Экспозиции:

Открытые уроки камчатской истории:

  • Города и посёлки

    Камчатка вошла в состав Российского государства как уникальная цивилизация рыбоедов, а...

  • Землепроходцы

    В честь 325-летия присоединения Камчатки к России мы хотели провести открытые уроки камчатской...

  • Историческая мозаика

    В этом разделе мы хотим рассказать о самых разных событиях, личностях, интересных фактах, которые...

Аудио материалы:

  • Цикл радиопередач

     члена Союза писателей России Сергея Вахрина и журналиста Юрия Шумицкого об истории камчатских...

Видео материалы:

Последнее на форуме:

Тайны северных имен: Верещагины

Сергей Вахрин,
член Союза писателей России

Этот очерк мы начнем с письма-обращения. Для меня эти письма являются первоочередным сигналом к действию – ЗНАЧИТ ЭТО КОМУ-ТО НАДО...

Как там у бессмертного Владимира Маяковского:

 

Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!.

 

И когда мне приходит вот такое письмо – я, конечно же, бросаю все свои дела: ведь это кому-то НУЖНО...

«Меня зовут Кантор Юлия Юрьевна, я живу в городе Магадане, родилась в поселке Эвенск, моя бабушка чистая камчадалка: Геворкян (девичья Верещагина) Любовь Владимировна 20.11.1943 года рождения, родилась в селе Гарманда, ее родители: 

отец: Верещагин Владимир Макарович, возможно родился в поселке Суманы, возможно Чайбухе, годы жизни примерные: 1916-1991 года, мать: Сальникова (либо Санникова, либо Красовская) Марфа Егоровна, неизвестного года рождения, умерла примерно в 65-66 лет

Отец Верещагина Владимира Макаровича: Верещагин Макар …. Дальше все обрывается...

Занимался Верещагин Владимир Макарович охотой на пушнину, умел обращаться с собачьей упряжкой, (даже меня катал на ней хоть и было мне года 2-3 от силы, до сих пор помню, было страшно, когда летишь в неизвестность, а в глаза снег и ты не видишь ничего, имел свою коптильню, был человеком с характером и уважаемым в поселке, по словам бабушки.

Поэтому если у Вас есть хоть маленькая ниточка, за которую можно зацепиться, то дайте пожалуйста знать. 

На вашу книгу наткнулась случайно, так как стала задавать вопросы бабушке про Камчадалов, про обычаи и язык, может народные сказки какие …оказалось все давно утрачено (хотя в интернете пишут, что все-таки изначально существовали и язык, и обычаи) и обнаружила у вас в книге Верещагина Макария Федоровича, который родился в селе Гижига, по датам очень похоже, что это мог быть пра-прадед».

 

Кстати, одновременно мы попытаемся ответить и на неразрешимый для некоторых магаданских этнографов вопрос, каким образом в Магаданской области оказались так называемые «магаданские камчадалы».

Но давайте сначала попытаемся ответить на прямые вопросы Юлии Юрьевны, чтобы связать ее с одной из крупнейших дальневосточных династий казаков и священников Верещагиных, чтобы она почувствала свою сопричастность и огромному этому роду и к нашей дальневосточной истории, которой в нашей общероссийской истории в 2032 году будет 400 лет.

Итак, Верещагин Макарий Федорович (1876), Гиж. мещ.

Ж. (с 10.02. 1916) Брагина Любовь Николаевна (1896), дочь гижигинского мещанина Николая Иннокентьевича Брагина

А это его родные сестры:

Верещагина Иустиния Феодорова (1867), дочь и.д. Псаломщика Анадырской церкви Феодора Иоаннова Верещагина

М. (27.01.1906) Сметанин Амвросим Кузьмин (1865), Петропавловский мещанин

Верещагина Мария Федоровна (1886), дочь псаломщика Федора Ивановича Верещагина

М. (с 29.10. 1900) Зиновьев Николай Алексеевич (21.02. 1882), гижигинский казак [Фонд Д-73, оп. 1, д. 16].

Свадьба состоялась после всеобщего горя после эпидемии кори, унесшей жизни многих гижигинцев – умирали целыми семьями, так как некому было прийти на помощь.

Потерял свою супругу Степаниду псаломщик Гижигинской церкви Стефан Верещагин. С 19 на 20 января 1900 года умер от этой страшной для Гижиги болезни и псаломщик Федор Иоаннович Верещагин [там же].

Верещагина Вера Федоровна (1896), дочь ум. псаломщика Гижигинской Спасской церкви

М. (с 06.02. 1911) Кокоулин Трифон Федорович (01.02. 1881), гижигинский мещанин.

У Владимира Макаровича – прадедушки Юлии Юрьевны, — судя по нашей информации, был родной брат: Верещагин Федор Макариевич.

Родился 17 января 1918 г. Родители – Гижигинский гражданин Макарий Феодорович Верещагин и жена его Любовь Николаевна.

Восприемники – Гижигинский гражданин Василий Николаевич Брагин (родной брат Любови Николаевны) и жена Гижигинского гражданина Иоанна Неустроева – Иулитта Владимировна. Священник иеромонах Нифонт с псаломщиком Петром Куркутским. [Выписка из метрической книги Паланской церкви за 1918 г., ГАКК.].

Итак, Федор Иванович, точнее Феодор Иоаннович, — псаломщик Гижигинской Спасской церкви.

А в 1843 году по архивным документам Гижигинской Спасской церкви проходит дьячок Иоанн Верещагин, у которого была жена Ирина Ивановна [ГАМО, Ф. Д-73, оп.1, д.1].

А в 1844 году родилась Елена — дочь Гижигинского священника Романа Верещагина.

А в числе восприемников одной из новорожденной в том же году указана его (его уже совершеннолетняя) дочь Мария Романовна.

Ее родная сестра: Верещагина Марфа Романовна (1828), дочь гижигинского священника Романа Верещагина

М. (27.04. 1845) Чудинов Гурий Михайлович (1815), командир брига «Охотск», прапорщик Корпуса штурманов. Счастье продлится недолго – в 1853 году от цинги Гурий Михайлович станет первой жертвой трагедии Императорской гавани, когда погибли в результате неподготовленной зимовки моряки Камчатской флотилии.

5 февраля 1847 году пономарь Гижигинской Спасской церкви Иоанна Верещагина стал восприемником (крестным отцом) дочери гижигинского мещанина Ивана Семеновича Новоселова.

 

Осталось малое – восстановить отчества и историю появления Верещагиных в Гижигинской крепости.

Начнем с первого лица:

Верещагин Роман Иванович (1804), 1820 г., Петропавловский порт, Камчатское духовное училище; в 1827 году определен к Охотскому Преображенскому собору причетником; с 1844 г. священник Гижигинской Спасской церкви (Анадырская миссия).

Но не все здесь было гладко. Вот что сообщают нам исследователи по истории православия на Северо-Востоке России:

«Гижига всегда была тесно связана с Анадырским острогом, в котором в 1746 г. уже действовала церковь. В 1770 г., после ликвидации острога, жители в основном переселились в Гижигу и селения на Колыме, а церковь была разобрана. Вторичное заселение Анадырской крепости гижигинскими промышленными людьми произошло в начале XIX в. Центром распространения православия в районе бывшего острога с этого периода становится Гижигинская церковь. На базе Гижигинской церкви с 1844 г. стала действовать Анадырская миссия, или Гижигинская походная Благовещенская церковь. В этом же году в Анадырскую часовню, построенную в 1839 г. в селении Майнской промысловой артели, прибыл первый причт, посланный И.Е. Вениаминовым «приобщать к слову Божию чукоч». Возглавлявший миссию гижигинский священник Роман Иоаннович Верещагин с 1844 по 1849 гг. окрестил 225 чукчей. Ему помогал пономарь Иннокентий Иванович Трифонов. Р.И. Верещагин неоднократно выезжал в устье р. Анадырь и принял деятельное участие в строительстве местной часовни. Он известен также тем, что во время голодовок юкагиров кормил их своими припасами. Однако Р.И. Верещагин, по-видимому, допустил серьезные нарушения в работе, так как в 1855 г. был понижен до должности дьячка, а в 1859 г. «запрещен» и отбывал послушание в Якутском монастыре».

Что касается псаломщики Ивана Верещагина, то он отмечен в документах Магаданского архива за 1843 год (старше этих документов нет здесь больше ничего) – то есть, как минимум, за год до прибытия сюда с миссией Романа Иоанновича.

Поэтому вопрос о том был ли Иван сыном Романа – пока открытый.

Но это вопрос, оказывается, закрыл Святитель Иннокентий – отец Роман прибыл в Гижигу гораздо раньше, чем это отражено в официальной литературе по истории православия на Северо-Востоке России:

«В последнее время, и именно в 1839 и 1842 годах священники: Гижигинский – Роман Верещагин, Лесновский – Стефан Вениаминов и Дранкинский – Алексей Кокшарский, как ближайшие к Чукотской земле имели случаи предлагать слово Божие некоторым из Чукоч; и, благодарение Господу Богу, хотящему всем спастися! беседы их были увенчаны, можно сказать, полным успехом; ибо из слышавших слово почти все приняли его любезно и тотчас крестились, и крестились не из каких-либо корыстных видов (Чукчи ясака не платят), но просто, без всяких подарков и без всяких условий, уговоров или отговорок. Кроме того, священник Верещагин уверял меня, что в 1842 году изъявляли желание креститься еще и другие из живущих на реке Анадырь Чукоч (где он крестил в первый раз в 1839 г.); но он по трудности сообщений и за неимением средств к путешествию, быть у них не мог» [XLIV. Путевой Журнал Иннокентия, Епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, веденный им во время первого путешествия его по вверенной ему епархии в 1842 и 1843 годах]

И есть еще нюансы. Вот, например.

