Экспозиции:

Открытые уроки камчатской истории:

  • Города и посёлки

    Камчатка вошла в состав Российского государства как уникальная цивилизация рыбоедов, а...

  • Землепроходцы

    В честь 325-летия присоединения Камчатки к России мы хотели провести открытые уроки камчатской...

  • Историческая мозаика

    В этом разделе мы хотим рассказать о самых разных событиях, личностях, интересных фактах, которые...

Аудио материалы:

  • Цикл радиопередач

     члена Союза писателей России Сергея Вахрина и журналиста Юрия Шумицкого об истории камчатских...

Видео материалы:

Последнее на форуме:

ТАЙНЫ СЕВЕРНЫХ ФАМИЛИЙ. Юшины

Когда-то давно, когда я работал над своей первой книгой историко-художественных очерков, которую, по настоянию Владимира Дмитриевича Успенского, автора знаменитого романа «Тайный советник вождя», который считал, что название «Камчадалы» слишком простенькое для этой книги, и тогда родилось новое – «Потомки остроклювого бога», но в скобках я все-таки оставил дорогое для себя слово – Камчадалы. Вспомнил же я сейчас об этом по очень важной причине – многие представители камчатских казачьих родов – «камчадалов русской крови», как их называли в XIX веке путешествующие знаменитости, авторы путевых заметок и книг о Камчатке, не могут сегодня доказать в судах свою принадлежность к коренному народу Камчатки, хотя их предки пришли на полуостров, когда здесь не было ни одной русской женщины и дети, рождаясь в результате смешанных браков, были представителями двух народов – камчадалами русской крови.

Но нынешние судьи, как правило, прибывшие на Камчатку из разных регионов России и не обременяющие себя знаниями по истории Камчатки, спокойно, а порой и весьма бесцеремонно, выносят вердикт, даже не задумываясь о последствиях своего решения, являющегося, по сути, приговором.

Камчадалы, согласно законодательству Российской Федерации, внесены с общероссийский список народов, являющихся коренными и малочисленными, заботу о сохранении УНИКАЛЬНОСТИ которых принимает на себя государство. А уникальность – это сохранение языка, истории, культуры, традиций. Или хотя бы, на первое время, каких-то одних компонентов. Суды же, принимая решение не в пользу камчадалов русской крови, перечеркивают все – и историю, и культуры, и традиции, а язык уже и так исчез в результате административного вмешательства в жизнь аборигенов представителей власти – пусть царской, но какая от этого разница.

Павел Юшин, герой моего очерка в книге «Потомки остроклювого бога (Камчадалы)», обратился ко мне не по поводу своих проблем с возвращением статуса «камчадал» себе и представителям своего рода. Он приехал с материка, где камчадалы не являются коренными, хотя, разумеется, число их там совершенно не велико.

Он пришел ко мне в редакцию газеты «Камчатский комсомолец», чтобы рассказать о своих родных. О Георгиевском кавалере, участнике обороны Камчатки в период Русско-японской войны, помощника командира Тигильского народного ополчения, своем дедушке – Павле Иосифовиче Юшине, первом послереволюционном начальнике народной милиции в селе Тигиль.

О своем отце – Николае Павловиче Юшине, участнике Великой Отечественной войны, награжденном многими боевыми наградами и вошедшим в составе 13-й армии в Берлин. Кстати, в наградных документах Николая Павловича значится, что он... эвенк – чем хотел подчеркнуть свое отношение к коренной Камчатке.

Свой очерк о Павле я назвал «Родники» с ударением на первый слог. РОдники – значит родные, родненькие, близкие люди.

Но история рода Юшиных Павлу была неизвестна. Когда и откуда прибыли, с кем на Камчатке породнились.

Не скажу, что и нами были сделаны какие-то большие открытия и мы добрались до истоков этого рода.

Но кое-что мы отыскали. И многие страницы из истории этого рода вписаны в героическую летопись нашего края.

Но начнем мы все-таки с предположений.

С предположений о том, откуда прибыл солдат Юшин (в некоторых документах Ешин, а в других – Вьюшин) на Камчатку.

Именно солдат – рядовой городовой команды, когда в Тигиле, за отсутствием как такового уездного города Акланска, придуманного в столице, находилась уездная резиденция со всем вытекающим из структуры уезда штатом, в том числе и городовой воинской командой.

Солдатом в те давние времена мог быть представитель различных сословий – дети казаков, крестьян, посадских людей, то есть ремесленников и торговцев.

