Экспозиции:

Открытые уроки камчатской истории:

  • Города и посёлки

    Камчатка вошла в состав Российского государства как уникальная цивилизация рыбоедов, а...

  • Землепроходцы

    В честь 325-летия присоединения Камчатки к России мы хотели провести открытые уроки камчатской...

  • Историческая мозаика

    В этом разделе мы хотим рассказать о самых разных событиях, личностях, интересных фактах, которые...

Аудио материалы:

  • Цикл радиопередач

     члена Союза писателей России Сергея Вахрина и журналиста Юрия Шумицкого об истории камчатских...

Видео материалы:

Последнее на форуме:

Бутин Тимофей и его потомки из Дурулгуя и Зюльзи

Впервые Номоконовы и Комогорцевы (а ранее носители прозвищ – Номокон и Колмогор) появились в Восточном Забайкалье более 300 лет назад, у каждого рода – своя история. В результате выявления и изучения архивных документов, свидетельствующих об их службе и расселении, старых географических карт, исповедальных росписей и метрических книг, поиска сохранившихся дореволюционных фотографических снимков, а также иных тематических материалов, удалось составить достоверное жизнеописание предшествующих нам поколений, нисходящие родословные росписи, генеалогические древа.

 В процессе такой исследовательской работы, как правило, всегда появляются сопутствующие сведения о представителях других фамилий. В нашем случае – собраны и систематизированы первоисточники о старинном казачьем роде Бутиных.

В статье впервые в истории родословия Бутиных упоминаются все найденные на сегодняшний день дети Нерчинского посадского Тимофея Бутина, ставшего родоначальником известного далеко за пределами Нерчинска, многочисленного рода Бутиных, чьи потомки ныне живут не только в Восточном Забайкалье и Сибири.

 

Александр Андреевич Намоконов
Майя Николаевна Мельникова

 

 

Бутин Тимофей и его потомки из Дурулгуя и Зюльзи

При изучении истории рода казаков Номоконовых из караула Дурулгуевский Чиндант-Турукуевской пограничной дистанции (на примере первых церковных книг Нерчинского уезда, а также записных книг  и ведомостей  Акшинской крепости, Николаевской церкви и Чиндантской крепости Чиндант-Турукуевской позже Чиндантской Георгиевской  церкви и др. источников) а также инородцев Баягирского рода Колмогорцовых из Зулзинской слободы (на примере церковных записных книг и ведомостей Зюльзинской Предтеченской церкви и др. источников) в Государственном архиве Забайкальского края и Российском государственном историческом архиве были выявлены документы, подтверждающие родственные связи казаков Бутиных караула Дурулгуевский (в настоящее время – поселение Старый Дурулгуй Ононского района Забайкальского края) и купцов Бутиных из Зулзинской деревни (в настоящее время –  поселение Зюльзя Нерчинского района Забайкальского края).

Результаты анализа архивных документов позволяют утверждать, что казаки и купцы Бутины имеют одного общего предка – служилого Тимофея Бутина, и, соответственно, являются друг другу родственниками.

Сведения о казаках и разночинцах Бутиных встречаются в первых церковных метрических книгах г. Селенгинска. В «Книге записной Иркуцкой Епархии Селенгинского пригорода Спасской церкви за 1729 г.» в части первой о рождающихся под №30 значится: 7 ноября у пятидесятника Осипа Бутина подменыш Матрона [1, л.63/об.].

В «III. Переписной книге убылым после 1-ой переписи» (хранятся в числе ревизских книг…) под №328 значится: «Онаго ж города разночинцы померли … Иван Бутин »; [2, л.55].  под №542: «Выбыли по гор. Селенгинску в действительную казачью службу… Осип Бутин». [2, л.58].

Родственные связи разночинца Ивана Бутина и казачьего пятидесятника Осипа Бутина с нерчинским конным казаком Тимофеем Бутиным в архивных документах, с которыми мы работали, пока не обнаружены.

Служба родоначальника Забайкальских Бутиных Тимофея Бутина (согласно первой переписи Нерчинского уезда родившегося в 1671 г.) и умершего не ранее 1760 г. прослеживается на протяжении пятидесяти лет: Нерчинский посадский (1711), конный казак (1721), служилый (1722), отставной служилый (1729), полтинно плателщик (1760).

