», созданную Прокопием Прокопьевичем Явловским, и наступило, наконец, время, когда мы можем прикоснуться и к той тайне, которая связана с появлением этой фамилии в Якутии.

Прокопий Прокопьеич Явловский, как сообщает журнал «Русский архив» №2 за 2002 год, родился 9 июня 1868 года в семье казака Якутского пешего городского полка Прокопия Ивановича Явловского.

Патриархом рода Явловских был томский казак «Литовского» (то есть иноземного) списка Ивашка Явловский, отмеченный в «Книге именные Томского города головам и детям боярским и конным и пешим служилым людям и ружникам и оброчникам с денежными окладами и их оклады на нынешний 134 (1626) год., [Томск в XVII веке].

Его сын Филька, конный казак в 1653 году был сослан «в службу в Якутск за участие в томском бунте 1649-1650 с женой Каптелинкой и с детьми Ивашкой [Ф.Г. Софронов, История Северо-Восточной Азии XVII начала XX века.].

1830 год, Якутский казачий полк:

Явловский Михайла – казак, пятая сотня (Колымские)

Прокопий Прокопьевич Явловский (9.6. 1868 – 25.4. 1916гг.), статский советник стал первым летописцем города Якутска. Получив образование в Якутской духовной семинарии (1876-1890гг.), продолжил обучение в Московской духовной академии, по окончании которой в 1894 году работал учителем географии в Якутском епархиальном женском духовном училище. «Летопись города Якутска» П.П. Явловского в 2-х томах издана в 2002 г. издательством «Якутский край».

А вот какова была судьба этой рукописи:

«Якутский Архив» №2, 2002.

О жизни и деятельности первого летописца города Якутска в Национальном архиве РС(Я) до настоящего времени сохранилось очень мало сведений. Прокопий Прокопьевич Явловский родился 9 июня 1868 г. (по ст. стилю) в семье казака Якутского пешего городового полка Прокопия Ивановича Явловского.

Прокопий Явловский

В сентябре 1876 г. Прокопий поступил в Якутское духовное училище, в 1890 г. успешно закончил духовную семинарию и получил аттестат. В том же году будущий автор «Летописи» поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в 1894 г. со степенью кандидата богословия и был назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты. С этого времени начинается трудовая жизнь Прокопия Прокопьевича Явловского.

С августа 1895 г. он работал учителем географии в Якутском епархиальном женском духовном училище. С февраля 1896 г. назначается на должность преподавателя теории словесности, истории русской литературы и русского языка в Якутскую духовную семинарию, где, кроме того, преподавал географию. С июня 1899 г. П. П. Явловский состоял членом Якутского епархиального училищного совета, а с января 1900 г. — членом Якутской церковно-миссионерской переводческой комиссии. С 15 июня 1900 г. по 1 февраля 1906 г. был редактором «Якутских епархиальных ведомостей». В последние годы жизни П. П. Явловский преподавал греческий язык в Иркутском духовном училище [1]. В 1916 г. он вернулся на родину в г. Якутск.

Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени (1901 г.), Св. Анны 3-й степени (1906 г.). Был женат на вдове чиновника Вере Александровне Егоровой, начальнице Якутского женского епархиального училища [2].

16 апреля 1887 г. вышел первый номер «Якутских епархиальных ведомостей». В этом печатном органе Якутской епархии, в его неофициальной части, публиковались историко-этнографические материалы по Якутии. Для облегчения пользования этими материалами Прокопий Явловский составил «Систематический указатель статей, помещенных в неофициальной части «Якутских епархиальных ведомостей» за первое десятилетие издания (1887—1898 гг.)». Эта работа Явловского была издана в 1898 г. [3]. Когда и как он начал собирать материал для своей «Летописи г. Якутска», никаких сведений в документах Национального архива РС(Я) обнаружить не удалось.

После продолжительной болезни Прокопий Прокопьевич Явловский, статский советник, первый летописец г. Якутска, умер 25 апреля 1916 г. [1; 4].