Основным полком, который действовал на Северо-Востоке России был Якутский пехотный полк, дислоцированный в Забайкалье на границе с Китаем, набор в который осуществлялся за счет казачьих детей Нерчинска, Селенгинска и Иркутска.

Вспомогательные полки – Енисейский пехотный и Тобольский драгунский – также присылали своих солдат, которые могли «пустить свои родовые корни» в этой земле, как, например, рядовые Енисейского полка Еким Корнилов и Максим Бачинин.

Рядовой Юшин Василий Семенович, 1748 года рождения. Он прожил долгую жизнь: мы встречаем его имя в документах за 1831 год с отметкой о возрасте – 84 года.

Откуда же он мог прибыть. И фамилия не какой-нибудь Иванов, Петров, Сидоров, а довольно редкая.

Мог ли он быть Вюшиным?

Конечно, мог – об интерпретациях и трансформациях при написании фамилий мы рассказываем очень много.

И не вот с этого ли факта и начинается наша история?

Тобольск. «Безсоновы станицы Жукова.

Ондрюшка Иванов сын Шестаков Дурынин умре при стольниках и воеводах при Петре Головине с товарыщи и в прошлом во 154м [1646] году на смотре у розбору воеводы Василий Пушкин с товарыщи велели быть в его Ондрюшкино место из новоприборных Гришке Иванову сыну Вьюхину в верхоленском в Братцком острожке» [РГАДА. Ф. 214. Оп. 4. Д. 206. Лл. 50 об. - 51].

Да, он мог быть Вьюхиным, мог быть Вьюшным. Нерчинский казак Андрей Иванов Вьюшной в 1693 году служил «с пашни», то есть обладал земельным наделом.

А в 1721 году в Нерчинске служил в конных казаках Григорий Вьюшной, который имел двух сыновей – пятилетнего Варфоломея и полугодовалого Арона. О смерти Григория, проживавшего в деревне Буториной, сообщается в материалах Переписи, о его сыновьях и возможных внуках – ни слова. Не упоминаются они и в документах забайкальских церквей.

О чем это говорит? О возможной смене (по какой-то причине) своего места жительства.

Это одна из версий.

Есть и другая, не менее правдоподобная. И она касается не вариантов написания этой фамилии, а ее современного оригинала.

«Вверх по Лене реке выше Верхоленского острошка новая Архангельская Бирюлска волость, а в ней новоприборных и присыльных крестьян

Деревня, а в ней … Митка Семенов сын Юшиных» [Переписная (дозорная) книга Илимского острога 1676 (184) г.].

Далее: «Эту деревню позже называли Юшиной».

Обратим внимание на историю родовых ветвей:

«Юшины. Четыре древа: от Тита, 1722-1951 гг., 189 персон; от Степана, 1689-1891 гг., 50 персон; от Евдокима, 1720-1930 гг., 171 персона; от Семена, 1620-1928 гг., 393 персоны, д. Юшина, д. Косогол, с. Залог и др., Качугского района, Иркутской области» [http://rodirkutsk.ru/rodoslovnye].

И почему, спрашивается, наш Василий Семенович Юшин, не может быть представителем этого семейного ряда Юшиных?

Может, но для этого нужны факты. А фактов о связи Василия Семеновича с иркутскими Юшиными у нас пока нет.

Поэтому мы остановимся на том факте, что Василий Семенович является патриархом всетигильского и всекамчатского рода Юшиных.

У Василия Семеновича с супругой Ксенией Самойловной (1762 г.р.) было много детей: сыновья – Иван, Хрисанф (Христофор), Роман, Семен. И дочери - Евдокия, Ефросинья, Матрона.

Юшин Роман Васильевич (1802 – 24.08.1854), из «солдатских детей», уроженец Камчатской области, в 1822 году зачислен казаком в Камчатскую казачью команду, в 1831 г. переведен в Камчатскую экипажную роту матросом 2 класса, с 1834 г. матрос 1 класса, в 1854 году отставной матрос, добровольно вставший в ряды защитников Петропавловского порта и погибший при отражении десанта англо-французов 24 (по старому стилю)/5 августа 1854 года.

Юшин Семен Васильевич (1806 – 14.11.1862), с. Тигиль, 1831 г., солдат; впоследствии матрос Петропавловской экипажной роты, отставной мастеровой матрос, также, как и брат, добровольный участник обороны Петропавловского порта 1854 г., награжденный памятной бронзовой медалью на Георгиевской ленте.