Гижигинская крепость. 1859 год.

«В Гижиге избрали на трехлетие в мещанские старосты мещанина Ивана Новоселова, кандидатом – Ивана Верещагина».

То есть, бывший псаломщик Иван Верещагин был выведен за штат Спасской церкви. Как видите, и время его «опалы» совпадает с запретом, наложенным на деятельность священника Романа Верещагина.

Но при этом дети Иоанна остались в церковном штате. И Федор Иоаннович – псаломщик Гижигинской Спасской церкви вплоть до своей трагической смерти в 1900 году. И его брат – Александр, о котором мы узнаем из следующего сообщения: в том же 1900 году «вдова заштатного псаломщика Корякской миссии Александра Иванова Верещагина» Соломония выходит замуж за гижигинского казака Матвея Николаевича Беломоина. Она 1863 года рождения. Вероятно, такого же возраста был и ее супруг Александр Иванович Верещагин, родившийся на свет Божий, уже после опалы Романа Иоанновича и своего отца.

Но все-таки, что-то здесь не так.

Если сравнить с чем-то подобным, то примерно в эти же годы нечто похожее случилось со священником Верхнекамчатской Богоявленской церкви:

Родной дядя Романа Ивановича сын Романа Федоровича Верещагина – Иоанн Романович – был священником Мильковской Богоявленской церкви, но в 1843 году был лишен этого сана:

 «…утверждаю мнение правления о лишении священства за прелюбодеяние бывшего мильковского священника Иоанна Верещагина» («Творения Иннокентия, митрополита Московского», книга вторая, М, 1887 г., гл. 3, Путешествие по Камчатке (с 19 августа 1842 г. по 9 февраля 1843 г., 174 дня), стр. 72).

В результате все потомки Ивана Романовича стали верхнекамчатскими крестьянами.

В Гижигинской крепости, по всей видимости, был в те годы страшный дефицит кадров в связи с образованием в 1840 году огромной по территории Камчатской епархии, простирающейся на Северо-Востоке России (захватывая Якутию) и Северо-Западе Америки (в Русской Америке—Аляске и Алеутских островах) и, соответственно, этот дефицит резко обострялся в связи со строительством все новых и новых храмов, в том числе и на Охотоморье.

Например, «Ямская Благовещенская церковь начала строиться в 1845 г. Охотское окружное казначейство выделило на первую половину 1845 г. на содержание и строительство церкви 316 руб. 17 коп. серебром. В феврале 1847 г. храм уже был освящен архиепископом И. Вениаминовым. По указу Новоархангельского духовного правления от 3 ноября 1844 г. первым ямским священником стал Игнатий Правоверов, дьячком - Николай Логгинов. И. Правоверов был обременен многочисленным семейством и отличался сварливым, неуживчивым характером. В 1847 г. Игнатия Правоверова сменил священник Михаил Тимофеевич Масюков, а Николая Логгинова — дьячок Иринарх Верещагин» [Хаховская Л.Н., Охотские церкви в XIX - начале XX в. (Гижигинская, Тауйская, Ямская и Ольская)].

Верещагин Иринарх Иванович (1785–1885) – родной брат Романа Ивановича, родился в с. Верхнекамчатск, последнее место службы — заштатный священник Приморской области Софийского округа с. Циммермановка, церковь Софийской Божьей Матери [ГАХК, ф. И85, оп. 44, д. 55]. Впрочем, возможно, что в Цимермановке служил другой Иринарх Иванович – по линии Федора Романовича: Верещагин Иринарх Иванович (1868 г.р.), что более вероятно.

 

Не будем пока углубляться в эту тему, сделаем первые выводы: Юлия Юрьевна имеет все основания считать гижигинских Верещагиных своими прямыми родственниками и предками по линии Макария Федоровича Верещагина.

А теперь попробуем привести Юлию Владимировну к другим ее предкам, исходя из того, что гижигинский псаломщик псаломщик Иоанн Верещагин – это все-таки родной сын священника Гижигинской Спасской церкви Романа Иоанновича Верещагина.

Отцом Романа Иоанновича и его братьев Иринарха (1795 г.р.), Иоанна [(1795), в 1818 году определен пономарем к Ключевской Троицкой церкви, 1826 г. поступил на вакантное место дьячка Петропавловского собора] и, возможно, Василия [псаломщика Облуковинской церкви] был Роман Федорович Верещагин, отцом которого, в свою очередь, был камчатский казак Федор Дмитриевич Верещагин, имя которого не раз упоминает в своих письмах Гмелину и Миллер будущий русский академик Степан Петровича Крашенинников.

Итак, Роман Федорович, казачий сын. В отличие от своего старшего брата Василия, который еще в 1750 году был замечен архимандритом Камчатским Иоасафом Хотунцевским – главой Камчатской Духовной Миссии и принят в духовное звание, Роман Федорович не просто остался в истории замеченным – он прославился на весь мир в связи с заходом в Петропавловскую гавань судов Тихоокеанской экспедиции Джеймса Кука, на которых отец Роман произвел, действительно, неизгладимое впечатление:

««Священник Роман Федорович Верещагин имеет от роду 44 года и родился в Большерецке. Отец его был русским, мать — камчадалкой. У него было пятеро или шестеро детей, и их, и жену он достойно содержал, получая 80 рублей в год. Ежегодно летом он в открытой лодке совершал переход на ближайший из Курильских островов, чтобы наставлять его обитателей в христианской вере. Первый раз он там побывал в 1777 году. Он обратил в христианство жителей 14 Курильских островов. У камчадалов он пользовался большим уважением и говорил на языках Верхней и Нижней Камчатки, Пенжинской [Пенжинского берега] и Курильских островов. Это был умный, щедрый и мыслящий человек, хотя его так и нельзя было убедить, что Лютер и Кальвин были достойными особами. Поведение его было очень общительным, и к людям он хорошо был расположен, и эти качества создали ему доброе имя и известность у многих обитателей Камчатки».

И в комментариях: «Роман Федорович Верещагин (1735–1782) — «священник в Паратунке, личность весьма примечательная. С его отцом «служилым» человеком, летом 1738 г. встречался С.П. Крашенинников. Два сына этого служилого человека, по словам И.Ф. Крузенштерна, «сделали величайшую честь своему состоянию». Старший, Роман, сыграл большую роль в распространении русской культуры на Камчатке и Курильских островах, на которых он неоднократно бывал. Р.Ф. Верещагин в совершенстве владел камчадальским и корякским языками и пользовался у коренных жителей Камчатки огромным авторитетом» (Джеймс Кук. «Плавание в Тихом океане в 1776–1780 гг.», стр. 511).

Петропавловский порт, 1779 год. «Пятница, 27 августа. Этой ночью прибыл наш старый друг приходский священник из Паратунки Роман Федорович Верещагин и утром посетил капитана Гора. Он отказался похоронить капитана Клерка в Паратунке, ссылаясь на то, что мы не христиане или по меньшей мере люди, не приобщенные к греческой церкви, но предложил предать тело земле в том месте, где в будущем году должны построить церковь и где похоронено много русских. Священник сказал, что там также погребен профессор Делиль [де] ла Кройер, который сопровождал к берегам Америки Беринга 368. Взяв в расчет, что людей этих убедить невозможно, мы согласились с предложением священника, и оба капитана отправились с ним на берег, чтобы выбрать надлежащее место для могилы. Когда место было выбрано, туда послали партию людей, чтобы выкосить траву, удалить подлесок и расчистить поляну для погребальной процессии. Вечером вырыли могилу у подножия дерева в самой глубине бухты Петра и Павла, чтобы там в субботу похоронить капитана Клерка.

...Воскресенье, 29 августа. Между 12 часами и 1 часом тело капитана Клерка было предано земле с воинскими почестями, достойными его ранга по церемониалу, принятому англиканской церковью. С кораблей было дано по 12 пушечных залпов, и солдаты трижды салютовали из мушкетов у могилы. На погребении присутствовали капитаны, все офицеры обоих кораблей, священник, сержант. В качестве зрителей было много русских и [520] большинство наших матросов. В палатке капитаны и офицеры отобедали со священником и сержантом... [Джеймс Кук. Плавание в Тихом океане. Из дневника помощника хирурга Д. Самвелла].

«Роману новый руководитель проповеднической миссии Пахомий исходатайствовал увольнение с казачьей службы и лично в 1758 г. 13 мая представил в Иркутске к рукоположению в диаконы. Прослужив в этом сане при большерецкой церкви около 10 лет, Роман Верещагин, вторично посланный в Иркутск 14 ноября 1767 г., рукоположен в священники и был первоначально определен к Нижнекамчатской Николаевской церкви, а потом переведен в проповедническую свиту. Временно служил и при Паратунской церкви. Умер в Нижнекамчатске 11 апреля 1801 г. (Прокопий Громов. «Историко-статистическое описание камчатских церквей»).