Архивные документы, в которых упоминается Тимофей Бутин:

Книга великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича, всеа великия и малыя и белыя России самодержца, 1711 г. Нерчинским посацким людем, кто имяны и сколько годоваго денежнаго и хлебнаго оброку в казну вел. государя по окладу платят и сколько человек призвано и поселено вновь в посад, и то писано ниже сего порознь:

«…Алексей Колмогор, рубль, хлеба четь, ржи 8-пудная…

Тимофей Бутин 7 гривен…» [2, стр.21]

 Книга Ея Императорскаго Величества города Нерчинска переписная душам мужеска полу людей в г. Нерчинску, да посаде и Нерчинскаго присудствия в острогах, в слободах и в деревнях Нерчинским конным и пешим казакам…1721 г.

«…вниз по Шилке реке в Куенской деревне… конной казак Тимофей Бутин пятидесяти лет, да сын ево Киприян двенатцати лет, а болше де того в доме у него мужеска полу людей нет» [3, л.67-67/об.].

Согласно первой подушной переписи Нерчинского уезда, Тимофею Бутину 50 лет, и он с сыном Киприяном живёт в Куенской деревне. Однако помимо Киприяна у Тимофея Бутина, как мы считаем, были старшие сыновья Никита (ок.1697) и Леонтий (1699), не вошедшие в первую ревизию. Старшие сыновья, возможно, находились в отъезде по службе. Позже Леонтий упоминается в архивных источниках приказчиком Сретенского острога и Торгинской слободы.

После 1721 г. конный казак Тимофей Бутин живет в Нерчинске. Сведения о рождении сыновей Тимофея Бутина выявлены в книгах Нерчинской Соборной Воскресенской церкви за 1722-1733 гг. В части первой о рождении значатся:

1722 г. 7-го Маия У служилого Тимофея Бутина сын Сидор; [4, л.2]

1727 г. 1-го Февраля У отставного служилого Тимофея Бутина сын Феодор; [4, л.106] 

1729 г. 6-го Июля У отставного Тимофея Бутина сын Гавриил; [4, л.118/об.]

1733 г. 15-го Марта У отставного служилого Тимофея Бутина сын Иаков,

-  -  - -   - - - -   - - - -   у него же Тимофея сын и Василий. [4, л.143].

Записи в книги внесли протопоп Даниил Иванов, священнослужители Иван Иванов, Иван Петров.

Важно отметить, что, хотя записи о рождении сыновей Тимофея Бутина выявлены в книгах Нерчинской Соборной церкви, в послужных списках у многих из них прописано: «Из казачьих детей города Нерчинска уезду Стретенского острогу».

В Нерчинской Соборной Воскресенской церкви венчались дочери и сыновья (от двух браков) Тимофея Бутина: Варвара, Евдокия (1-я), Матрона, Киприян, Евдокия (2-я), Леонтий, Гаврила, Яков, Федор.

Книга города Нерчинска Соборныя Воскресенския церкви Протопопа Даниила Иванова Священно служителей Ивана Иванова Ивана Петрова с причетники о приходских тоя церкви людях На три части кто имяны и коих годах родились браками венчались и померли 1723 году Генваря с 1 числа.

В 1723 г. венчаны: «№22. 4-го Ноября Служилой Стефан Семенов сын Потехин Тимофеевой дочерью Бутина девкою Варварою первым браком». [4, л.51].

Книга церковных сборов за 1724-1751 гг.: «4-го Февраля 1734 г. Дана венечная память Нерчинского острогу Священнику Леонтию Михайлову венчать того острогу Василья Васильева сына Деревцова первым браком на девице Евдокие Тимофееве дочери Бутина ис приходу города Нерчинска» [5, ч. I, л.101].

«…25-го Октября 1734 г. Дана венечная память Нерчинского Собора священнику Ивану Иванову венчать Михаила Леонтиева сына Котелникова первым браком на девице Матроне Тимофееве дочере Бутина Нерчинского приходу». [5, ч.1, л.105/об.].