 

Их служба в экипажной роте не содействовала созданию семьи, судя по тому, что у Романа Васильевича детей мы не находим, а у Семена Васильевича был один сын, названный в честь погибшего брата Романом (29.03. 1862). И это был поздний ребенок, если не единственный.

Что же касается казаков Ивана Васильевича и Хрисанфа Васильевича, то их семьи были многодетными.

Кстати, если бы Павел Юшин, захотел бы закрепить за своей семьей национальный статус камчадалов, то у него для этого были бы самые весомые аргументы.

Дело в том, что супругой Иосифа Ивановича Юшина – их не столь далекого предка – была коренная камчадалка, уроженка села Аманино Любовь Васильевна Стрельчикова, с которой Иосиф (Осип) Иванович был обвенчан в 1863 году.

И дети по линии Иосифа – законные «камчадалы русской крови».

А их немало – это Дмитрий, Иван, Николай, Мария (с 1881 года замужем за тигильским казаком Гавриилом Васильевичем Поповым), Ксенофонт и, естественно, дедушка нашего героя – Павел Иосифович Юшин.

У брата Иосифа – Ивана Ивановича – было трое детей: Михаил, Сигликития и Мария (с 1878 года замужем за сыном тигильского частного командира казаком Прокопием Николаевичем Крыжановским).

Михаил Иванович, будучи тигильским казаком, в 1854 году принимал участие в обороне Петропавловского порта.

По линии Хрисанфа Васильевича было пять дочерей, о замужестве которых у нас нет сведений, и два сына – Василий и Иван.

Иван Хрисанфович (1840 г.р.) был женат трижды. О первой жене у нас информации нет. Вторая супруга (с 1878 года) – дочь тигильского казака Капитолина Павловна Шемаева. Третья жена (с 1899 года) – коренная камчадалка (или уже по новой терминологии – ительменка) – Наянова Дария Косминина.

 

Василий Хрисанфович (Кирсанович) Юшин (1836 г.р.), служил в Петропавловской казачьей команде.

Он был дважды женат. Оба раза на дочерях петропавловских матросов: с 1863 года на Софье Михайловне Сметаниной, с 1867 – Екатерине Петровне Голых (родственники которой после отставки переехали на постоянное место жительство в село Камаки в долине реки Камчатки).

 

Говоря о Георгиевском кавалере Павле Иосифовие Юшине мы не должны забывать и о других его братьях, которые также принимали участие в обороне Камчатки в период Русско-японской войны 1904-1905 гг.

В отряде, которым командовал Павел Иосифович, громил японские шхуны на реке Воямполке и Ксенофонт Иосифович.

Еще один их брат – Моисей Иосифович – петропавловский казак, также, как и Павел, был награжден орденом Святого Георгия: «Из-под японских выстрелов унес из уездного управления казенную кассу». Не просто выстрелов – артиллерийского обстрела с двух японских крейсеров, которые мстили коренным камчадалам и камчадалам русской крови за то, что они достойно встретили своего врага и разгромили японский десант, взяв в плен их командира.

 

А вот и полный список Юшиных – участников обороны Камчатки:

 

Юшин Павел Иосифович (1878–1941), награжден Георгиевским крестом 4-й степени № 171290
Юшин Моисей Иосифович, награжден серебряной медалью «За усердие» и Георгиевским крестом 4-й степени № 171294
Юшин Дмитрий Дмитриевич (1882)
Юшин Иван Дмитриевич (1867)
Юшин Николай Дмитриевич (1882)
Юшин Николай Иосифович
Юшин Ксенофонт Иосифович (1864)

 

А впоследствии подвиг дедов и отцов будет повторен на фронтах Великой Отечественной войне и в Курильском десанте, в том числе и теми из рода Юшиных, которые, по материнской линии, будут иметь другие фамилии.

Так Мария Ксенофонтовна Юшина в 1909 году стала Лонгиновой, Евдокия Ксенофонтовна – Пинизиной, Варвару Ивановну в 1907 году взял в жены внук участника Петропавловской обороны Василий Александрович Козленок, Матрена Иосифовна стала Сновидовой, а Кирьякия Ксенофонтовна – Григорьевой...

 

И этот список можно продолжать, продолжать и продолжать...

Сергей Вахрин,
член Союза писателей России