Тайны северных имен: Скурихины
- Подробности
- Опубликовано: 26.08.2024 23:23
- Просмотров: 525
Не перестаю повторять, что стержнем патриотического воспитания является родоведение – история участия представителей рода, семьи (или даже просто фамилии) в важнейших событиях Отечества.
И этот рассказ будет, скорее всего, не историей рода, а истории фамилии, что, конечно, хотя и не одно и тоже, но, полагаю, не менее интересно.
Начнем с фамилии.
Вот, что по этому поводу сообщают нам специалисты:
«СКУРИХИН. Фамилия образована от прозвища Скуриха, скуреть – сделать что-либо с трудом, кое-как, сказать не по существу; скуреха – развратная женщина; скуренок (псков.) – тощий, худой, заморыш».
Вот и гадай теперь, почему патриарху дьяческого рода Скурихе дали такое прозвище.
А ведь известно: «Как яхту назову, так она и поплывет».
И вот карьерная роспись дьяков:
«Скурихин (Курицын, Скурицын, Скурцын – вот как «курочили» фамилию, чтобы лишить ее первоначального смысла – С.В.) Григорий
1679–99 под[ьячий]. Ямск[ого]. пр[иказа]. 1679 окт. мол. под., не верстан
1682 дек. – 1683 под. ср. стат., окл. 4 руб.
1687–89 окл. 12 руб.
1699 под. ср. стат.
Скурихин Василий 1699/700 под[ьячий]. Сиб[ирского]. пр[иказа]., окл. 5 руб., приб. 1 руб.
Скурихин Иван 1687–89 мол. под. Ямск. пр., не верстан
Скурихин Петр Климонтов 1687–1700 под. Сиб. пр. 1687/8 мол. под., не верстан
1688–90 мол. под., окл. 2,5 руб.
1691/2 окл. 2,5 руб., приб. 1,5 руб., приб. 1 руб.
[1692] окл. 6 руб.
1699/1700 окл. 7 руб., приб. 2 руб.
1712–20 дьяк 1712 марта 8 пожалован в дьяки
1720 упом.
Б/д дело о злоупотреблениях комиссара Власова и дьяка Скурихина» [Н.Ф. Демидова СЛУЖИЛАЯ БЮРОКРАТИЯ В РОССИИ ХVII ВЕКА (1625–1700) БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК, М. 2011].
Вроде как, поднялся Петр Климонтович на самую высокую административную ступень – и на тебе... сверзься.
История, которую я хочу рассказать, сегодня, вроде бы и как бы, известна всему миру, но, как ни странно остается постоянно «в тени» некоего великого мореплавателя, который понапрасну бороздил на казенном боте то ли пролив, то ли залив северного моря, названные впоследствии его же собственным именем в знак того, что только иностранцы могут в русских водах открывать неведомое. Даже если это неведомое открыли сами русские.
Споры о деяниях Витуса Беринга, наверное, будут вечными.
Мы же коснемся только одного события, о котором поведал арестант [чем не фамильное клеймо, фамильный знак!] по «Слову и делу» матрос Илья Федоров сын Скурихин.
И случилось это не в 1743 году, как уверяют нас некоторые историки, утверждая, что команда Беринга не знала о том, что камчатские казаки во главе с геодезистом Гвоздевым и мореходом Мошковым исполнили то, что не оказалось под силу профессиональным военным морякам – доказали существование пролива, отделяющего Азию от Северной Америки, а 21 августа 1732 года они прошли вблизи полуострова Аляска – Большой Земли
Так вот историки говорят о том, что руководители Второй Камчатской экспедиции узнали об этом ПОЗДНО — уже после завершения Второй Камчатской экспедиции и поэтому приоритет открытия Америки со стороны северной части Тихого океана (Северной Пацифики) все-таки за ними.
А давайте не поверим этим историкам.
Вот перед нами документ:
«1743 г. апреля 20. – Промемория канцелярии Охотского порта М. П. Шпанбергу о плавании М. С. Гвоздева и И. Федорова на боте «Св. Гавриил» к берегам Америки в 1732 г.»