Книга города Нерчинска Соборной Воскресенской церкви Закащика протопопа Маркияна Григорьева священно служителей Ивана Иванова Ивана Григорьева Записная о приходских тоя церкви людем на три части кто имяны когда родились браками венчались и кто каких лет умре 1735 – 1736 гг.

В 1735 г. венчаны: «№24. 14-го Июля Нерчинской служилой Киприян Тимофеев сын Бутин того ж прихода Алеурской слободы Герасимовой дочерью Туполаповых девкою Ксениею первым браком» [4, л.149].

В 1736 г. венчаны: «...5-го Июня Нерчинской служилой Прокопей Иванов сын Кичаков Тимофеевой дочерью Бутиных приходу Нерчинского девкой Евдокией первым браком». [4, л.154].

Книга записей церковных сборов 1724-1754 гг.: «№46. 7-го Июня 1744 г. Дана венечная память Нерчинского собору Священнику Симеону Иванову венчать ево приходу отставного служилого Леонтья Тимофеева сына Бутина первым браком на девице Евдокие Агафонове дочере Сенотрусовых Урулгинского приходу. И со оной венечной памяти пошлинных и лазаретных по двенатцать копеек, на отвоз и за писмо три копейки взято. Во взятие памяти вместо Леонтея Бутина Стефан Пляскин росписался» [5, ч.1, л.241/об.].  

Метрическая книга Нерчинской Соборной Воскресенской церкви за 1751 г. 

В 1751 г. венчаны: «…30-го Ыюня Нерчинской казак Гаврило Тимофеев сын Бутин З девкою Марьею Федоровою дочерью Антипиных первым браком». [4, л.469].

Книга записей церковных сборов 1724-1754 гг.: «№31. 25-го Генваря 1754 г. Дана венечная память Нерчинского собору Священнику Федору Михайлову о венчании со изследованием о сродстве ево приходу разночинца Якова Тимофеева сына Бутина первым браком крестьянина Афанасья Лескова на дочери ево девице Матроне Ундинского приходу. И со оной венечной памяти пошлинных и лазаретных по двенатцать копеек, за писмо и отвоз три копейки по Указу взято». [5, ч.2, л.474/об.].

Книга Прошения о разрешении браков за 1757-1764 гг. В Нерчинск к Заказанным Духовнаго Правления делам приходу Нерчинского Собора.

«…18-го Апреля 1757 г. От разночинца Федора Тимофеева сына Бутина.

Покорнейшее доношение. Возымел я нижайший намерение женится и засватать ис приходу Торгинской слободы бывшего крестьянина Ивана Селина на дочери ево девице Софие первым браком…» [6, л.15/об.].

Таким образом, в церковных книгах не найдена только одна запись о браке Сидора Тимофеевича Бутина (1722 г.р.) – первого сына Тимофея Бутина от второго брака. Не все метрические книги сохранились.

Выше упомянутый предполагаемый старший сын Тимофея Бутина – Никита – может оказаться родоначальником ветви Бутиных из Алеурской слободы.

В описании Г.Ф. Миллера в 1739 г. Куенская и Алеурская слобода – две деревни, получившие свои названия от рек «Куенга» (р.Куэнга) и «Алеус» (р.Ареур) и считавшиеся одной слободой. В Алеурской слободе стояла деревянная Николаевская часовня, в Куенской деревне – Богородская, восстановленные в 1728 г. нерчинским заказчиком священником Иваном Стрельником. Восстановил Стрельников часовни по распоряжению Тобольского приказного надзирателя Слопцова, но без разрешения Преосвященного, «за что был оштрафован десятью рублями, а между тем Игумену Нафаилу было поставлено в обязанность освидетельствовать, по действительной ли надобности восстановлены эти часовни, и не откроется ли к существованию их каких препятствий…» [7, стр.297].

Опасения Иркутской Епархии не были случайными, позже первая деревянная Сретенская церковь сгорела вместе с архивами, причины пожара установлены не были, вместо нее построили новую и освятили в 1734 г. К этому времени в Куенгской деревне насчитывалось 17 дворов, в Алеурской деревне было 8 дворов, в числе которых стоял двор нерчинских служилых Бутиных.

