ТАЙНЫ СЕВЕРНЫХ ФАМИЛИЙ. Тескины
- Подробности
- Опубликовано: 06.02.2024 23:08
- Просмотров: 353
Сегодня природным камчадалам – древнейшему северному народу из семьи палеоазиатов, история проживания которого на полуострове Камчатка насчитывает 15... тысяч лет, с огромнейшим трудом приходится в судах доказывать свою принадлежность к этому этносу, ПОЛНОСТЬЮ исключенному в 1926 году из списков народов Российской Федерации, с сохранением малой части этого народа под новым именем ИТЕЛЬМЕНЫ с местом традиционного проживания, исключающим полуостров – родину камчадалов – Камчатку, в Тигильском районе Корякского национального округа.
Советские этнографы проблему русификации на дальних окраинных землях решали просто и безоговорочно, не вникая в историческую суть тех или иных явлений – не владеешь природным своим языком, говоришь на русском – значит русский, или писали почему-то в графе национальность «великоросс», не вникая в смысл написанного.
Один из камчадалов русской крови из традиционной казачьей семьи, чтобы подчеркнуть эту свою кровную связь с коренной Камчаткой, в графе национальность написал эвенк – и эта его национальность пошла гулять по многочисленным наградным листам, хотя родина эвенков совсем в другой стороне.
Любопытно, что, просматривая дела, связанные с политическим террором 1930-х годов, сталкиваешься с таким вот фактом: природные камчадалы называют себя русскими, а русские старожилы – наоборот, – камчадалами, пытаясь, вроде как, защитить себя таким способом.
Помогало мало – троцкистам важно было, с одной стороны, выбить национальную элиту (любого рода-племени), а с другой стороны – поднять народ на бунт против главного своего идеологического врага – Сталина.
И, конечно, в те сложные политические времена никому не было ровно никакого дела по поводу того, почему коренная Камчатка потеряла свой природный камчадальский язык и к какому роду-племени относятся те, кого в течение многих десятков лет будут потом называть уничижительным словом «местные».
Этот «нарыв» прорвался лишь во второй половине 1980-х годов, когда над этой самой коренной Камчаткой навис новый «Домоклов меч» расправы за... теперь уже за браконьерство, за незаконный вылов... рыбы.
Природные рыбоеды, само существование которых на полуострове в течение тех самых 15 тысяч лет было связано ИМЕННО с рыбой, в силу того, что они из коренного народа Камчатки превратились по воле советских этнографов в некий местный сублимат, лишенный своих коренных национальных прав, оказались на грани физического уничтожения в силу драконовского механизма расправы за право ловить рыбу для личного своего потребления.
Еще в 1958 году вышло Постановление Правительства СССР о запрете вылова лососей для местного населения, за исключением КМНС.
И камчадалы – и коренные и камчадалы русской крови – старожилы Камчатки – попали под этот рыбоохранный пресс, который с каждым годом давил все сильнее и сильнее. Санкции были жесткими – ущерб составлял 30 рублей (четверть самой высокой пенсии в СССР) за один экземпляр рыбы не зависимо от вида (не важно горбушу ты поймал или чавычу). Вылов 15 рыбин (ущерб 450 рублей) равнялось открытию уголовного дела, по которому можно было получить РЕАЛЬНЫЙ срок от двух до четырех лет тюрьмы.
Почему этот «нарыв» прорвался только в конце 1980-х годов?
Потому что только к этому времени удалось накопить статистику и получить исходный материал для аналитики, который раскрыл действительную картину этого «рыбоохранного геноцида» – за браконьерство в тюрьму мы отправили десятки, если не сотни, людей, для которых рыба была не просто естественной, а СУЩНОСТНОЙ, потребностью для биологического выживания.
Это был геноцид.
Конечно, никто его официально не объявлял. Но в срочном порядке Камчатский облисполком на основе обращения Камчатрыбвода начал действовать. На Первом съезде коренных народов Севера камчадалы были ВНОВЬ объявлены коренным народом Камчатки. Ни о каких «потомках русских, рожденных от браков с народами Севера» тогда речь не шла – всем было понятно, что камчадалы – это ИСТИННЫЙ КОРЕЕНОЙ НАРОД полуострова Камчатка. Это опять же этнографы, но уже не советской, а либерально-демократической волны, чтобы замутить вопрос о собственной причастности этнографов к «рыбному» геноциду, выдумали нечто идиотское (с исторической позиции) о том, что камчадалы – это народ-НОВОДЕЛ, созданный ИСКУССТВЕННО в результате смешанных браков русских с разного рода северными народами, то есть НЕЧТО, не поддающееся их этнографическому РАЗУМЕНИЮ.
