Певец земли камчатской…
- Подробности
- Опубликовано: 16.01.2017 04:49
- Просмотров: 4479
Его литературный взлет совпал с отъездом, и поэтому выход одного из лучших художественных исторических романов о Камчатке «Ясак и пашня» на новой малой родине – в Адыгее – остался почти незамеченным на его литературной родине – на Камчатке. То количество книг, которые прислал писатель, чтобы подарить своим близким и друзьям, раздать в библиотеки в тех поселках, где ему приходилось работать, растеклось в неизвестных направлениях, и лишь совсем уже крохотная их часть пришла к читателю.
Точно такая же история случилась и со второй его книгой (точнее, второй самостоятельной частью романа) «Нести свой крест».
И поэтому имя этого писателя – Николая Леонидовича Бушнева – осталось почти неизвестным для большой камчатской читательской аудитории.
Мы познакомились и подружились в далекие 1980-е годы. Я тогда работал над своим романом-исследованием «Встречь солнцу», а Николай Леонидович, в то время один из руководителей «Камчатлеса» (он командовал профсоюзами), писал свой художественный роман примерно о тех же событиях на Камчатке – колонизации, бунтах, попытках освоения камчатской целины и поисках новых «незнаемых» земель в Русской Америке.
Меня в то время, как и сейчас, занимала собственно сама история – ее фактическая составляющая: цепь событий и их причинно-следственная связь. Николай Леонидович попытался создать всеобъемлющую картину событий того времени и оживить своих исторических персонажей – воссоздать язык и быт того времени. Это была очень трудоемкая и сложная работа. Это была отчаянная работа для инженера – головой в прорубь! Но именно отчаянность предавала и задор – в далекой юности мальчишка Коля Бушнев бежал из дома и примкнул к цыганскому табору, что и определило его характер, а в конце 1980-х, чтобы создать сибирский колорит в своем романе осуществил сплав на плоту по реке Лене протяженностью три с половиной тысячи километров. Так что отчаянности и задора ему было не занимать. Был и верный помощник, секретарь-машинист-референт и прочая, прочая, прочая—жена Татьяна, выходец из поэтических пушкинских мест, из Болдино, которая ни на один день не потеряла веру в своего мужа.
Мне приходилось читать самые первые, еще черновые, главы его романа. И потому реально представляю и тот объем работы над книгой, который был совершен, и то качественное ее преобразование в литературное произведение, когда из незамысловатого полена обыкновенным топором и стамеской был вытесан живой деревянный человечек. И точно также, как Буратино в руках папы Карло, ожил роман Николая Бушнева, поражая теми россыпями замечательных художественных образов, которыми так щедро пересыпаны эти его книги.
И вот что самое удивительное – собственно то, что и заставило меня сегодня, после встречи с Николаем Леонидовичем на его новой родине – в станице Даховской, куда мы приехали на Новый год с женой Татьяной Петровной, -- взяться за перо, -- эти россыпи удивительных образов продолжают рождаться в воображении художника, хотя романы давно уже написаны и изданы.
В Адыгее, куда Бушневы переехали в 1993 году, Николай Леонидович нашел себя в новом призвании – он начал создавать свой Сад Фантазий, который сегодня в Адыгее пользуется невероятным успехом. Этот Сад удивительных творений природы – ее приколов и ее причуд. Богатейшее воображение художника повелело ему перейти от «слов к делу» -- и из бросового камня и никому не нужных коряжек (как ласково называет он обыкновенные лесные коряги) создавать настоящие произведения большого искусства -- и юморные (приколы) и высокохудожественные (причуды), практически не вмешиваясь (только чуть-чуть прикасаясь, вдыхая жизнь) в то, что сотворила сама природа.
Труд по созданию этого Сада Природных Фантазий просто титанический – Николая Леонидовича не пугают тяжести и тягости в буквальном смысле этого слова – он, как тягловая лошадь, ворочает полуторатонные камни и коряги, которые и вдвоем не обхватишь, если они могут представлять какую-то оригинальную композицию.
Вот, например, взгляните на этих трех его деревянных драконов и представьте в действительности их вес:
Или вот этого «медведя»:
«Кавказского пленника»…
Но приколы природы, до которых Николай Леонидович большой охотник, и как вы видите на этой фотографии, все свободное пространство вокруг дома в станице Даховской, отведено именно им, -- безусловно интересно. И ворота его дома гостеприимно раскрыты для туристов, которые весьма наслышаны о сказочнике из Даховской: для каждой фигуры из «приколов» у Николая Леонидовича сочинена своя басня или житейская история, вызывающая улыбку или смех – на то они и приколы, чтобы смеяться от души…
А вот в отдельном павильоне, для аудитории, имеющей не только глаза и уши, но и душу, Николай Леонидович приготовил сокровенное – причудливые художественные творения природы.
Иногда тоже с юмором, как, например, эти природные шаржи на самого автора:
Но чаще -- с огромным поэтическим восторгом перед тем, как и что может отчудить сама природа – ты только приглядись… и увидишь, например, настоящий птичий мир, гениально угаданный в простых «коряжках»…
А вот и другой мир, хорошо знакомый многим камчатцам, -- он открыт среди каменных россыпей Адыгеи – оказывается и там, при желании, можно отыскать и наших тихоокеанских сивучей, и моржей…
И, конечно, Николай Леонидович не забывает о своей литературной родине – в его Саду Фантазий можно встретить и камчадальскую деревню с балаганами и юртами и даже оставить на память такое вот фото
И последнее – сейчас Николай Леонидович готовит для Камчатки (эколого-просветительского центра «Страна рыбы и рыбоедов», который будет открыт в Год Экологии в г. Елизово) новую – теперь уже рыбную – экспозицию.
А мы, со своей стороны, готовимся выставить в исторической библиотеке нашего сайта электронные версии его произведений, чтобы они стали доступными для читателей, интересующихся историей Камчатки и Русской Америки.
А уж если кто захотел побывать в его каменных и деревянных Садах – Николай Леонидович приглашает вас в солнечную Адыгею, в предгорья Северного Кавказа!
Сергей Вахрин,
член Союза писателей России