Алеурская слобода (деревня Алеурская, село Леурское, Алеурский улус), равно как и Куенская слобода (Куэнская, Куенская деревня) были улусными и сезонно-кочевыми территориями тунгусов почегорского, дулигарского, баягирского, келтегирского и уляцкого родов. Сведения о новокрещенных инородцах Алеурской и Куенской слободы можно найти в ведомостях «о восприявших святое крещение неверных», в том числе, в «Книге записной восприявшим святое крещение разных нацей …741 года».

Интерес вызывает обнаруженный исследователем И.Г. Орловой в Российском государственном историческом архиве (РГИА) Реестр иноверцев, в котором указан Келтегерского рода Лабзеи, принявший православие 14 сентября 1739 г.

В документе: «Реэстр коликое число в нерчинском городе и в уездах за прибытием в иркуцкую епархию пресвщенного инокентия епископа иркуцкого и нерчинского от 733 святым крещением просвещено иноверцов и ис каких нацей значит ниже сего: … в Нижном Стретенском остроге… Сентября…14 келтегирского роду лабзеи во святом крещении Иоан Никитин сын Бутин 55 лет». [8, лл.91-93].

Фамилию и отчество новокрещенный инородец получал от восприемного отца, следовательно, 14 сентября 1739 г. в Стретенском остроге при крещении Келтегирского рода Лабзеи присутствовал его восприемный отец Никита Бутин, православной веры.

Отсутствие метрических книг Нижнего острога Сретенской церкви за 1723-1724 гг., сгоревших вместе с приходом, не позволяет подтвердить версию о том, что в 1723 г. у Никиты Тимофеевича Бутина мог родиться сын Кондратей. С другой стороны, отчество Кондратия Бутина подтверждает, что Никита Бутин точно был и оставил потомство, причем, это тот самый Никита Бутин, ставший крестным отцом инородца Келтегирского рода Лабзеи в 1739 г. (на дату крещения инородца восприемному отцу Никите Бутину было 42 г.).

Далее метрические записи содержат сведения о детях и внуках Кондратия Никитина Бутина.

Книга Нерчинского дистрикта Нижного острогу Стретенской церкви Священика Ивана Андреева Записная о приходцких тоя церкви людех  На три части коликое число в том приходе родились браками венчались и померли в 1746 – 1748 гг.

В 1746 г. венчаны: «№3. 11-го Генваря Пашенной крестьянин Кондратей Никитин сын Бутин Димитриевой дочерью Кожиных девкою Евфимиею первым браком». [4, л.287/об.]. 

В 1748 г. родился: «№9. 10-го Февраля У разночинца Кондратья Бутина сын Иоан» [4, л.366].

Книга записная Торгинской слободы Богородцкой церкви за 1752 г.

В 1752 г. родился: «№ 19. 10-го ноября 1752 г. У разночинца Кондратья Бутина сын Федор» [4, л. 6/об.].

В книге записной Курлыченского села Спасской церкви за 1786 г. встречаются сведения о рождении внуков Кондратия Никита сына Бутина:

«28 марта. У крестьянина Иоанна Бутина сын Иларион, у которого восприемным отцем был крестьянин Феодор Бутин»; [10, л.140].

«1 апреля. У крестьянина Феодора Бутина дочь Мария, у которой восприемным отцем был мещенин Симеон Яренской, матерью мещенина Корнилия Епифанцова дочь ево девица Ксения» [10, л.140/об.].

Согласно ведомости Курлыченской Спасской церкви 1824 г. в Курлыченском селении живет крестьянин Мирон Кондратиев Бутин, под №37 в его семье записаны 9 человек: «Мирон Кондратиев Бутин 71, у него дети Герасим 28, Захарий 27, Герасимова жена Матрона Александрова 28, Захариева жена Параскева Иванова 24; квартирующий у него Флор Евдокимов Бутин холост 19, у него братия Пармен 5, Алимпияда 10, Мелания 8». [11]

Таким образом, родовая ветвь предполагаемого старшего сына Тимофея Бутина –  Никиты Бутина – достаточно хорошо прослеживается.