 

Но существовало и прямо противоположное мнение на сей счет:

Читаем в «Очерке главнейших событий в Камчатке...» А.С. Сгибнева:

«Из следственного ... дела видно, что в 1791 г. прибыл в Петропавловскую гавань священник Верещагин для того, чтобы отправиться оттуда на Курильские острова для проповеди слова Божия; но Шмалев не пустил его и писал охотскому начальнику: "Это большое отягощение камчадалам, а потому самому Богу, яко милосердному человеколюбцу, приятно быть не может таким образом доставление проповеди слова Божьяго. Все духовные лица отправляются на острова только для своих выгод". Когда же камчатский протоиерей Никифоров вступился за Верещагина, то Шмалев, поссорившись с ним, выдернул ему клок бороды».

Тимофей Шмалев – фигура историческая, под стать С.П. Крашенинникову он также общался с академиками.

Но чего не бывает – люди разные. И у каждого своя правда.

А мы продолжим свое исследование.

Линия старшего брата – Василия Федоровича, довольно короткая.

Известны двое из его сыновей: Верещагин Федор [Васильевич], священник в 1795 г.; Верещагин Петр [Васильевич], «утопший» дьячок, который прежде служил в Петропавловском порту.

У Петра Васильевича остались дети:

Верещагина Евдокия Петровна (1799);

Верещагин Константин Петрович (1801), пономарь Петропавловского собора, в 1821 году произведен в дьяконы, в 1830 году выбыл в Иркутск.

Ж. Настасья Ивановна (1805)

 

Возможно, где-то там, на территории бывшей Иркутской (Восточно-Сибирской) епархии отыщутся следы его потомков.

 

Вся остальная — известная нам, огромная, рассыпанная по всей территории Камчатской епархии, от Якутии до Амура и Аляски – династия священно и церковно служителей (а также их потомков, перешедших в различные сословия) – это прямые наследники Романа Федоровича Верещагина.

Но, прежде чем перейти к этим многочисленным потомкам, давайте попробуем найти и более глубокие истоки этого рода – те первые известные нам ключики, которые начали пробиваться в истории нашего Отечества.

 

Первыми в истории Якутского воеводства был Верещага Ивашко Иванов сын – тобольский казак станицы Степана Выходцова, который прибыл в составе отряда первого якутского воеводы Петра Петровича Головина в 1640 году [РГАДА, Ф. 214, Оп. 1, Кн. 141.Л. 227].

Возможно, вместе с братом – по документам, датированных 1642 годом, отмечен ленский казак Верещага Александр Иванов сын.

В то время в Якутске и на территории Якутского воеводства дилоцироывались только тобольские, березовские и енисейские казаки-годовальщики, из которых впоследствии формировался уже постоянный состав ленских (позже – якутских) казаков.

Фамилия не очень редкая, но обидная:

«Верещага – «резкий болтун, говорун, таранта, трещетка; брюзга, воркотун, бранчивый, сварливый человек».

Вот и Ивашка, осознавая в какой переплет он попал – в этой якутской командировке легко было остаться навечно – предпочел поменяться службой с енисейским казаком Иваном Ермолиным. Такое разрешалось – Ермолин брал на себя все обязательства Верещаги, а тот – отдавал Ермолину свой оклад – денежный, хлебный, пороховой.

Но договориться не удалось.

И в 1642 году на свет появляется: «Челобитная тобольского служилого человека Богдана Осипова с товарищами о разрешении тобольскому служилому человеку И.И. Верещагину нанять вместо себя «на ленскую службу» промышленного человека».

Это ему, по всей видимости, удалось.

Позже фамилия появляется на территории, которая постоянно в административном отьношении гуляла – то была под Якутском, то получала самостоятельность, то какими-то своими частями входила в другие административно-территориальные образования, так как в то время власть над всей Восточной Сибирью была в руках иркутских чиновников.

И вот:

«В 1662 г. первопоселенец заимки Савка Федоров Коровай умер. Перед смертью его по приказу приказчика Ивана Жеглова били батогами за утайку снопов. У Савки был работник, бывший «промышленый человек», Кондрашка Федоров Верещагин, который женился на Савкиной вдове (Маврушка Иванова дочь) и в 1663 г. уже упоминался как пашенный крестьянин. По имени этого Кондрашки заимка Другие Гребени (называвшаяся также Короваевской заимкой и Короваевскими Гребенями) и стала впоследствии называться Кондрашиной (Кондрашинской). Пашня у Кондрашки Федорова Верещагина была и в старых Гребенях, где он также упоминался. Умер Кондрашка скоропостижно в 1701 г., будучи в Якутске. Фамилия Верещагины сохранилась на Лене до настоящего времени» [К своим истокам, Иркутск, 2009].

Из истории мы знаем, что в период, например, освоения Камчатки очень значимые кадровые ресурсы черпались именно из крестьянских семей верхней Лены – Илимского уезда.

В 1673 году Кондрашка с Маврушкой обросли уже и собственными детьми:

Якутский уезд

Якуцкого присуду Чечюйского острожку пашенные крестьяне ... Кондрашка Федоров сын Верещагин з детьми с Сенкою з Гришкою с Савкою с пасынком с Кускою Савельевым» [Красноштанов Г.Б., На ленских пашнях XVII в.]

Свои казаки Верещагины были и в Томске, откуда также черпались кадровые служилые. Вспомнить, что полное имя воровского атамана Данилы Яковлева сына Анцыферова было с прибавкой Томский и вокруг него, в отряде, было, по меньшей мере четверо казаков Томских, с которыми он вершил приговор и над приказчиками и покорял Курильские острова пока авачинские камчадалы не заманили его в ловушку и не сожгли живьем вместе с его товарищами.

Поэтому и нам с вами должно быть любопытно узнать, кто и откуда были эти томские казаки Верещагины.

Верещагин Афонька Кузьмин: ««Отец был на Москве дворовым человеком Никиты Ивановича Романова, а он взят был к великому государю в конюхи, а в прошлых годах сослали с Москвы в Томск по грамоте в пешую службу. Оклад 4 рубли с четью, хлеба 5 четей с осьминою ржи, 2 чети овса, 1 1\2 пуда соли».

Верещагин Гришка Омельянов сын: ««…отец родился в Томске и был в конной службе, а он родился в Томске и верстан в отцово место при воеводе князе Даниле Афанасьевиче Барятинском. Оклад 7 рублев с четью, 2 пуда соли. Пашня».

Верещагин Ивашко Федоров сын: ««Родом он … посадского человека сын, в Томск пришел гулящим человеком и поверстан в пешую службу. Оклад 4 рубли с четью, 5 четей с осьминою ржи, 2 чети овса, 1 1\2 пуда соли».

В 1672 году из Енисейска в якутс присланы ссыльные люди, в числе которых был Аким (Екимко) Верещагин, верстанный в казаки. Это не было каким-то исключительным событием – в казаки верстали и ссыльных, и военнопленных и беспаспортных гулящих людей.

В 1692 году Екимко Верещагин показан в женатом окладе – то есть, у него были дети [РГАДА.Ф.214.Оп.5. Д.330. Л. 31 об.].

Укреплялось хозяйства и Кондратия Федровича Верещагина на Чечуйском волоке: дело «о сдаче на оброк чечуйскому пашенному крестьянину Кондратию Верещагину сенных покосов в устье речки Чолбаковской (притока Лены) и о разрешении ему поставить мельницу — «колотовку» [Красноштанов Г.Б.].

В 1686 году на помощь в обороне Албазинского острога и защите Даурии от манчжуров пришли казаки из разных городов Тобольского, Томского и Енисейского разрядов.

Был среди них в полку Павла Грабова тобольский казак Федька Верещагин.

Правда, в 1693 году он указан в стрельцах Тобольска. Но помимо самих казаков вместе с отцами приходили и казачьи дети, племянники, братья, которых не было в официальных списках.

Возможно (утверждать без документов невозможно), что и десятник Дмитрий Верещагин – казачий десятник в именном списке Нерчинского острога пришел вместе с тобольскими казаками. А может и с томскими... Или...

Вот его «десятина».

«Десятник Дмитрий Верещагин, рядовые: Исаак Аршинской, Семён Томской, Григорий Степанов, Сергей Гусев, Иван Сидоров, Максим Чернецких, Фёдор Пешков, Иван Дунаев, Иван Доброхот и в 193 году умре, а в его место приверстан по отписке из Енисейска Иван Захаров» — некая сборная солянка из казаков Тобольска, Енисейска, Томска [Сибирские города. Материалы для их истории XVII и XVIII столетий. Нерчинск. Селенгинск. Якутск. М., 1886.].

Добавим, что это конные казаки.

«Нерчинским коннным казаком дано великих государей денежного жалованья на нынешней на 196 й год по половине окладу десятником Ивашку Астраханцову, Митьке Верещагину по 3 рубли по 25 алтын человеку» [РГАДА ф.1142, оп.1, д.43 л. 28 ].

1693 год. «В Ытанцынску (Итанцинском остроге)

Конные казаки:

…оклады хлеба по шти четей ржы по четыре чети овса по два пуда соли … Десятник Митка Верещагин» [РГАДА. Ф. 214. Оп.1. Д.1063. л.466 об.].