Один из выпускников Якутской духовной семинарии начала XX в., историк Григорий Андреевич Попов, в своих воспоминаниях «Автобиографические записки» упоминает о П. П. Явловском: «Местный, из казаков. Кандидат Московской духовной академии. Преподавал географию в духовном училище. Мы его боялись.

По натуре своей он был груб, настоящий бурбон. Колы ставил немилосердно. Вызовет к карте. Ученик не знает или ошибся. Явловский грубо отчеканивает: «Пошел, убирайся!». Объяснял предмет слабо. Больше по книжке: отсюда до сюда. По карте своей пятерней отмечал города, хотя эта пятерня охватывала целую губернию. После инцидента с Лебедевым [Об этом инциденте в «Автобиографических записках» Г.А. Попов пишет следующее: С. Н. Лебедев преподавал психологию и логику в Якутском духовном училище, был инспектором епархиального женского училища, где начальницей (директором) была жена П. П. Явловского. «В период революции [1905 г. С. Н. Лебедев] стал что-то настраивать учениц против режима епархиального училища. И за это был жестоко побит П. П. Явловским, который, говоря попросту, вечером во дворе училища вздул его. [С. Н. Лебедев] долго этим гордился, считая себя «мучеником революции».]**, он уехал на службу в Иркутск. Приехал незадолго до революции и умер в Якутске. Между прочим, после его смерти в рукописях остались солидные труды: «Летопись г. Якутска» и «Летопись Якутской епархии».

Обе рукописи, а также составленный П. П. Явловским «Погодный перечень книг, статей, заметок и проч. за 1891—1910 гг.» долгое время хранились у В. А. Егоровой—Явловской. Весной 1925 г. (в конце марта или начале апреля) на прием к секретарю Якутского обкома ВКП(б) Е. Г. Пестуну, в то время члену совета исследовательского общества «Саха кэскилэ» («Якутское возрождение»), явилась вдова Прокопия Явловского с рукописями своего покойного мужа. Их было несколько томов:

  1. Летопись города Якутска от основания до настоящего времени (1632-1910 гг.);
  2. Летопись Якутской епархии (хронологический обзор церковно-исторических событий Якутского края от начала христианства в нем до 1905 г.);
  3. Погодный перечень книг, статей, заметок и проч. за 1891—1910 гг.

Е. Г. Пестун поместил сообщение об этом в газету, где подчеркнул следующее: «Передо мной лежат несколько рукописных томов покойного якутянина учителя Прокопия Явловского. Принесла их больная, старая женщина, его жена. Из беглого ознакомления с их содержанием видно, что перед тобой большой кропотливый труд по истории Якутии за 300 лет. Первая работа состоит из пяти томов (каждый в 300 страниц) под названием «Летопись г. Якутска от основания до настоящего времени (1632—1910 гг.)»...

Дальше, как в детективном сюжете, рукописи П. П. Явловского исчезли в недрах текущих архивов различных научных учреждений тех времен. Об этом автор книги «Якутия. Хроника. Факты. События. 1632—1917 гг.» А. А. Калашников пишет следующее: «Как нами установлено, в одно время они хранились в Якутском отделе Русского географического общества, затем они были переданы в историческую секцию научно-исследовательского общества «Саха кэскилэ» для использования по подготовке новой «Летописи Якутского края», составителями которой были назначены члены общества М. А. Кротов и М. И. Ковинин. Однако начатая работа вскоре приняла затяжной характер, а затем в связи с изменением в составе общества и выездом ряда членов его за пределы республики она прекратилась. После ликвидации общества «Саха кэскилэ» его документы были переданы в Центральный государственный архив ЯАССР. Среди них находились и рукописи неизданных работ П. П. Явловского под общим названием «Летопись гор. Якутска с 1632 по 1914 год».

Затем о «Летописи» надолго забыли, и большой неожиданностью для всех явилась публикация сокращенного варианта этой рукописи в 90-х гг. XX в. в газете «Якутск вечерний». В газетных публикациях автором «Летописи» первоначально был назван историк Г. А. Попов, в личном архиве которого рукопись была обнаружена. Ошибка была допущена из-за того, что на рукописи не была указана фамилия автора. Помог исправить ошибку историк-архивист А. А. Калашников.