Вот начало этого документа:
«Промемория
В прошлом 1741-м году апреля 8 дня ссыльной Илья Скурихин в канцелярию Охоцкого порта объявил: «В прошлом де 732-м году был он, Скурихин, на боте «Гавриле» с камчацкого устья к анадырской стороне подле землю, и против де устья реки Анадыра были они у земли, называемой Большей, на которой земле видели с судна жилье – юрты, а в тех юртах живут люди. На той же де земле видели лесу лисвеничного и елового и аленей многое число; и из оного жилья выезжал к ним на пызырях один человек, которого звали они к себе на судно, точию де он к ним не пошел. А на том де боте был камандиром геодезист Михайло Гвоздев. А были де они с Камчатки до помянутой земли в пути на «Гаврил» боте недели с три, а в подлинно сказать не упомнит. Да видели же де они и другие малые острова в море, на которых живут люди ж, токмо де и на тех островах они сами не были».
А вот и продолжение этого самого документа, в котором не спрятали [не углядели, проглядели, не придали значения?] самое важное:
«А по справке в канцелярии Охоцкого порта в прошлом 733-м году декабря 23 дня с Камчатки от помянутаго геодезиста Гвоздева в присланном peпopте написано: «Июля де 23-го дня 732 году отправились они, Гвоздев да подштюрман Иван Федоров, обще с матрозы, с мореходом 2 и со служилыми на боте «Гаврииле» с устья с Камчатки реки в морской тракт. А во оной де морской тракт взят был для разговоров в толмачи из новокрещенных один человек. А с Камчатки де с показанного числа ходили на море августа по 22 число и за кормовой де скудостию, и за великою течью бота «Гавриила» против поданного доношения морских обывателей возвратились на Камчатку и пришли в камчацкое устье сентября 27 дня». А в каких местах и коликое число островов видели, и на которые выезжали, и на тех островах какие имеютца люди, и обо всем показанном морском походе в посланную партию в Анадырской острог х капитану (что ныне маэором) 3г-ну Павлуцкому оного ж 732 году декабря 19 дня репортовано чрез нарочно посланного служилого Ивана Салдатова. Також и о издержанных в морском тракте припасах, и оному их тракту как с камчацкого устья до островов, так и по возвращении до Камчатки, и о тече бота «Гавриила» при том репорте прислал лахбух, которой де писали они, Гвоздев и Федоров, обще. А в этом лахбухе написано: «Августа де 22-го числа пополуночи в 12-м часу с острова приезжал к ним иноземец, чюкча, в ветке, по их званию в кухте, и спрашивал де оной Гвоздев у него чрез толмача новокрещена Егора Буслаева, какой народ на Большем острову живет, и оной де иноземец, чюкча, сказывал чрез толмача, что на оном острову живут чюкчи ж и что самой де то Чюкоцкой Нос. Да спрашивал же де он у оного чюкчи чрез толмача, что на Большем острову имеютца ль какие звери и леса, и оной де чюкча сказал: есть де на оном острову лисицы и куницы, и леса».
То есть, по справке, подготовленной в Охотской канцелярии о плавании бота «Святой Гавриил» и об открытии ими Большой Земля (Аляксы или Аляски) было известно уже в 1733 году.
Каким же образом, Мартын Шпанберг, который прибыл в Охотск в следующем 1734 году и неотлучно (минусуя его неудачные походы в Японию) пребывал там в течение последующих десяти лет, СЛЫШАТЬ НЕ СЛЫШАЛ о том, что камчатские служилые люди во главе с геодезистом Михаилом Гвоздевым, смертельно больным подштурманом Иваном Федоровым и мореходом, участником Первой Камчатской экспедиции Кондратием Мошковым, решили те самые задачи, которые некогда были поставлены перед НИМ С БЕРИНГОМ, НО ими НЕ БЫЛИ ВЫПОЛНЕНЫ.