В 1699 году происходит смена.

1700 год.

«Итанцынские

Конные казаки:

…оклады по семи рублев с четью…

Десятники:

Гаврило Верещагин» [РГАДА.Ф.214.Оп.1.Д.1272.Л. 84 об.].

1708 год. Новая смена:

«Десятник Гаврило Верещагин и в 707 году умре, а в ево место и в оклад приверстан брат ево родной Иван Верещагин, служит с пашни» [РГАДА. Фонд 214 Опись 5 Дело 1424 лист 18]

1721 год.

«Итацынского острогу

Десятник Иван Верещагин 54 (1667)

да брат ево Иванов Василей 25 (1696)» [РГАДА, Фонд 214, опись 1, дело, 1626. Л.100 об.].

Почему я так подробно исследую эту нерчинскую ветвь Верещагиных?

По одной простой причине – патриарха камчатского рода казаков и священнослужителей Верещагиных звали Федором Дмитриевичем.

Мог ли Федор Дмитриевич быть сыном нерчинского десятника Митьки Верещагина?

А давайте сравним возраст детей его брата Ивана, который сменил на должности Дмитрия и Гаврилу:

Нерчинск, 1721 год.

«Десятник Иван Верещагин 54, дети ево: сын Гаврила 14; Михайло 12; Фрол 10; да брат ево Иванов Василей 25».

Для верности представим, что дети Дмитрия лет на двадцать-тридцать могут быть старше детей Ивана.

И все равно это был возраст, когда и служат, когда и детей на свет пускают.

И в 1738 году мог появиться на свет этот документ:

«РАПОРТ ГМЕЛИНУ И МИЛЛЕРУ от 29 августа 1738 г.

И по силе вышеозначенного требования отправлен от Большерецкой приказной избы от закащика Тимофея Гусельникова служивой Федор Верещагин, которому дан ее императорского величества указ, чтоб ему ехать на Авачю, на Налачеву и в Калахтыри для покупки иноземческого платья, о чем ко мне из помянутой приказной избы июня 13 дня прислано известие.

Июля 19 дня получил я из Большерецкой приказной избы веление, в котором написано: сего де 1738 году июня 12 дня, по присланному от меня требованию, послан был от Большерецкой приказной избы служивой Федор Верещагин на Авачю и на Налачеву и в Калахтыри для покупки иноземческого самого лутчего платья муского и женского и робячья; и по указу де ее императорского величества оной Верещагин ездил до Авачи и до прочих острожков, и, прибыв до сего ж 1738 году июля 7 дня в Большерецкую приказную избу» [Архив АН СССР, ф. 21, оп. 5, No 34, лл. 55—74 об].

 

В 1740 году Федор Дмитриевич принимает участие в Крестовом миссионерском походе иеродиакона Якутского Спасского монастыря Гавриила Притчина (15 ноября 1740 – 8 февраля 1741 гг.) [РГИА, фонд 796, опись 23, дело 106].

Обращает на себя внимание следующее: он записан как «партовщик» — то есть казак из Охотского порта. А Охотский порт, начиная с 1720-х годов, пополнялся казаками и казачьими детьми из Нерчинска, Иркутска, Селенгинска.

Из Иркутска, например, были сын боярский Матвей и его брат казак Василий Ивановы дети Новограбленные.

Из Селенгинска – пятидесятник Андрей Штинников.

Я называю фигуры, которые были привлечены к наказанию за то, что своими действиями спровоцировали Харчинский бунт 1731 года. Братья Новограбленные были публично «вместо кнута биты батожьем». А Штинников казнен — его повесили.

Поэтому нерчинская версия прихода на Камчатку казака Федора Дмитриевича Верещагина вполне рабочая. Но пока только версия.

Поэтому мы переходим к тому, что имеет уже силу факта.

Итак, Роман Федорович Верещагин.

Его дети.

Старший сын – Иоанн Романович Верещагин. Тот самый, который первым был лишен священства Святителем Иннокентием – епископом Камчатским, Курильским и Алеутским.

Что мы знаем о нем? Немного.

«Верещагин Иоанн Романович (1768), 1808 г., священник Нижнекамчатской Николаевской церкви; 1816 г., священник в Петропавловском порту; в 1828 г. переведен в Мильковскую Богоявленскую церковь; в 1843 году лишен священств; в 1846 г., Петропавловский порт, находится в списках «поселенцев», то есть ссыльных.

Ж. Марфа Афанасьевна (1769)».

«…В 1841 г. декабря 16 утверждено мной имение Духовного Правления о лишении диаконского сана Серапиона Мамина за пьянство и бесчинные поступки и того же дня приведено в исполнение. В 1842 г. ноября 12 дня тоже – о лишении священства Ивана Верещагина, за прелюбодеяние, и приведено в исполнение. Первый оставлен в духовном звании, а другой исключен. О том и другом донесено Святейшему Синоду своевременно». [XLIV. Путевой Журнал Иннокентия, Епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, веденный им во время первого путешествия его по вверенной ему епархии в 1842 и 1843 годах].

Его потомки – верхнекамчатские (впоследствии — мильковские) крестьяне Верещагины. Огромный, переплетенный со множеством камчатских фамилий, род.

 

Следующий по возрасту — Верещагин Федор Романович (1779), дьячок в Петропавловском порту в 1808 г.; священник Мильковской Богоявленской церкви, в 1826 году переведен в Большерецкую церковь; священник Тигильской Христорождественской церкви; священник Ичинской церкви в 1845 г.; священник Верхнекамчатской Богоявленской церкви

Ж. 1 Наталья Михайловна

Ж. 2 Васса Лукьяновна (1771)

 

Верещагин Афанасий Романович (1773), 1808 г., дьячок Тигильской Христорождественской церкви; 1815 г., в 1830 г. отставной дьячок Тигильской церкви

Ж. Анфиса (Анисия) Ивановна (1782)

 

Верещагин Никифор Романович (1782), 1808 г., пономарь Ичинской церкви; дьячок, Петропавловский порт, 1823 г.; в 1825 году определен на вакантное место дьячка Ичинской Вознесенской церкви.

Ж. Параскева Васильевна

 

По количеству своих детей братья могут поспорить.

Вот следующее колено:

 ЛИНИЯ ИВАНА РОМАНОВИЧА

Дети Ивана Романовича

Верещагин Иринарх Иванович (1785–1885)

Ж. Евдокия Петровна (1771)

Верещагина Анна Ивановна (1792)

Верещагин Иван Иванович (1795), в 1818 году определен пономарем к Ключевской Троицкой церкви, 1826 г. поступил на вакантное место дьячка Петропавловского собора

Ж. Акилина Васильевна (1803)

Верещагин Роман Иванович (1804), 1820 г., Петропавловский порт, Камчатское духовное училище; В 1827 году определен к Охотскому Преображенскому собору причетником; 1844 г., священник Гижигинской Спасской церкви (Анадырская миссия), в 1855 г. был понижен до должности дьячка, а в 1859 г. «запрещен» и отбывал послушание в Якутском монастыре».

«1-го февраля [1847 г.] вечером приехал в Гижигу Анадырский миссионер священник Роман Верещагин приятно порадовал меня, что Господь помог ему в прошедшие два дня обратить более 100 человек Чукоч, и что есть надежда на дальнейшие успехи; всех Чукоч, крещенных по 1847 год 151 душа, о чем донесено мной Святейшему Синоду особым рапортом.

Из действий миссионера и особенно из слов его видно, что он много приобрел опытности в деле миссионерства, а что всего лучше, действует с преданностью воле Божией.

Он, по окончании трехлетнего срока, на который он быль послан мной в Анадырск, изъявил было желание оставить служение в Анадырске, к чему его принуждают особенно семейные его обстоятельства (у него еще две дочери), но с первого слова моего согласился еще продолжать служение в Анадырске.

Таковое послушание его и те труды и трудности, какие он переносит в путях и прожитии на самом месте, достойны особенной награды и кроме того.

Во время прожития его в Анадырскге он большей частьй своими руками построил часовню; и во время голодовки живущих подле Анадырска Юкагир, принадлежащих Колымскому Ведомству и которым потому Гижигинское начальство не хотело помочь, деятельно помог им сколько уделением своих запасов безвозмездно, столько и тем, что достал и сам привез для них хлеба из Гижиги. Старшина Юкагирский прошением своим ко мне засвидетельствовал об этом. Причетник, бывший при миссионере, как безнадежный к дальнейшему и важнейшему служению при миссии, уволен от служения там и, по желанию его, и из духовного звания, и на место его послан более надежный из обучавшихся в Иркутской семинарии до философии» [XLVII. Путевой журнал Иннокентия Епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, веденный им во второе путешествие его по Камчатке и Охотской области в 1846 и 1847 годах].

 

Верещагина Виринея Ивановна (1808)

 ЛИНИЯ ФЕДОРА РОМАНОВИЧА

Дети Федора Романовича

Верещагин Федор Федорович (1797), в 1827 году определен священником в Тигильскую Христорожденственскю церковь

Ж. Надежда Михайловна (1794)

Это не о нем ли писал Святитель Иннокентий: «Тигильская церковь.

Бывший священник Верещагин кроток, деятелен, исполнителен и при всей своей бедности благотворителен (он дом свой уступил церкви за полцены и деньги готовь ждать пять лет) и гостеприимен. Один из причетников хорош, но беден; а другой здоров, но ненадежен».