Родоначальник Забайкальских Бутиных служилый Тимофей Бутин дожил до преклонного возраста и умер не ранее 1760 г. В 1760 г. он указан в «Именных списках подушных ясачных сборов за 1760-1763 гг., в реестре «не взятым с ясашных полтинно плателщиков и с разных оброчных статей» [12, л.134].

В этом же году в итоговом реестре «с кого именно и каких зборов собрано, а именно с ясашных полтинно плательщиков», Тимофей Бутин значится наряду с другими плательщиками: Захаром Лисичниковым, Антоном Номоконовым, Егором Гордеевым, Абрамом Золотухиным, Иваном Забродиным, Иваном Номоконовым [12, л.141]. 

Что известно о Леонтии Тимофеевиче Бутине? В рапорте церквей за 1756 г. Леонтей Бутин упоминается приказчиком Торгинской слободы. В документе «1756 года апреля 25 дня» так же упоминаются: Василей Лагунов, Матвей Лагунов, Яков Беломестной, сын ево казак Иван Беломестной, Лаврентей Беломестной, Никита Шеломенцов, сыны Дмитрей и Никифор Бакшиевы, Егор Лебедев. [9, л.250].

Книги Торгинской Богородской церкви («сгорела дотла» (1755 г.), «построена вновь» (1758 г.), «через девять лет она в другой раз горит» (1767) и Торгинской Знаменской церкви («вновь заложена» в 1768 г.) [13], также могут содержать «связующие» записи о родстве Бутиных.

Мы уже упомянули выше, что в 1756 г. в Торгинской слободе присутствует приказчик Леонтий Тимофеевич Бутин, а несколькими годами ранее, а именно в 1752 г. в Торгинской слободе жил разночинец (предположительно, его племянник) Кондратий Никитин Бутин с семьей.

Один из младших сыновей Тимофея Бутина – Василий – тоже венчан в приходе Торгинской Знаменской Богородской церкви.

Книга записей церковных сборов 1751-1755 гг.

«№15. 18-го Генваря 1763 г. Дана венечная память Торгинской слободы священнику Симеону Михайлову венчать ево приходу крестьянина Василея Тимофеева сына Бутина первым браком казака Григорея Костромитина на сестре его девице Марфе Тимофееве приходу Нерчинского собору. И со оной венечной памяти пошлин и лазаретных по двенадцати копеек за писмо и отвоз три копейки по Указу взято». [5, ч.2, л.690/об.].  

Позже в Торгинской Знаменской Богородской церкви венчана внучка Тимофея Бутина – Евдокия Киприяновна.

Книга метрическая Торгинской Знаменской Богородской церкви за 1774 г.

В 1774 г. венчаны: «№2. 29-го Июня Посацкой Иван Данилов сын Обухов первым браком разночинца Киприяна Бутина дочерью ево девицей Евдокиею первым браком». [14, л.143].

Бутины так же упоминаются в метрической книге Торгинской слободы Знаменской Богородской церкви за 1788 г. [15].

Таким образом, все выше указанные дети: Леонтий, Варвара, Киприян, Евдокия (1-я), Матрона, Евдокия (2-я), Сидор, Федор, Гавриил, Яков, Василий, согласно церковным записям, имеют одного отца – служилого Тимофея Бутина. О вероятном сыне Никите сведений недостаточно. Всего у служилого Тимофея Бутина было 12 детей – 8 сыновей и 4 дочери.

Документы Нерчинской воеводской канцелярии, в т.ч. «Ведомости о службе, чинах, конных и пеших казаков, десятников, пятидесятников, детей боярских и дворян Нерчинского воеводства» содержат датированные 1752 г. послужные списки казаков, среди которых:

Дети боярские:

Никита Номоконов, 37 лет. Начал службу 26 ноября 731 г. Из сынов боярских города Нерчинска уезду Городищенской слободы. Писать не умеет. Женат. У него мужеска полу детей: Володимер 13, Григорей 11 лет, живут при отце. Обретается при команде пограничных дел. [16, л.34/об.-35].