Читаем далее в этом же документе за подписью М. Шпанберга и датированного 1743 годом:
«А помянутой геодезист Гвоздев на данной ему ис канцелярии Охоцкого порта ордир репортом между прочим объявил: «По присланным де к нему, Гвоздеву, и подштюрману Федорову от помянутого г-на маэора Павлуцкого ордирам ходили они с Камчатки июля 23 дня 732 году и с ними де ходило матрозов 4, мореход 1, служилых 32 человека, толмач 1. И обошли де Камчацкой Нос июля 27-го дня, а к Анадырскому Носу пришли августа 3 числа и от Анадырского де Носу пошли для взыскания островов. А когда де г-н капитан-камандор Беринг был в своем вояже, и при нем де во оном вояже был показанной мореход Кондратей Машков, и видели остров, и пошли де они до того острова сыскивать, и пришли к Чюкоцкому Носу к южной стороне, и стали на якорь от земли версты за три, стал быть штиль, и он де, Гвоздев, на берег выезжал на шлюпке для осмотру берегу и для взятья пресной воды. И пригребли де к берегу, и увидели малую речку, и во оную речку вошли шлюпкою, и вышли на землю 6, и оное де место пустое, только де ходят подле оной речки алени ста с полтара или более и людей у оных аленей не было, ис которых аленей застрелил 2 аленя для пропитания служилых служилой Ефим Пермяков. Которых аленей взяли на шлюпку да вады. И увидели де двух человек на каменю и стали их к себе кликать, и оные, услыша их голос, ушли за камень, а они шлюпкою из речки вышли и пригребли на бот благополучно. Августа де 6 числа приезжали чюкчи в двух байдарах из других падей и в растоянии были от боту в версте и смотрели с полчеса, а разговору от них никакова не имелося, а з боту де толмач призывал, токмо де от них ответу никакова за дальностью не слыхал. И отъехали де прямо боту на землю июля 7 де 7 числа с матрозом Петровым и со служилыми восемью человеками, ездили на шлюпке в то место, откуда оные чюкчи байдарами приезжали, для осмотру жилья их и осмотрели 2 юрты пустые, деланы в земле ис китовой кости, старые и разрыты, и по осмотру возвратились назад г боту, и отгребли от того места версты з две, и увидели на берегу двух человек, и они де, увидя их з берегу, побежали на камень, и он, Гвоздев, шлюпкою к боту пригреб благополучно. Августа де с 5 числа по 8 число лежали на якоре, во все оные числа был штиль. 8 числа стал быть ветр благополучной пополуночи в 4-м часу, то пошли де по показанию морехода Машкова для взыскания острова. Августа 13 числа пополуночи в 3-м часу стали на якорь, стал быть штиль, и осмотрели де на берегу юрты, и поехали они на шлюпке с матрозом Леонтьем Петровым и со служилыми и стали подъезжать к юртам, и от юрт де з берегу погребли 3 байдары от них вперед подле берег, а они де, Гвоздев с товарыщи, погребли ко оным юртам и вышли на берег, и осмотрели оные юрты числом 6 юрт в земле, деревянных. И увидели они, что одна байдара гребет назат к ним, и они де, Гвоздев с товарыщи, за малолюдством от оных юрт погребли возвратно к боту, и, пришед на бот, взял с собою служилых 20 человек, и погребли ко оным юртам вторично, и пригребли к юртам, и вышли на берег, а чюкчи от тех юрт отошли на камень против юрт и только де их на каменю казалося 6 человек, а другие ушли байдарами. И он посылал к ним служилого Петра Куклина с толмачем для призыву в подданство под ея и.в. самодержавную руку к ясашному платежу, и оные де чюкчи сказали: мы де ясаку не знаем и не платим, и не промышляем.
Августа 15 числа пополуночи в начале 11 часа стал быть ветр благополучной, то пошли де в путь. Августа де 17 числа пополудни в 7 часу осмотрели остров 8, ветр был им противен, и для противного ветру лаверили. Того же числа пополуночи в 3 часу стал быть штиль, и увидели на Чюкоцком Носу юрты, и ко оным де юртам на шлюбке поехал он с матрозом Петровым да со служилыми десятью человеками, и стали пригребать блиско берегу, а чукчи де от юрт своих отошли недалеко на утес, и оной де, Гвоздев с товарыщи, к утесу к ним пригребли, а чюкчи де поют согласно, и один у них прыгает и скачет. И Гвоздев де с товарыщи, посмотря на них, возвратились к боту, а переговариватца де с ними – за дальностью не слышит. И оные чюкчи в двух байдарах за ними погребли и нагребли на них, но токмо не блиско подъезжают, в каждой байдаре по 20 человек, и, посмотря их, возвратились назат. А чрез де толмача у них спрашивал, какой народ живет на острову, и они де на то ничего не сказали, а про себя [109] сказали, что чюкчи зубатые, а о земле де сказывали, где