 

 

 

 

 

 

Верещагин Захар Федорович (1797)

Верещагина Маргарита Федоровна (1805)

Верещагин Иоаким Федорович (1807 - 1891), 1820 г., Петропавловский порт, Камчатское духовное училище, в 1886 г. заштатный дьячок Большерецкой и Мильковской церквей

Ж. Анна Михайловна (1812)

Верещагин Константин Федорович (1810)

Верещагин Гаврила Федорович (1808), Петропавловский порт, Камчатское духовное училище, в 1827 году определен причетником в Охотск.

Верещагин Иван Федорович (1811) Ж. Анна Федоровна (1827), участник обороны Петропавловского порта в 1854 г.

Священнический сын, с 1820 г. находился в Петропавловском порту в Камчатском духовном училище; с 1835 г. обучался в Иркутской духовной семинарии. Был учителем в нижнем отделении Якутского духовного училища, в 1831 г. рукопоположен в диаконы по Ситхинскому собору, в 1847 году был экономом в Новоархангельской семинарии, исправлял должность секретаря Новоархангельского духовного правления, в 1848 году рукоположен в священники Ичинской церкви. В память о войне 1854 года награжден наперсным бронзовым крестом на Владимирской ленте и медалью на Андреевской ленте. В 1862 году определен соборным священником и помощником Благочинного Камчатских церквей [РГИА ДВ, Фонд 1009, оп.3, д 2.].

«Клировая ведомость Петропавловской церкви за 1831 г.

 Построено в 1826 г. казенной суммою. Здание деревянное с таковою же колокольнею. Не достроены при оной зап. и сев. крыльцо по недостатку листвен. леса. Престол в нем один во имя святых апостолов Петра и Павла. Протоиерей Иоанн Бурдуков и дьяков Григорий Жилин. Собственных домов не имеют. Живут в училищном корпусе. Дьякон Ив. Верещагин, пономарь Ермолай Никифоров» [РГИА ДВ, ф. 4, оп. 1, д. 27].

 

 

 

 

 

 

 

Верещагина Варвара Федоровна (1824)

Верещагина Наталья Федоровна (1828)

Верещагин Власий Федорович (1830), с 1845 г. в Ситхинской духовной семинарии

Верещагин Николай Федорович (1832), столоначальник Камчатского духовного правления

Ж. (с 1864) Коллегова Ирина Михайловна (1844), дочь священника Петропавловского собора Михаила Григорьевича Коллегова

Верещагина Параскева Федоровна (1835)

Верещагина Анна Федоровна (1838)

Верещагин Иннокентий Федорович

 «Особо следует сказать о миссионере Пуциловского стана в 1891–1895 гг. Иннокентии Федоровиче Верещагине. По отзыву епископа Камчатского Макария, это был «опытный миссионер и хороший учитель», основательно изучивший корейский язык. 16 марта 1895 г. он скоропостижно скончался от воспаления легких. Отцу Иннокентию Верещагину в школьной работе «деятельно» помогал псаломщик Александр Иоаннович Петрологинов»

 ЛИНИЯ АФАНАСИЯ РОМАНОВИЧА

Дети Афанасия Романовича

Верещагина Мелания Афанасьевна (1802)

Верещагина Анна Афанасьевна (1806)

Верещагин Василий Афанасьевич (1808), 1823 г., Петропавловский порт, Камчатское духовное училище; с 1830 г. дьячок в Тигильской церкви (1874)

Ж. 1 Анна Ларионовна (1811)

Ж. 2 Анна Егоровна (1820)

Верещагина Матрена Афанасьевна (1810)

Верещагина Варвара Афанасьевна (1811)

Верещагин Афанасий Афанасьевич (1818) – в 1831 году поступил в Камчатское духовное училище.

Верещагина Мария Афанасьевна (1832)

 ЛИНИЯ НИКИФОРА РОМАНОВИЧА

Дети Никифора Романовича

Верещагина Анна Никифоровна (1812)

Верещагин Василий Никифорович (1815), в 1830 году записан в крестьяне

Верещагина Меланья Никифоровна (1819)

Верещагина Дарья Никифоровна (1823)

Верещагина Феодора Никифоровна (1827)

М. (с 10.05.1887) Плотников Порфирий Стефанович (1831)

 

СЛЕДУЮЩЕЕ КОЛЕНО.

Оно гораздо короче. Точнее, здесь множество «белых пятен». Почему?

Дело в том, что в 1840 году была создана огромная по территории Камчатская, Курильская и Алеутская епархия во главе с епископом Иннокентием Вериаминовым, который до своего назначения был настоятелем им же и построенной на острове Уналашка (Алеутские острова) в Русской Америке церкви Вознесения Господня.

Собственно, церквей в Камчатской епархии было на момент назначения епископа и создания епархии было совсем небольшое количество. Несколько церквей на Камчатке:

две церкви Успения Пресвятой Богородицы в Нижнекамчатске и Большерецке, церковь Богоявления Господня в Верхнекамчаске (перенесена в Мильково), церковь Живоначальной Троицы в Ключах, Церковь Вознесения Господня в Иче (перенесена в с. Облуковина), церковь Рождества Христова в Тигильской крепости и церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Петропавловском порту.

Епископ Иннокентий Вениаминов, впоследствии апостол Сибири и Америки, начинает свою деятельность со строительства храмов и расширения приходского пространства на территории епархии. При этом и сама территория Камчатской епархии стремительно расширяется – в нее вошло все Охотоморье, весь Северо-Восток и Якутия, а затем Приамурье и Приморье, охватывая не только русское, но и все коренное население епархии. До 1867 года в Камчатскую епархию входила и вся православная территория Русской Америки, где также строили новые храмы в землях алеутов, эскимосов, индейцев.

И основной кадровый резерв для новых кадров епископ черпал из семей церковно- и священнослужителей Камчатки, отправляя отроков в духовные училища и семинарии, а затем распределяя их по уже многочисленным приходам вдали от родного дома. И терялись родовые связи, появлялись те самые «белые пятна» в поколенных росписях рода, о которых мы сейчас и говорим.

ЛИНИЯ ИВАНА РОМАНОВИЧА

Дети Ивана Ивановича

Верещагина Анфиса Ивановна (1822)

Верещагина Асенефа Ивановна (1824)

Верещагин Иринарх Иванович (1826), р. в с. Верхнекамчатск, обучался в Камчатском духовном училище в 1835 г..

«5 апреля 1844 года Правительствующий Синод издал Указ № 2664 о строительстве церкви в Ямске и переводе туда причта Малкинской больницы из Камчатки. Согласно указу Новоархангельского духовного правления от 3 ноября 1844 года первым священником Ямской церкви стал Игнатий Правоверов, а дьячком — Николай Логинов. "Согласно церковным документам И. Правоверов отличался сварливым, неуживчивым характером. Поэтому вскоре его сменил священник Михаил Тимофеевич Масюков, а Николая Логинова — дьячок Иринарх Верещагин» [Громов Прокопий, «Домашняя беседа», 1869, вып. 27, стр. 1165;, ЦГА ДВ ф. 1011, оп. 1, д.109;] Последнее место службы отца Иринарха в должности заштатного священника Приморской области Софийского округа с. Циммермановка, церковь Софийской Божьей Матери [ГАХК, ф. И85, оп. 44, д. 55].

«А определенному мною в Ямск пономарем Иринарху Верещагину, обучавшемуся в Иркутской семинарии, и по исключении его из оной прибывшему в Ново-архангельск (и которому я требовал прогонные деньги от Иркутска до Ямска), Палата совсем не выдала прогонов за тем, как она пишет ко мне, от 9-го января 1846 года, за № 278-м, что она не имеет в виду никакого закона, ни особого предписания на выдачу прогонов и пособия исключенным ученикам.

Таковые распоряжения Иркутской Казенной Палаты поставляют и могут поставлять меня в немалое затруднение при определении мною священно и церковнослужителей из семинаристов и других лиц Камчатской епархии принадлежащих?., так напр.: я, в полной надежде, что вышеозначенному ученику Верещагину будут выданы прогонные деньги, приказал выдат ему заимообразно из экономических сумм необходимую для него сумму, и теперь, за невыдачею ему прогонов, деньги сии должны считаться в долгу за Верещагиным». [Cвятитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский, Письма. Том I.]

 

 

 

 

 

 

 

Верещагина Агния Ивановна (1828)

Верещагин Иван Иванович (1830)

Верещагин Иннокентий Иванович (1831), с. Верхнекамчатск

Ж. (с 1873) Красильникова Мария Антиповна (1856)

Верещагина Ревеккса Ивановна (1832)

Верещагин Филарет Иванович (1837), с. Верхнекамчатск

Ж. (с 1880) Шишкина Евдокия Спиридоновна (1872), дочь пономаря

Верещагин Николай Иванович (1838), р. в с. Мильково, окончил курс Благовещенской духовной семинарии

Ж. (с 1878) Артемьева Евдокия Андреевна, дочь колллежского асессора

Верещагин Василий Иоаннович, с. Облуковино, псаломщик

Ж. (вдова в 1893) Татьяна Андреевна (1839)

Дети Романа Ивановича

Верещагин Иван Романович (? - ~11.05.1890, псаломщик Гижигинской Спасской церкви в 1843 г., в 1859 г. мещанин.