И вот эта «байка» сегодня распространяется по всем научным, околонаучным и прочим информационным сетям.
И потом, когда камчадал (коренной, а еще хуже – русской крови) приходит в суд, то над ним начинают куражиться, придумывая самые разные причины для того, чтобы отказать истцу в его праве на САМООПРЕДЕЛЕНИЕ его СОБСТВЕННОЙ национальности.
Приведу только один дичайший пример такого судебного беспредела. Истцу задают вопрос, который, по мнению судьи, является кардинальным для решения вопроса о принадлежности или не принадлежности к коренному народу Камчатки:
– Как вы относитесь к холодной ухе?
И в этом дурацком вопросе заложен весь фарисейский смысл судебного разбирательства. Как бы вы не ответили на этот вопрос – он не имеет никакого смысла.
Для самого судьи, для кого холодная уха – лучшее средство от похмелья, – сам не знает ответа на свой оригинальный вопрос. Но ему и не нужен ответ. Свой вердикт он вынес заранее. И его решение – сугубо отрицательное. Потому что на этот счет есть указание. От одного крупного рыбопромышленника, который занимает почетное место в правящей элите России. А коренные посягают на то, что составляет личное богатство этого рыбопромышленника – рыбу. И потому, какие бы доказательства не принес истец, вопрос будет один:
– А как вы относитесь к холодной ухе?
У этих судей напрочь отсутствуют государственные интересы. Ведь ПРИЗНАВАЯ право истца на самоопределение, судья выносит и другой – более важный, на мой взгляд, демографический вердикт – закрепляя истца за землей его проживания – так как камчадал может пользоваться своими правами КМНС только на территории своего традиционного проживания – на Камчатке. И НИГДЕ более.
Но у камчатских судей другие (совсем ДРУГИЕ!) интересы, а потому в их арсенале средств для отказа истцам есть еще более радикальные (и не такие глупые) способы.
И вот тогда история с Тескиными становится весьма актуальной.
Дело в том, что Тескиным (при всей многочисленности этого рода) НЕВОЗМОЖНО, будучи истинно коренными камчадалами, доказать свою принадлежность к этому народу.
Почему?
Да потому что они, в силу артикуляционных (речевых) особенностей не могли выговаривать ту свою фамилию, которую получили при крещении, проживая в Ичинском острожке – на своей исторической родине, когда этот острог был одним из самых крупных поселений аборигенов на западном побережье Камчатки. Камчадалы не выговаривали те самые звуки, которые сложны и для многих иностранцев, да и для правописания самих русских представляют изрядную трудность, вспомним свою школьную историю: с жи-ши – пиши с буквой и, ча-ща – с буквой а, а для ц вообще былая весьма отригинальная история с исключениями в написании:
– Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!
Так вот крестным отцом ичинских камчадалов Тескиных был служилый человек (казак) Тимофей Никитин сын Чешкин.
Представляете, какие метаморфозы в результате этого происходили с этой фамилией, когда ее брался записывать со слов камчадала Чешкина тот или иной писчик (подъячий), внося фамилию или в список «ясакоплательщиков», или в список побывавших на исповеди?
Фантазировать на эту тему особенно не будем, но в Исповедальных росписях Облуковинской Вознесенской церкви все будущие Тескины записаны, как... Гешкины.
А для суда все это – милое дело: попробуй-ка докажи, что Тескины – это Гещкины, а Гешкины – это Чешкины... Судья только мило улыбнется, так ему будет хорошо и смешно...
Мы же пойдем дальше и попробуем узнать, а кто же такой был этот Тимофей Никитин сын Чешкин, чья фамилия впоследствии станет вызывать у одних радость, а у других горькое разочарование и обиду?
Нам она встретилась всего дважды.
Первый раз – в составе карательной экспедиции солдата Александра Змиева (из членов экипажа бота «Святой Гавриил), направленной на подавление Харчинского бунта.
А второй раз – в составе участников «крестовых походов» первого камчатского миссионера священника Ермолая Иванова, крестившего в 1738-1740 годах камчадалов и наделявшего их фамилиями своих крестных отцов.
Если мы с вами возьмемся за изучение метрических, брачных и других сведений из церковных книг Ичинской (впоследствии Облуковинской) церкви для выявления своих родовых корней, то просто схватимся за голову от того, что происходило в этих церковных книгах в связи с написанием этой – казалось бы!?! – весьма простой фамилии.