у них юрты – самой Чюкоцкой Нос. И пригребли к боту. Стал быть благополучной ветр, то де они пошли к острову и пришли против острова северного конца, и сели в шлюбку помянутой матроз да служилых 10 человек, и погребли они к острову. И, когда де стали пригребать во близости острова, увидели юрты и стали пригребать блиско юрт, и с утесу стали из луков стрелять, и они де, Гвоздев с товарищи, против их противление выстрелили ис трех фузей, и велел толмачу спрашивать об них, какой народ, и они де о себе сказали, что чюкчи, а родники де их пошли с аленными чюкчами против капитана битца и там де всех побили. А про Большую Землю спрашивал, и они де на то ничего не сказали. А какой народ живет, про то сказали: их же де чюкчи, и там де у них большие чюкчи, и от юрт своих ушли и оставили юрты пустые. И он, Гвоздев, со служилыми людьми, вышед на берег, пришли к юртам, и только де имеютца две юрты в земле деревянные, лес яловой и сосновой, и с того де острова видели и Большую Землю. И погребли к боту и, пришед к боту, и пошли подле оного же острова к южному концу, и увидели юрты, и стали на якорь. И он де, Гвоздев, на шлюбке и на байдаре с матрозом Петровым и со служилыми 21 человеком пригребли к берегу против юрт, и тут имелось юрт блиско дватцати. И чюкчи де от юрт крычали, чтоб они на берег не выходили, а у толмача де голос осип и для переговору говорить в дальности с ними – голос не доносит. И оной де толмач был в байдаре. И байдарою пристали к берегу, и толмач де вышел на берег, и к нему де от юрт сошел один чюкча на берег, у которого оной толмач спрашивал про Большую Землю, какие на ней живут народы. И оной де чюкча оному толмачу ничего не сказал. Также и по силе данного от маэора Павлуцкого ордера призывали ево, чюкчу, и родников ево под высокосамодержавную ея и.в. руку и в ясашной платеж, и они де на то сказали, что де мы ясаку не знаем и не плачивали, и видя их, чюкочь, многолюдство, возвратились на бот, а остров в длину версты на полтретьи, в ширину на версту.
Августа де 20 пополуночи в 1-м часу поднели якорь и пошли в путь свой. 7-го часу пополуночи стал быть штиль и стали на якорь против второго острова 9, и между первым и вторым островом растоянием версты с полтары увидели остров не большей первого острова, меньше 10. И на оной де остров посылан был служилой Ефим Пермяков в девяти человеках и при нем толмач на байдаре для проведывания, что есть ли на нем народ какой. И оной де Пермяков, возвратись от оного острова, сказал, что де и на том острову живут люди и, как де стали к острову приезжать, и чюкчи де стали по них из луков стрелять, и за тем на берег не выходили.
Августа де 21 дня пополудни в 3-м часу стал быть ветр пособной, и пошли к Большей Земли и пришли ко оной земли 11 и стали на якорь от земли в верстах четырех. И стала де быть вахта подштюрманова, и оной де подштюрман собою поднял якорь на своей вахте без общаго согласия и пошел подле земли к южному концу. От южного конца к западной стороне видели юрты-жилья версты на полторы, и ко оным де юртам за ветром блиско подойтить было нельзя, и пошли подле земли по южную сторону, и стало де быть мелкое место, бросили лот, глубины 7 и 6 сажен, и с того места возвратились назад и стали лаверить подле Большей Земли, чтоб к земле подотить, и стал де быть ветр велик от земли противной И сказал подштюрман, что надлежит им итить и держать курс зюд-вест. И от оной Большей Земли таким великим ветром отнесло, а ветр де был норд-норд-вест. А с четвертого де острова 12 пригреб к боту чюкча в малом ялыче, по их называетца кухта, а от боту был в растоянии сажен в шести, и он де, Гвоздев, ево чрез толмача спрашивал о Большей Земли: какая земля, и какие на ней живут люди, и есть ли лес, также и реки, и какой зверь. И он де, чюкча, сказывал толмачу и называл Большей Землей, и на ней де живут их же чюкчи, и лес де имеетца, также и реки, а про зверей сказывал, что имеетца алень дикой, куницы, и лисицы, и бобры решные. А сам де он, чюкча, погреб на свой же остров, а оной де остров маленькой, видом кругом, в ширину и в длину, по четверте версты. [110] А у Чюкоцкого Носу, также и на первом и на втором острову никакого лесу не имеетца, а реки де и озера имеютца ль, и про то им, Гвоздеву с товарищи, знать было невозможно, понеже де по тем островам вдаль по земле не ходили, а на Большую де Землю они не выходили, и леса какие имеютца ль, також и реки, того за дальностию видеть было невозможно».