Верещагин Макар Романович

Верещагин Афанасий Романович

Верещагина Марфа Романовна (1828)

М. (с 27.04.1845) Чудинов Гурий Михайлович (1817 – 10.01.1854), прапорщик Корпуса флотских штурманов, командир брига «Охотск».

 ЛИНИЯ ФЕДОРА РОМАНОВИЧА

Дети Федора Федоровича

Верещагина Евдокия Федоровна

М. (с 1830 г.) Ворошилов Павел Афанасьевич, купеческий сын

Верещагина Дарья Федоровна

М. (с 1831) Яковлевых Тимофей Яковлевич, боцманмат

Верещагин Иван Федорович (1819) – в 1834 году отправлен в Иркутск для продолжения наук

Верещагина Варвара Федоровна (1824)

Верещагина Наталья Федоровна (1829)

Верещагин Власий Федорович (1831)

Верещагин Николай Федорович (1833)

Дети Захара Федоровича

Верещагин Иван Захарович (1831)

Верещагина Анастасия Захаровна (1833)

Дети Иоакима Федоровича

Верещагин Константин Иоакимович (1832)

Дети Ивана Федоровича

Верещагин Иринарх Иванович (1868)

Ж. (с 02.06.1889) Михайлова Евдокия Петровна (1871)

Верещагин Александр Иванович

Верещагин Иннокентий Иванович

Верещагин Виктор Иванович

Верещагин Федор Иванович, псаломщик Анадырской церкви

Верещагина Мария Ивановна

 ЛИНИЯ АФАНАСИЯ РОМАНОВИЧА

Дети Василия Афанасьевича

Верещагина Евдокия Васильевна (1833)

Верещагина Матрона Васильевна (1839)

СЛЕДУЮЩЕЕ КОЛЕНО

ЛИНИЯ ИВАНА ИВАНОВИЧА

Дети Иннокентия Ивановича,
с. Верхнекамчатск

 

 

 

 

Верещагина Анфиса Иннокентьевна (1874), с. Верхнекамчатск

М. (с 18.04.1893) Нечаев Кирик Иванович (1870)

Верещагина Виринея (Веренея) Иннокентьевна (1875)

М. Мерлин Всеволод Васильевич (1877), с. Машура, репрессирован в 1932 г.

Верещагин Долмат Иннокентьевич (1879)

Ж. Екатерина Федоровна, впоследствии вдова, жена Зимина Петра Афанасьевича, с. Верхнекамчатск

Верещагина Екатерина Иннокентьевна (1884) М. 1 (с 08.01. 1903) Машихин Евфим Егорович (1875)

М. 2 (с 17.08.1914) Толман Алексей Михайлович (1885)

Верещагин Модест Иннокентьевич (17.12.1887 – умер под стражей во время следствия 02.06.1932), репрессирован

Ж. 1 Коршунова Екатерина Арсентьевна (? – 1923) Ж. 2 Коршунова Анна Арсентьевна

Верещагин Модест Иннокентьевич

Родился в 1884 г., Камчатская обл., с. Верхне-Камчатск; русский; неграмотный; б/п; Работал в своем хозяйстве.. Проживал: Камчатская обл., с. Верхне-Камчатск.
Арестован 3 мая 1932 г.
Приговорен: , обв.: по ст. 58-10-11 УК РСФСР.
Приговор: Умер под стражей во время следствия 6 июня 1932 г. Сведений о прекращении дела по ст. 4 п 1 УПК в деле нет. Реабилитирован 20 июня 1989 г. Реабилитирован заключением прокурора Камчатской обл.

Источник: База данных о жертвах репрессий Камчатской обл.

 

 

 

 

Верещагина Феоктиста Иннокентьевна (26.09.1890)

М. (с 08.07.1907) Крупенин Павел Васильевич (1871), с. Сероглазка, казак

Верещагин Кассиан Иннокентьевич (21.05.1893), с Верхнекамчатск, награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Ж. (с 12.01.1914) Машихина Евдокия Николаевна (1898), дочь крестьянина с. Верхнекамчатск Николая Степановича Машихина

Верещагина Евдокия Иннокентьевна (1900) М. (с 1917) Зимин Порфирий Петрович (1896)

Верещагина Олимпиада Иннокентьевна, дочь крестьянина из с. Верхнекамчатск Иннокентия Ивановича Верещагина

М. (с 28.04.1913) Зимин Василий Афанасьевич (1885)

Дети Филарета Ивановича,
с. Верхнекамчатск

Верещагина Агриппина Филаретовна (1888)

Верещагин Филипп Филаретович (13.11.1890)

Ж. 1 (с 04.04.1912) Зимина Елена Фотиевна

Ж. 2 (с 17.04.1916) Ушакова Александра Гурьевна, дочь ключевского крестьянина Гурия Александровича Ушакова

Верещагина Акилина Филаретовна (06.07.1887)

М. (с 1903) Атласов Иван Каллистович (1889), камчадал, с. Шаромы

Верещагина Таисия Филаретовна (08.10.1894)

М. (с 16.04.1814) Зимин Емельян Иванович, крестьянин, с. Верхнекамчатск, проживавший в с. Шаромы

Дети Василия Ивановича,
с. Облуковино

Верещагина Евдокия Васильевна (1863)

Октемская Свято-Троицкая церковь была построена в 1876 году и освящена епископом Мелетием 27 июня 1890 года. Церковно- приходская школа находилась в 10 верстах от церкви,в Техтюре. В 1914 году в этой школе учились 11 детей. Священником в Октемской церкви был Николай Васильевич Верещагин, окончивший три класса Якутского духовного училища.

Верещагин Кириак (Кириан) Васильевич (1875 – 22.08.1938), дьяческий сын, псаломщик Облуковинской церкви, участник обороны Камчатки в период Русско-японской войны 1904–1905 гг., репрессирован

Ж. (с 09.04.1895) Коллегова Надежда Иннокентьевна (1880) Ж. 2 (Миронова?) Мария Ильинична

Дата бракосочетания – 9 апреля 1895 года.

Жених – Псаломщик Облуковинской Вознесенской церкви Кириак Васильев Верещагин православнаго /так в документе/ вероисповедания, первым браком. Лет жениху – 22.

Невеста –дочь Священника Иннокентия Коллегова, девица Надежда Иннокентиева, православнаго /так в документе/ вероисповедания. Лет невесте – 17.

Поручители: по жениху – Петропавловскаго /так в документе/ города мещане Феодосий Николин /так в документе/ Косыгин и Иван Иннокентиев Косыгин;

 по невесте – Гижигинский мещанин Орест Ильин Брагин и Петропавловский мещанин Стефан Николаев Толман.

Таинство бракосочетания совершал Священник Иннокентий Коллегов с причтом [КГУ ГАКК Ф. Р-220, оп. 1, д. 23, л. 343].

из архивного фонда № 1199

«Управление министерства безопасности по Камчатской области»

Уголовное дело по обвинению … Верещагина Кирияка Васильевича

Анкета арестованного Верещагина Кирияка Вас. /так в документе/

Фамилия – Верещагин.

Имя и отчество – Кирияк Васильевич.

Дата рождения – 1875 года.

Место рождения – с. Облуковино, Усть-Большерецкого района, Камч. Окр.

Социальное происхождение – потомственный гражданин.

Постоянное место жительство – село Крутогорово, Усть-Большерецкого района.

Гр-н какого государства (подданство) – СССР.

Национальность – камчадал.

Образование – церковноприходская школа и домашнее.

Социальное и имущественное положение в момент ареста – лишен избирательных прав как церковнослужитель. Из имущества имею: дом, сарай, стая, огород, корова, 1 нарта ездовых собак.

Тоже до 1929 г. – служил псаломщиком и, кроме того, имел хозяйство: дом, амбар, балаган, 1 нарта ездовых, 3 коровы, огород, запор на рыбу.

Тоже до 1917 г. – служил в местной церкви псаломщиком, жил в доме ц/приходском, амбар, 4 коровы, 3 лошади, 1 нарта собак, огород, бат и запор на рыбу.

Партийная принадлежность – в партиях не состоял.

Состав семьи: жена – Верещагина Мария Ильин. /так в документе/ - 48 лет; сын - Николай Кириякович – 14 лет, работа по хозяйству; сын – Федор Кириякович – 11 лет, учится; сын – Серафим Кириякович – 6 лет, учится; дочь – Акулина Кирияковна – 9 лет, учится.

Место работы: а) с начала войны до февральской революции – Облуковинская церковь псаломщик; б) с февральской революции до 1921 г. – тоже; в) с 1921 г. по день ареста – псаломщиком и работа в своем хозяйстве.

Категория военного учета – на венном учете не был.

Служил ли в старой армии – не служил.

Участвовал ли в парт. отрядах /так в документе/ - не участвовал.

Отношение к военной повинности – не подлежу.

Жил ли за границей – не жил.

Привлекался ли к судебной ответственности – не был.

Когда и кем арестован – 3 марта 1932 г. Нач. Колпаково

Когда и кем допрошен 3 марта 1932 г. …

Предъявлено ли обвинение и по какой статье – 8 марта 1932 г. Ст. 58/10 и 11 УК

Место жительство перед арестом – с. Крутогорово, Усть-Большерецкого района.