Как оказалась рукопись П. П. Явловского в личном архиве его бывшего ученика? Кандидат богословия Г. А. Попов после окончания Якутской духовной семинарии закончил в 1917 г. Казанскую духовную академию и с 1924 г. был председателем Якутского отделения Русского государственного географического общества. Именно сюда секретарь Якутского обкома ВКП(б) Е. Г. Пестун передал рукописи П. П. Явловского. С 1925 г. Г. А. Попов работал научным секретарем и товарищем председателя научно-исследовательского общества «Саха кескиле», где планировалась подготовка новой «Летописи Якутского края»с использованием материалов П. П. Явловского. После того, как подготовка новой «Летописи Якутского края» не состоялась по указанным выше причинам и общество «Саха кескиле» было ликвидировано, рукописи Явловского, как выяснил А. А. Калашников, были переданы в ЦГА ЯАССР. Вероятно, Г. А. Попов вновь держал в руках «Летопись» Явловского в 1930 г., когда поступил архивистом исторического отдела в Якутский Центральный архив после нескольких «чисток» госаппарата, в результате которых был отстранен от педагогической и воспитательной работы.

Вполне вероятно, что какие-то данные «Летописи» были использованы Г. А. Поповым при составлении «Краткого очерка истории г. Якутска (1632—1932 гг.)», написанного к 300-летнему юбилею столицы республики. В октябре 1932 г. в своих «Автобиографических записках» он писал: «300-летие г. Якутска. Это важное событие отмечено лишь моей статьей в местной газете «К 300-летию г. Якутска». Больше ничего не было. Как-то обидно. Моя работа о городе не печатается за отсутствием бумаги, вследствие кризиса ее вообще» [5]. Эта работа Попова «Краткий очерк истории г. Якутска» еще не опубликована.

Впоследствии после ряда репрессивных мер Г. А. Попов был арестован и погиб в ГУЛАГе в 1942 г. В письмах из лагеря он обращался к жене, учительнице начальных классов М. Я. Поповой, с просьбой беречь его рукописи и весь личный архив, надеясь после освобождения продолжить работу. Так рукопись П. П. Явловского «Летопись города Якутска от основания до настоящего времени (1632-1910 гг.)» хранилась с 1930-х гг. в семье историка Г. А. Попова вместе с его рукописным наследием.

В 1996 г., в канун 365-летия столицы, хранившие наследие Г. А. Попова его внучка Л. Н. Жукова и ее супруг О. С. Чернецов обратились в редакцию газеты «Якутск вечерний» с предложением опубликовать на страницах газеты «Летопись города Якутска» первоначально под авторством Г. А. Попова, а затем, как было отмечено выше, с помощью архивных работников и записей самого Г. А. Попова был установлен истинный автор «Летописи».

В течение нескольких лет О. С. Чернецов, геолог по образованию, филолог и поэт по призванию, работал над рукописью, составлявшей три а не пять, как писал Е. Г. Пестун увесистых тома. Разбирая записи почти вековой давности, заметки на полях и между строк, он переписал «Летопись» набело с учетом современной орфографии, расположил статьи, где это было необходимо, в хронологической последовательности; составил перечень использованных П. П. Явловским первоисточников. Оказалось, что последние записи «Летописи» датируются не 1910 г., как указано на титульном листе, а 1914 г. О. С. Чернецов подготовил «Летопись города Якутска» к печати не только в газетном варианте, причем дополнил ее комментариями и ссылками на более поздние исследования, но и полный текст «Летописи» и часть комментариев для монографического издания. Его труд энтузиаста вдохновляла любовь к истории Отечества, истории освоения русскими землепроходцами, казаками, торговыми и промышленными людьми огромной территории Северо-Восточной Азии, по масштабам, природным богатствам и значимости не уступающей истории освоения Нового Света. Им была проделана основная работа по подготовке рукописи П. П. Явловского к изданию.