И о вышеписанном о всем в Ыркуцкую правинцыальную канцелярию от канцелярии Охоцкого порта репортовано...
Пример-маэор Афанасей Зыбин.
За подканцеляриста копеист Андрей Верхотуров» [РГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 53, л. 722-732].
Ясно вам – и в Иркутскую провинциальную канцелярию от Охотской канцелярии было РАПОРТОВАНО!
И, конечно, Беринг обо всем этом знал ИЗНАЧАЛЬНО – вот истинная причина, почему изменился маршрут Второй Камчатской экспедиции и почему возникла надобность в поиске мифической Земли Да Гамы, на которую Беринг истратил уйму времени, ставшей одной из причин последующей трагедии в океане.
Он знал о том, что неведомый пролив, который будет назван его именем, — УЖЕ ОТКРЫТ и нет надобности идти на его поиски, а нужно напрямую идти к Америке (что и сделал Алексей Чириков, не утруждая себя поисками придуманной Земли Да Гамы).
Но это еще не все.
Или – даже совсем не все.
Арестант Илья Федоров сын Скурихин — «Якутского городу Камчатского острогу служилый человек» — на допросе сообщил о том, что экипаж бота «Святой Гавриил» в 1730 году ОБСЛЕДОВАЛ устье реки... Амур.
И в 1735 году в Иркутске было уже ИЗВЕСТНО, что устье реки Амур СУДОХОДНОЕ.
То есть за 100 с лишним лет до Амурской экспедиции Г.И. Невельского БЫЛО ИЗВЕСТНО, что река Амур сможет принимать морские суда.
Доктор исторических наук Леонид Аркадьевич Гольденберг в своей книге «Между двумя экспедициями Беринга», изданной в Магадане в 1984 году, очень подробно касается этих событий, опираясь на существующие документы.
И вот, что он сообщает:
«16 июня 1730 г. отправился на боте «Св.Гавриил» из Большерецка и И. Шестаков. На этот раз он благополучно прибыл к Удскому устью, а через три дня – в Удский острог. Пополнив запасы рыбы ... 28 июля он направился для осмотра Шантарских островов. Шестаков заходил и в устье Амура, где проводил измерения глубин. Об этих географических работах значительно позднее стало известно в Сенате [вопрос – почему значительно позднее? Но все-таки, главное – СТАЛО ИЗВЕСТНО – С.В.] благодаря свидетельству участника экспедиции «Якуцкого города Камчатского острогу служилого человека» Ильи Федоровича Скурихина. Находясь под следствием в 1735 г. в иркутской тюрьме по доносу на И. Спешнева, он в марте 1736 г. на допросе рассказал, как «назад тому седьмой год в июле месяце был послан для проведывания на Амурское устье» вместе с матросами Л. Петровым и Л. Сметаниным. Скурихин утверждал, что команда корабля состояла из 70 человек, а плавание по «акиану-морю» из Нижнего Камчатского острога до устья Амура заняло семь суток.
... «в устье большом Амурском глубины от 15 до 20 сажен, а ширины например версты с две. А на устьях места луговые и лесные, а леса имеются сосна, листвяк, дуб и березник. И оной Амур река впала в акиан двумя устьями; а глубина другому устью от 5 до 6 сажен, а ширина версты полторы. И на тех устьях делали опробацыю: в большом устье шли ботом, а в другом – шлюпкою и в тех устьях стояли на якорях полторы сутки для вышеявленной меры устьев и для рыбной ловли» [РГАДА, ф. 248, кн. 1102, л. 1438-1438 об.]. Он же добавил, что между устьями расположен остров (длиною две, а шириною одна верста), на котором живут «иноземцы, прозванием гиляки». В более ранней скурихинской «скаске» (февраль 1735 г.) приведены иные данные: плавание от Нижнего острога до Амура заняло шесть дней, первое устье Амура – глубина 15 сажен, ширина полверсты, «в другом устье ходу нет, понеже мелко. Свой рассказ Скурихин завершил краткой характеристикой гиляков и удских тунгусов и описанием неудашегося похода на шлюпке 18 служилых людей из устья Амура «для проходу» в Нерчинск».