Примечание арестованного

Подпись арестованного – Кириак Верещагин /так в документе/.

3 марта 1932 г.

Верещагин Кириян Васильевич

Родился в 1877 г., Камчатская обл., Усть-Большерецкий р-н, с. Облуковино; русский; образование Церковно-приходская школа; б/п; был членом рыболовецкого колхоза "Ударник".. Проживал: Усть-Большерецкий р-н, с. Крутогорово.

Арестован 3 марта 1938 г.

Приговорен: тройка при УНКВД по ДВК 10 августа 1938 г., обв.: без предъявления обвинения.
Приговор: ВМН. Расстрелян 22 августа 1938 г. Реабилитирован 25 декабря 1958 г. Реабилитирован постановлением президиума Камчатского облсуда

Источник: База данных о жертвах репрессий Камчатской обл.

 ЛИНИЯ ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА

Дети Иринарха Ивановича,
с. Мильково

Верещагина Зиновия Иринарховна (1891)

М. Телятьев Константин Степанович (1878), осужден 14.01.1932 г. и приговорен к 10 годам лишения свободы

Верещагина Феония Иринарховна (1893)

М. 1 Бобряков Тарасий Арефьевич, крестьянин с. Мильково

М. 2 (с 01.04.1912) Толман Иван Михайлович, петропавловский мещанин

Верещагин Андрей Иринархович (1897)

Ж. (с 1918) Зимина Евдокия Афанасьевна (1894), с. Верхнекамчатск, дочь Зимина Афанасия Николаевича

Дети Константина

 

 ЛИНИЯ РОМАНА ИВАНОВИЧА

Дети Ивана Романовича,
с. Гижига

Верещагин Федор Иванович (? – 1900), псаломщик Гижигинской Спасской церкви

Верещагин Александр Иванович, заштатный псаломщик Корякской миссии

Ж. Соломония (1863 г.), вдова, в 1900 г. вышла замуж за гижигинского казака Матвея Николаевича Беломоина 

 

СЛЕДУЮЩЕЕ КОЛЕНО.

Оно еще более сокращается по количеству основных ветвей. Доминирует верхнекамчасткая (она же мильковская) ветвь.

 ЛИНИЯ ИВАНА ИВАНОВИЧА 

Дети Долмата Иннокентьевича,
с. Верхнекамчатск

Верещагин Ксенофонт Долматович (23.01.1902) Ж. Михайлова Елизавета Ильинична (19.04.1913)

Верещагина Мария Долматовна (10.1904) 

М. Мальцев Федор Вмкентьевич (04. 1901)

Дети Модеста Иннокентьевича,
с. Верхнекамчатск

Верещагин Иннокентий Модестович (1909-1985), награжден медалью «За доблестный труд в Великой

Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Ж. Машихина Анна Агеевна

Верещагин Модест Модестович (1912)

Верещагин Арсений Модестович (12.02.1914), участник войны с Японией

Верещагин Константин Модестович (1916), награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной

войне 1941-1945 гг.».

Ж. Плотникова Ульяна Петровна (1916)

Верещагин Павел Модестович (1924), участник Курильского десанта, медаль «За отвагу»

Верещагина Мария Модестовна

М. Кокотов

Верещагина Екатерина Модестовна М. Шевцов

Верещагин Арсентий Модестович (1930)

Дети Кассиана (Касьяна) Иннокентьевича,
с. Верхнекамчатск

Верещагина Мария Касьяновна (17.09.1918)

М. Коршунов Кон.

М. Копитев Иван

М. Верещагин Иван

Верещагина Матрена Касьяновна (11.09.1923)

Верещагина Анфиса Касьяновна (27.03.1928), награжден медалью «За доблестный труд в

Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

М. Машихин Егор Гаврилович

Верещагина Зоя Касьяновна (02.08.1930)

Верещагина Раиса Касьяновна (20.04.1933) М. Козеко Иннокентий Владимирович (1929)

Верещагин Иннокентий Касьянович (04.03.1941)

Верещагин Анатолий Касьянович (1945)

Верещагин Владимир Касьянович

Верещагина Мария Касьяновна

Дети Кириака Васильевича,
с. Облуковино

Верещагина Мария Кирьяковна (24.03.1896)

Верещагин Николай Кирьякович (1917 – 30.08.1941), участник Великой Отечественной войны

Ж. Акулина Георгиевна

Врещагин Николай Кирякович красноармеец

Дата рождения: __.__.1917

Место рождения: Камчатка, Усть-Больщерецкий р-н, с. Крутогорова

Дата и место призыва: Усть-Большерецкий РВК, Камчатская обл., Усть-Большерецкий р-н

Последнее место службы: Донской фр. 109 ТД 109 МСП

Дата выбытия: 30.08.1941

Причина выбытия: убит

Первичное место захоронения: Смоленская обл., Екимовичский р-н, д. Брянцевка, южнее

Источник информации: ЦАМО

 

 

Верещагин Федор Кирьякович (1920)

Верещагина Акулина Кирьяковна (1922)

Верещагин Серафим Кирьякович (21.10.1924), участник Курильского десанта

Верещагин Серафим Кирьякович

Дата рождения: __.__.1925

Место рождения: Камчатская обл., Соболевский р-н, с. Колпаково

Наименование награды: Орден Отечественной войны II степени

 ЛИНИЯ ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА

Телятьевы,
с. Мильково

Телятьев Лев Константинович (1912), Амурская область, с. Черняево Магдагачинского района

Телятьев Вячеслав Константинович

Телятьев Витольд Константинович (1925), участник Великой Отечественной войны, Белоруссия, г. Витебск

Телятьев Славьян Константинович, погиб в 1942 г. под Сталинградом

Телятьева Екатерина Константиновна, Амурская область

Телятьева Евдокия Константиновна

Телятьева Августа Константиновна

Телятьева Ольга Константиновна

Телятьева Клена Константиновна

Дети Андрея Иринарховича,
с. Мильково

Верещагин Иринарх Андреевич (1924 – 18.08.1945), призван Усть-Камчатским РВК 15.06.1942 г. Погиб 18.08.1945 г. на о. Шумшу

Верещагина Екатерина Андреевна (1926)

Верещагин Афанасий Андреевич (1929)

Верещагин Иван Андреевич (18.12.1934)

Ж. Зимина Елена Дмитриевна (08.03.1932)

ЛИНИЯ РОМАНА ИВАНОВИЧА

Дети Федора Ивановича

 Верещагин Макарий Федорович (1876), гижигинский мещанин

Ж. (с 10.02. 1916) Брагина Любовь Николаевна (1896), дочь гижигинского мещанина Николая Иннокентьевича Брагина

Верещагина Мария Федоровна (1886), дочь ум. псаломщика Федора Ивановича Верещагина

М. (с 29.10. 1900) Зиновьев Николай Алексеевич (21.02. 1882), гижигинский казак

Верещагина Иустиния Федоровна (1887), дочь псаломщика Анадырской церкви Федора Иоанновна Верещагина

М. (с 27.01.1906) Сметанин Амвросий Кузьмич (1885)

Верещагина Вера Федоровна (1896), дочь ум. псаломщика Гижигинской Спасской церкви

М. (с 06.02. 1911) Кокоулин Трифон Федорович (01.02. 1881)

 ?

Верещагин Никифор Федорович (1909), руководитель оперативной связью Уэлькальского аэропорта, обеспечивающего поставки самолетов по ленд-лизу

 

И ЗАВЕРШАЮЩЕЕ ДЛЯ НАШЕГО ПОИСКА КОЛЕНО

Дети Иннокентия Модестовича,
с. Мильково

Верещагин Владимир Иннокентьевич (09.08.1931)

Верещагина Альбина Иннокентьевна (22.11.1933)

М. Знаменский Борис Дмитриевич (28.12.1932)

Верещагина Нелли Иннокентьевна (12.02. 1936)

Верещагин Иннокентий Иннокентьевич (23.08. 1939)

Верещагина Екатерина Иннокентьевна (22.12. 1943)

Верещагин Александр Иннокентьевич (1950)

Верещагина Нина Иннокентьевна (30.01.1946)

Верещагина Галина Иннокентьевна

Верещагина Людмила Иннокентьевна (1953)

М. Загурский Петр Петрович (1954)

Дети Константина Модестовича

Верещагин Борис Константинович (1937)

Дети Марии Касьяновны

Коршунов Геннадий Константинович (1939)

Копитев Виктор Иванович (1941)

Верещагин Сергей Иваноич (1945)

Верещагин Валерий Иванович (1948)

Дети Ксенофонта Долматовича

Верещагина Мария Ксенофонтовна (13.03.1927)

М. Кокотов Федор Егорович (06.02.1907)

Верещагин Эрик Ксенофонтович (1930)

Верещагин Юрий Ксенофонтович (26.08.1933)

Ж. Татьяна Валентиновна

Верещагина Нонна (Анна) Ксенофонтовна (1936)

Верещагин Владимир Ксенофонтович (03.08.1939)

Ж. Кутенева Алла Николаевна

Верещагина Валентина Ксенофонтовна (18.09.1941) М. Пироженко Валентин Михайлович

Верещагина Анна Ксенофонтовна (1941)

Верещагин Юрий Ксенофонтович (1946)

Верещагин Валерий Ксенофонтович (22.01. 1949)

Верещагин Василий Ксенофонтович (1951)

Дети Афанасия Андреевича

Верещагин Иринарх Афанасьевич (1947)

ЛИНИЯ ИВАНА РОМАНОВИЧА

Дети Макария Федоровича

 

Верещагин Владимир Макарович (1916 – 1991)

Ж. Марфа Егоровна (Сальникова, Санникова Красовская)

Верещагин Федор Макариевич.