В 1999 г. острый сердечный приступ оборвал жизнь О. С. Чернецова, завершала публикацию в газете его жена, к. и. н, доцент ЯГУ Л. Н. Жукова. В настоящее время она готовит монографическое издание «Летописи» в двух томах. Первый том охватывает события с 1632 по 1800 гг., второй — с 1801 по 1914 гг. Огромный труд по подготовке к изданию полного текста «Летописи города Якутска» к 370-летию столицы РС(Я) взяло на себя издательство «Якутский край», директор которого Л. И. Левин еще в середине 90-х гг. поддержал инициативу О. С. Чернецова.

Якутск — один из древнейших городов Сибири имеет славную историю, и, отдавая должное его истории, следует запечатлеть ее на улицах, площадях, скверах и в их названиях. Здесь бывали все известные землепроходцы, руководители и участники экспедиций, открывшие Берингов пролив, моря и острова Ледовитого и Тихого океанов, ссыльные сподвижники Петра I, духовенство, многие ученые. Надо воздать дань уважения первому летописцу города П. П. Явловскому, который вслед за вице-губернатором Якутской области В. Л. Приклонским, автором первой «Летописи Якутского края» (издана в 1896 г.), собрал и систематизировал огромный материал по истории родного города, вписав тем самым свое имя в число славных сынов Земли Олонхо.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

  1. Калашников А. А. Якутия. Хроника. Факты. События. 1632—1917 гг. — Якутск, 2000. — С. 11—12.
  2. НА РС(Я), ф. 283 и, оп. 1, д. 459, л. 8 об.; д. 1537, 1 об. - 5; д. 906, л. 22, 22 об.
  3. Якутские епархиальные ведомости. — 1899, — № 1. — С. 18—23.
  4. Там же. — 1916, — № 9. — С. 164.
  5. Попов Г. А. Автобиографические записки. Рукопись. Семейный архив Л. Н. Жуковой.
  6. Пестун. Не было заботы (о трудах П. Явловского) // Автономная Якутия, — 1925. — 12 апр.
  7. Якутск вечерний. — 1987, — 18 апр. - 2000, - 25 февр.

Камчатка:

Впервые на Камчатке Явловские были отмечены в 1854 году в период обороны Петропавловского порта:

Явловский (Евловский, Евойловский, Ивойловский) Гаврила (1819 г.р.) и Иван Устиновичи, крестьяне Авачинского селения, из числа лиц «не участвовавших в сражении, но находившихся в окрестностях Петропавловского порта в блокадном положении», награждены бронзовой медалью в память о Крымской войне 1853-1856 гг. на Георгиевской ленте.

И, как видите, фамилия их менялась вместе со сменой писарей, которые вели перепись населения на Камчатке.

Но изначально они были Явловскими, как и отмечено в официальных документах за 1854 год [РГА ВМФ, ф. 909, оп.3, д. 14, л. 176-194]

Гаврила Явловский, 36 лет

Иван Явловский, 38 лет.

Позже они переселились из пригородного села Авача в село Николаевка на реке Паратунка, где прежде располагались два села, жителями которых были якуты, переселенные на Камчатку во второй половине 1820-х годов для развития земледелия и скотоводства. Позже, в связи с проказой (лепрой), завезенной якутами, села были ликвидированы, больные размещены в лепрозории, а здоровые расселены по окрестным селам, откуда они позже вернулись на свою Малую Родину – теперь уже в село Николаевка.

И, действительно, в одной из церковных книг мы обнаружили ссылку на то, что Иван Явловский якут.

И тогда все встало на свое место – он был в числе якутов Пономаревых и Поротовых переселен на Камчатку, точнее, скорее всего, это был его отец – Устин Явловский, возможно, именно тот, который отмечен в книге Г.А. Попова: Явловский Устин – плотник г. Якутска, уроженец Борогонского улуса (1841 г.). [т. 3, Справочные материалы, С. 262].

Вполне вероятно, что еще одним их братом, судя по возрасту, был Дмитрий Явловский, внук которого -- Евойловский Егор Яковлевич (1868), крестьянин Паратунского селения, героически отметился в период, как участник обороны Камчатки в период Русско-японской войны 1904–1905 гг.