Особый интерес представляет любопытное объяснение Скурихина, по возвращении из амурского похода не заставшего в живых А.Ф. Шесткова: «...и в том своем осмотре (Амура – Л.Г.) ... ни о чем по се число (февраль 1735 г. – Л.Г. никому не доносил того ради, что у нас командира настоящего не было [РГАДА, ф. 248, кн. 1102, л. 1435]» (стр. 68-69).
Но в 1735 году в Иркутске уже знали о том, что устье реки Амур СУДОХОДНО.
Сажень = три аршина = семь футов или ДВА МЕТРА 13,2 САНТИМЕРТА.
15 саженей – это глубина более ТРИДЦАТИ МЕТРОВ.
Вопрос о том, каким образом экипаж судна «Надежда» И.Ф Крузенштерна «прозевал» второе – СУДОХОДНОЕ – устье Амура остается до сих пор открытым.
«После отъезда Резанова моральный климат на борту «Надежды» не улучшился: если офицеры и учёные держались вместе против посла и его свиты, то при подготовке исследования Сахалина и дальнейшего пути в Китай, в кают-компании перессорились все. «Кроткий» нрав Крузенштерна препятствовал ему силой навести порядок, он даже извинился перед Левенштерном, когда они поругались — единственный раз за всю экспедицию. Учёные Горнер и Тилезиус скандалили и даже договорились стреляться друг с другом, ссорились между собой братья Коцебу. В этих условиях с 5 июля по 29 августа 1805 года было произведено исследование Сахалина и поиски устья Амура».
Полная чушь. Во-первых, сам Иван Федорович был застрельщиком скандалов и дрязг экспедиции, не желая иметь над собой в начальниках Николая Петровича РезановА – человека, который от имени Российско-Американской компании и являлся главным организатором первой отечественной кругосветной экспедиции.
На Камчатке, куда первоначально прибыли суда первой отечественной экспедиции состоялся СУД ОФИЦЕРСКОЙ ЧЕСТИ при участии коменданта Камчатки генерал-майора Павла Ивановича Кошелева – адъютанта М.И. Кутузова, первого коменданта Севастопольской крепости.
Вердикт – в конфликте виновен лично Иван Федорович Крузенштерн.
Вероятный итог – в кандалах отправляется в Россию.
Но Николай Петрович Резанов во славу России, которая осуществила первую отечественную кругосветку, ПРОЩАЕТ Крузенштерна. Морские офицеры приносят Резанову свои извинения.
А потом, пользуясь тем, что Резанов умер и не способен постоять за свою честь, они ОБОЛГАЛИ его в своих многочисленных мемуарах.
Что-то подобное произошло и на Амуре – экипаж под командованием будущего адмирала российского флота не выполнил, как в свое время Беринг, поставленной перед ним задачи – не провел промеры устья Амура и Татарского пролива (по Крузенштерну – залива), чем на долгие десятилетия приостановил колонизацию важнейших для стратегических интересов Росси на Тихом океане Приамурья и Приморья.
И, конечно, все сошло ему с рук. В историческом смысле.
А, повторяю, командой Ильи Федоровича Скурихина истинная глубина устья Амура – не менее 30 метров – была установлена еще в 1730 году.
Как и Большая Земля – Аляска – Русская Америка – была открыта камчатскими казаками 21 августа 1732 года.
Мы ничего пока не знаем о дальнейшей судьбе Ильи Федоровича Скурихина.
Известно, что он был «Якутского города Камчатского острогу служилый человек» — то есть, якутский городовой казак, служивший на Камчатке.
Вполне вероятно, что по своему былому происхождению он был из енисейских крестьян Скурихиных, которых в Енисейском уезде было немалое число:
1639 год. Ганка Скурихин [РГАДА, ф. 214, оп. 1, кн. 70, л. 613-617 об.]
1669 год. «Деревня Усть-Тунгуская, а в ней дворов крестьянских
(д) пашенных крестьян Якунки да Тимошки Гавриловых Скурихиных, у Якунки сын Ивашко 10 [1659 г.р.]» [РГАДА, ф. 214, оп. 1, д.527, л. 436 об.]
На Красноярском Пладбище. ... (д) пашенного крестьянина Филатка Скурихина, у него сын Матюшка 10… землею владеет с теми ж крестьяны в повал... ... (д) пашенного крестьянина Стенки Семенова Скурихина, у него детей Ивашко 20 женат, Петрушка 13, Ивашко 10 … землею владеет с теми ж крестьяны в повал» [РГАДА, ф. 214, оп. 1, д. 527, л. 471-471 об.]