Родился 17 января 1918 г. Родители – Гижигинский гражданин Макарий Феодорович Верещагин и жена его Любовь Николаевна.

Восприемники – Гижигинский гражданин Василий Николаевич Брагин (родной брат Любови Николаевны) и жена Гижигинского гражданина Иоанна Неустроева – Иулитта Владимировна. Священник иеромонах Нифонт с псаломщиком Петром Куркутским. [Выписка из метрической книги Паланской церкви за 1918 г., ГАКК.].

 

В списках жертв политических репрессий 1932-1938 гг. немало фамилий Верещагиных. Мы выбрали только те, которые по факту рождения связаны с Дальним Востоком, а это значит, что, возможно, эти люди также являются представителями рода казаков и священнослужителей Верещагиных. Мы не брали во внимание Читинскую область – но помним, что исторически возможна связь камчатских и нерчинских казаков Верещагиных.

 

Верещагин Анатолий Николаевич

Родился в 1944 г., Якутская АССР, Алданский р-н, Лебединый;
Приговорен: в 1931 г., обв.: Пост. ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930.
Приговор: род. на спецпоселении Реабилитирован 3 мая 2005 г. МВД Республики Саха(Якутия)

Источник: МВД Республики Саха(Якутия)

Верещагин Григорий Иванович

Родился в 1879 г., с. Новопокровка Ивановского р-на.; русский; Проживал: в с. Астрахановка..
Арестован 9 января 1934 г.
Приговорен: Постановлением АОО ОГПУ 7 марта 1934 г., обв.: по ст. 58-6 УК РСФСР.
Приговор: уголовное дело прекращено, из-под стражи освобожден. Реабилитирован 16 июня 2003 г. заключением прокурора Амурской области

Источник: Книга памяти Амурской обл.

Верещагин Григорий Иванович

Родился в 1879 г., д. Новопетровка; русский; Работал весовщиком на спиртзаводе в Астрахановке..
Арестован 9 августа 1938 г.
Приговорен: Благовещенское РО НКВД 20 января 1939 г., обв.: по ст. 58-2, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: дело прекращено.

Источник: Книга памяти Амурской обл.

Верещагин Иван Михайлович

Родился в 1885 г., Анучинский р-н, с. Петропавловка; русский; малограмотный; б/п; колхозник. Проживал: Анучинский р-н, с. Таежка.
Арестован 21 ноября 1937 г.
Приговорен: Тройка при НКВД 20 января 1938 г., обв.: в религиозной деятельности (старовер)..
Приговор: ВМН. Расстрелян 26 февраля 1938 г. Место захоронения - г. Уссурийск. Реабилитирован 30 сентября 1960 г. постановлением Президиума Приморского краевого суда

Источник: База данных о жертвах репрессий Приморского края

 

Верещагин Михаил Федорович

Родился в 1898 г., Ивановский р-н, с. Новопокровка; русский; работал бригадиром в колхозе "Красная нива"..
Приговорен: тройка при ОГПУ ДВК 23 марта 1933 г.
Приговор: 10 лет ИТЛ.

Источник: Книга памяти Амурской обл.

Верещагин Николай Николаевич

Родился в 1908 г., Зейский р-н, д. Новопокровка; русский; Служил красноармейцем 9-го ж.-д. полка..
Приговорен: Военный трибунал 18 стр. корпуса 27 мая 1931 г.
Приговор: 7 лет ИТЛ.

Источник: Книга памяти Амурской обл.

 

Верещагин Тимофей Иванович

Родился в 1902 г., г. Благовещенске; русский; Работал возчиком в строительном техникуме..
Арестован 10 августа 1938 г.
Приговорен: ЭКО УГБ АОУ НКВД 18 февраля 1939 г., обв.: по ст. 58-10 УК РСФСР.
Приговор: дело прекращено.

Источник: Книга памяти Амурской обл

Верещагин Федор Михайлович

Родился в 1904 г., Анучинский р-н, с. Петропавловка; русский; образование начальное; б/п; счетовод в колхозе "Красный Октябрь". Проживал: Приморская обл.*Хабаровская обл., Иманский р-н, с. Лаулю.
Арестован 27 февраля 1938 г.
Приговорен: Тройка при НКВД 13 марта 1938 г., обв.: в антисоветской агитации..
Приговор: ВМН. Расстрелян 26 апреля 1938 г. Место захоронения - г. Хабаровск. Реабилитирован 11 июня 1974 г. постановлением Президиума Приморского краевого суда

Источник: База данных о жертвах репрессий Приморского края

 

Верещагин Яков Дмитриевич

Родился в 1883 г., Благовещенский р-н, с. Новотроицкое; русский; Работал сторожем в Благовещенске..
Приговорен: тройка при УНКВД по ДВК 31 октября 1938 г.
Приговор: ВМН

Источник: Книга памяти Амурской обл.

 

 

А это фамильный след, оставленный Верещагиными в последней столице Камчатской епархии – городе Благовещенске:

Благовещенск, Верещагины:

Верещагин Александр, учился в Благовещенской мужской гимназии (1901-1902).

Верещагин Андрей Васильевич, (р. 1835), фельдшер 2-го линейного батальона Восточной Сибири.

Жена - Ефимия Евстафьевна (р. 1840), дочь крестьянина Кудинской волости Иркутского округа (брак 23.10.1860).

Верещагин Василий, первый священник Константиновского прихода (04.10.1866-29.07.1869). Руководил постройкой храма (1867), освященного 23.01.1869. 

Верещагин Иван, ранен во время вооруженного конфликта (02–03.1918) в Благовещенске.

Верещагин Иоанн, сын священника, определен 3-м псаломщиком при Покрово-Николаевской церкви (09.11.1894).

Командирован к Крестовоздвиженской (11.06.1896). Перемещен к Игнатьевской (27.03.1897). Уволен от службы (30.11.1898). Допущен и. о. псаломщика церкви ст. Иннокентьевской (30.10.1901). Отчислен от должности (23.09.1903). 

Верещагин Павел Петрович, ранен во время вооруженного конфликта (02–03.1918) в Благовещенске.

Верещагин Парфений, ученик духовного училища (1895/1897).

В приготовительном классе по 1-му разряду (1896). В 1-м классе по 2-му разряду (1897). 

Верещагин Пётр Васильевич, (25.11.1861, стан. Пояркова - 17.11.1914, Благовещенск), статский советник, преподаватель духовных и светских учебных заведений, редактор газеты «Благ

Сын священника–миссионера, рано лишился родителей. Учился в Якутском духовном училище, Иркутской духовной семинарии. По окончании семинарии, как лучший ученик, отправлен в Казанскую духовную академию (1884). Окончил курс кандидатом богословия, указом Св. Синода назначен преподавателем словесности и истории русской литературы в Благовещенскую духовную семинарию (16.08.1887-1899). Избран членом распорядительного собрания правления семинарии (1888). Был приглашен преподавателем педагогики (позже словесности) в Алексеевскую женскую гимназию (1890-1896). Назначен на должность инспектора семинарии, член Камчатского епархиального училищного совета (11.11.1891). Преподавал русский язык в духовном училище (1893-1898). Член и казначей епархиального училищного совета (1894-1896). Надворный советник, коллежский советник (1897). Член распорядительного и педагогического собраний семинарского правления (1899). Избран старостой семинарской домовой Иоанно-Богословской церкви. Помощник редактора «Камчатских епархиальных ведомостей» (1894), редактор (24.04.1896-1904). Член имп. Православного палестинского общества (07.1897). Член благовещенской городской управы (01.05.1898). Статский советник (29.01.1900). Член совета и почетный член Иоанно-Богословского братства (03.1900-1911). Назначен членом Епархиального ревизионного комитета (02.07.1902). Преподаватель французского языка в семинарии (01.09.1902). Член-сотрудник Благовещенского отдела православного Палестинского общества (01.03.1903). Почетный мировой судья 1-го участка Благовещенского окружного суда (1903-1913). Приглашен преподавать в мужскую гимназию (1906). Почетный член и член совета братства «Всех скорбящих радосте» (1907/08). Оставил преподавание в семинарии, перешел в мужскую гимназию (1909). Член ревизионной комиссии Иоанно-Богословского братства (26.09.1909). Заместитель городского головы, преподаватель мужской гимназии, почетный мировой судья благовещенского окружного суда (1911-1913). Награды: ордена - Св. Станислава 2-й (06.05.1901) и 3-й ст., Св. Анны 3-й ст. (06.05.1897). 

Ист.: БЕВ. 1899. № 24; 1904. № 24; 1914. № 24. 

Верещагина Ольга Петровна, благовещ. домовлад.: Муравьевская, 35.

Верещагина Е. А., жена священника, начальница детского приюта Лечебно-благотворительного общества (1895).