Чекин (именно так! – Чекин) Софрон Алексеевич (1766), тойон острожка Ича. Собственно, с этой фамилии и ее преломлений-искажений ведут свою дальнейшую родовую историю ичинские и апачинские Тескины (Тезкины)
Его дети:
Второе колено
Чекин Егор Софронович (1786)
Чекина Ирина Софроновна (1792)
Чекин Семен Софронович (1795), линия Тезкиных, с. Апача
Чекин Василий Софронович (1798)
Чекина Глафира Софроновна (1801)
Чекина Вера Софроновна (1806)
Чекин Аврам Софронович (1811)
Третье колено.
Дети Чекина Егора Софроновича:
Чекин Борис Егорович (1811)
Чешкин Дей Георгиевич (1817–1897)
[Напоминаю, и это очень важно – Егор и Георгий – это ОДНО и то же имя]
Дети Аврама Софроновича: Чешкин Захарий Аврамович
Четвертое колено
Дети Бориса Егоровича: Чешкин Георгий Борисович
Дети Дея Георгиевича:
Гешкин Прокопий Диевич (1852)
Ж. 1?
Ж. 2 (с 1892) Павлудская Матрона Васильевна (1874), с. Сопочная
После «сомовского поветрия» – эпидемии оспы 1799/1800 гг., которое, в первую очередь, коснулось главной транспортной артерии Камчатки, связывающей Большерецкий, Верхнекамчатский, Нижнекамчатский и Гаванский (Петропавловский) остроги, коренное население которых в целом ряде мест вымерло ПОЛНОСТЬЮ (а первым населенным пунктом на этом пути из Большерецкого острога было село Апача), то принимается решение о ПЕРЕСЕЛЕНИИ части населения Камчатки с побережий – из мест, не затронутых эпидемией, в населенные пункты центральной Камчатки для обеспечения этой важнейшей транспортной связи.
Так ичинские Чешкикы-Чекины-Тескины оказались в Апаче.
И если первопосленецем был Семен Софронович Чекин, то его внуки уже писались Тескиными.
Это и
Тескин Филипп Семенович (1853), с. Апача
Ж. (с 1871) Тигонцева Устиния Ильинична (1855), дочь николаевского крестьянина
Это и
Тескин Флегонт Прохорович (1849), с. Апача
Ж.1 (с 1867) Аввакумова Анастасия Даниловна (1850), с. Малка, дочь камчадала Данилы Аввакумова
Ж.2 (с 1869) Климовская Параскева Ерофеевна (1849), дочь камчадала с. Облуковина
Это и дети Филиппа Семеновича:
Тескин Илья Филиппович (1876), участник обороны Камчатки в период Русско-японской войны 1904–1905 гг.
Тескин Косьма Филиппович (1886), с. Апача, участник обороны Камчатки в период Русско-японской войны 1904–1905 гг.
Ж. (с 1911) Черных Евдокия Ефимовна (1890), с. Апача, дочь льготного казака Ефима Трифоновича Черных
Это и его внуки:
Тескин Александр Семенович (1921–1944), с. Апача, участник Великой Отечественнной войны
Тескин Владимир Семенович (? – 12.03.1944), участник Великой Отечественной войны
Тескин Леонид Семенович (1924 – 12.08.1945), участник войны с Японией
А в селении Ича продолжается историческое соревнование за выживание той или иной формы написания этой фамилии:
Тескин Осип, староста с. Ича, участник обороны Камчатки в период Русско-японской войны 1904–1905 гг.
Тезкин Федор Митрофанович (1885), участник обороны Камчатки в период Русско-японской войны 1904–1905 гг.
А родной брат Федора Митрофановича:
Чешкин Гавриил Митрофанович
Другой брат:
Тескин Иван Митрофанович
Дети Гешкина-Чешкина Захария Аврамовича:
Чешкина Доминика Захаровна (11.01.1890)
Ее брат:
Гешкин Степан Захарович (02.02.1894)
Если вы думаете, что на это процесс остановился, то вы глубоко заблуждаетесь:
Тескин Ефрем Иванович (22.01.1907)
Гешкина Анна Евдокимовна (1872), с. Ича
М. (с 1892) Запороцкий Иннокентий Васильевич (1859), с. Морошечная
Гешкина Минодора Николаевна (1874), с. Ича
М. (с 1892) Слободчиков Алексей Константинович, с. Колпаково
Дети Георгия (Егора) Борисовича:
Гешкин Константин Георгиевич (01.06.1892)
Чешкина Мария Георгиевна (10.03.1898)
И только с детей Ефрема Ивановича Тескина начинается процесс урегулирования в написании этой фамилии – все его дети Тескины, начиная с участника Курильского десанта Тескина Александра Ефремовича (26.02.1926) и продолжая его многочисленными братьями и сестрами.
Вот такая – НЕ ПРОСТАЯ – история, которая может самым коренным образом изменить чью-то судьбу...
Сергей Вахрин,
член Союза писателей России