1673 год.
«Енисейского присуду Усть-Тунгуские …оргины и по Галкине речке деревень пашенные крестьяне ...Якунка Гаврилов сын Скурихин з детьми с Ывашком з Бориском»
«Енисейского присуду Ярлыкивы деревни пашенные крестьяне. ...Тимошка Гаврилов сын Скурихин з детьми с Сакою с Тимошкою» [РГАДА, ф. 214, оп. 1, д. 580, л. 67 об, л. 313 об. - 314]
«Енисейского присуду Красноярского плодбища пашенные крестьяне... Филатко Семенов сын Скурихин з детьми с Матюшкою с Лазарком»
«Енисейского присуду Красноярского плодбища пашенные крестьяне. ... Стенка Семенов сын Скурихин з детьми с Ывашкою с Петрушкою с Ывашкою же с Елизаркою».
1685 год.
«Нередки были случаи, когда новопоселенец подселялся «вповал» без «данной». Такое подселение отмечено в деревне Усть-Тунгусской в 1685—1687 гг. В дозорной книге указано, что старожил этой деревни крестьянин Яков Григорьев [Гаврилов – С.В.] Скурихин «владеет» землей по «данной» 1653/54 г. «вповал» с устьтунгусскими жителями, а каждый из остальных крестьян — «вповал» с устьтунгусскими жителями без «данной» [Александров В.А., Русское население Сибири XVII – начала XVIII вв., стр. 186-187].
Конечно, нельзя исключать и тобольскую традиционную линию переселения крестьян в глубь Сибири и верстания крестьянских детей в служилое сословие:
«Катайского острогу пашенные крестьяне. Платят государев хлебной оброк.
Во дворе Андрюшка Архипов сын Скурихин.
Сказал: родился де он в Устюжском уезде Вохминской волости в деревне Высоковой, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришол и живет в Катайском остроге со 183-го году.
У него дети: Ивашко, Илюшка 3 лет.
Мельница мутовчатая на речке Катайке ... Ондрюшки Скурихина.
Во дворе Петрушка Архипов сын Скурихин.
Сказал: родился де он в Устюжском уезде Вохминской волости в деревне Хозятине, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришол и живет в Катайском остроге со 180-го году.
У него дети: Сенка 6 лет, Левка 5 лет» [РГАДА.Ф.214.Оп.5.Д.261.Л.1262 об.].
Правда, Федора Скурихина мы не обнаруживаем ни там, ни там – вероятно, еще к тому времени не родился.
Но у нас есть еще один ориентир – «Якуцкий город».
В 1707 году на Камчатке был уничтожен вместе со всем гарнизоном Большерецкий острог. В Санкт-Петербургском филиале архива Российской Академии наук [ф. 21, оп. 4, д. 34, л. 35 об.] мы обнаружили список погибших:
«Да в том же году на Большой реке побили Дмитрия Ярыгина, Саву Прохина, Володимера Крылова, Андрея Скураха (Скуриха), Афанасия Воронина, Андрея Зырянова, Ивана Харчевникова, Андрея Паранаевского, Кондратия Кожемяку, Петра Травинина, Никифора Юрлова, Петра …мина, Петра Протасова, ясачное зимовье разорили».
А вот и следующая фигура:
1722/1748 гг. «Тауиского острогу
Разночинцы
Юда Скурихин» [РГАДА.Ф.350.Оп.2. Д.4194. Л.128 об.].
А это — НАСТОЯЩИЕ первооткрыватели Русской Америки:
1733 год. «Реэстр бота «Святой Гавриил»
Матрозы: Лаврентий Сметанин, Агафен Назаров, Михайло Гусельников.
Мореход Кондратей Мошков.
Салдат Александр Змиев.
Служилые: для письма Иван Шаньгин, Василей Анкудинов, Иван Садовников, Федор Паранчин, Андрей Верхотуров, Илья Скурихин, Алексей Гиляшев, Федор Жеркоков, Григорей Хорошей, Иван Удалой, Макар Новосельцов, Семен Бочкарь.
Для починки парусов Андрей Круглой, Петр Верхотуров».
И ВЕЧНАЯ ИМ СЛАВА!..
Член Союза писателей России
Сергей Вахрин