Егор Яковлевич находился в тот период под следствием по тяжелому уголовному обвинению – в убийстве по ревности своего соседа, но, когда начали формировать народные дружины для отражения вражеского десанта, высадившегося в устье реки Озерной, он вступил вместе со всеми в ополчение.

30 мая 1904 года отряд из 150 японцев – отставных унтер-офицеров, -- вооруженных скорострельными винтовками и двумя легкими полевыми пушками, высадился в устье реки Озерной. А еще через несколько дней, захватив село Явино (15 километров к северу от р. Озерной), Гундзи обнародовал свои планы, прибив в этом селе к столбу доску со следующей надписью: «Смысло на этой тын писаних слов: именно это земля уже принадлежит Японии, поэтому кто того трогай будут убиты. Командир японской войска Сечи Гундзи».

 Но камчатские дружинники не знали еще на тот период времени, какими реальными силами располагает враг. Нужен был разведчик. Им вызвался быть паратунский житель Егор Ивойловский (в другом написании Евойловский), которому нужно было загладить свою вину перед обществом.

И 12 июля 1904 года на свет рождается это постановление Сотникова:

«Крестьянин селения Паратунских ключей Петропавловского уезда Егор Яковлевич Ивойловский, состоящий под судом по уголовному дело по убийству односельчанина, мещанина Алексея Корнилова, заявил на мой вопрос следующее:

«Я, Егор Ивойловский, считаю себя виновным в убийстве соседа Алексея Корнилова, теперь в виду войны России с Японией я узнал от Вас г. Сотников и других жителей, что на Озерной стоят японские шхуны и пришедшие на них японцы разграбили у явинских жителей все имущество, скота и проч., угнали жителей в лес с ружейными выстрелами, на Ваше предложение гг. Сотников, Карлсон, Ал. Селиванов и явинский староста Игнатьев узнать неизвестную силу врага на Озерной я искренне и охотно. …свое желание итти на Озерную и может, Господь Бог, поможет мне узнать силу оружия и личность врага и вернуться к Вам. Ибо я теперь жалею погубившего мною собрата, так равно жалею, если кого из Вас невинно убьют японцы, почему прошу указать мне место Озерной.

А потому согласно заявления Ивойловского постановил таковое принять за единственный случай узнать силу врага. Личным побыванием желающего Ивойловского в таборе расположения японцев, так как устье Озерной неприступное, открытое место для военных действий с какими-то ни было отрядом, да к тому же, если у них как слышно есть пушки или две, то приглашаю Вас поименованные выше братцы дать Ваши мне свое мнение, которое очень важно, и я искренно принимаю, если будут таковые по местным условиям, а потом видно что нам делать».

Явинский староста Игнатьев вызвался идти на разведку вместе с Ивойловским. 13 июля в 5 часов пополудни разведчики возвратились, побывав во вражеском стане. Именно благодаря этим двум людям и удалось заманить командира японского отряда оставного лейтенанта императорского флота Японии Сечу Гундзи (якобы, на встречу с бывшими курильскими жителями) и взять его в плен.

После поражения японцев на Камчатке в 1904-1905 гг. царское правительство щедро раздавало награды.

Было рассмотрено и прошение о награждении Егора Яковлевича, с которого за проявленный героизм, была снята уголовная ответственность.

Представление к награде: ««Подследственного по обвинению в убийстве по ревности крестьянина Евойловского, который будучи освобожден от стражи Уездным Начальником и находясь составе отряда, посаженному на шхуна Мария, произвел, опасностью жизни, подробную разведку расположения японцев селения Явино и реке Озерной, участвовал бою и лично пленил Сечу Гундзи. Знаков отличия не имеет.»

Предложено: «…Поименованных лиц полагал бы представить следующим наградам: «Евойловского Высочайшему помилованию…».

И: ««Последовало Высочайшее соизволение о помиловании крестьянина Евойловского, обвиненного в убийстве из ревности» [РГИА ДА, Ф.702, оп.1, Д. 2020, Лл.25, 27, 32]

И на Камчатке эта фамильная ветвь не угасла.

Как и в Якутии.