Конного строю рядовые казаки:

Гаврило Бутин, 22 года. Начал службу 3 марта 745 г. Из казачьих детей города Нерчинска уезду Стретенского острогу. Писать не умеет. Женат. У него мужеска полу детей нет. В канонерах и у машинных труб. [16, л.56/об.-57].

Рядовые пешие:

Сидор Бутин, 29 лет. Начал службу 16 декабря 744 г. Из казачьих детей города Нерчинска уезду Стретенского острогу. Писать не умеет. Женат. У него мужеска полу детей: Николай 6, Алексей 3 лет, живут при отце. У подушного сбору щетчиком сего года. [16, л.71/об.-72.]

«Ведомость учиненная в Нерчинску у казачьих дел нерчинским дворянам, детям боярским, сотникам, пятидесятникам и рядовым конного и пешаго строю казакам, кто у каких дел в командировании и при городе в караулах и налицо, кроме острогов… Сочинена сего августа __ дня 1760 году» содержит важные пояснения о занятости служилых:     

Дети боярские:

Никита Номоконов. В 1760 г. Умре. (С 1750 г. пограничный дозорщик в карауле Дурулгуй) [16, л.9].

Рядовые конные:

Гаврило Бутин. В полицеи у заливательной трубы. [16, л.13]. (В 1767 г.  магазеин – вахтер в Нерчинске). [17, л.161/об.].  

Матфей Попов. Послан на соляное озеро с Бутиным. [16, л.14].

Сидор Бутин. Сего году у поставки дров на полковую. [16, л.15].

     

В 1727 г. после подписания Буринского договора, заключенного между Российской империей и империей Цин, а также Кяхтинского договора, который зафиксировал определённую Буринским трактатом границу между двумя странами, по указу российского посла Саввы Лукича Рагузинского-Владиславича вдоль линии разграничения были установлены маяки и созданы пограничные караулы. Одним из караулов на российско-цинской границе, образованных в 1728 г., стал караул Дурулгуевский [18]. (После 1898 г. – Старый Дурулгуй).

С начала образования границы многие предки Номоконовых несли службу в караулах, а вот на постоянное место жительство во вновь образованные приграничные селения переселены были позже.

В 1768-1772 гг. из Нерчинска, поселений Городищенской слободы, Урульгинской слободы, Нерчинского уезда, Сретенска и других мест на постоянное проживание в приграничные районы переселены многие русские казачьи семьи, в т.ч.: Апрелковы, Беломестновы, Бронниковы, Бутины, Войлошниковы, Ериловы, Кузнецовы, Мирсановы, Номоконовы, Поповы, Размахнины, Старицыны, Томские, Токмаковы, Черных, Шеломенцовы и др.

Среди десяти Нерчинских казаков, прибывших летом 1772 г. на постоянное проживание в караул Дурулгуевский, расположенный на берегу реки Онон на границе с Монголией, были: Ефим Никитин Номоконов, сын пограничного дозорщика Никиты Леонтиева Номоконова, и Алексей Сидоров Бутин, сын отставного казака Сидора Тимофеева Бутина. С года поселения они – пограничные казаки Чиндант-Турукуевской пограничной дистанции в карауле Дурулгуй. [10,14,15]

Георгиевская церковь Чиндант-Турукуевского форпоста появилась на границе немного позже, поэтому церковные записи о рождении, браках и умерших у пограничных казаков велись в первой церкви на границе – Акшинской Николаевской.

Метрическая книга Акшинской крепости Николаевской церкви 1774 г. содержит сведения о венчании дочери Гаврилы Бутина Акилины, а также дочери Сидора Бутина Татьяны:

№3. 30-го июня 1774 г. венчан «казак Роман Андреев сын Томских крестьянина Гаврилы Бутина з дочерью ево девицей Акилиной первым браком»;

№4.  8-го июля 1774 г. венчан «казак Василий Максимов сын Кузнецов крестьянина Сидора Бутина з дочерью его девицею Татьяной первым браком». Таинство венчания совершил священник Сергий Мартимианов. [14, л.53/об.].

«Родовым гнездом» сыновей конного казака Тимофея Бутина, Гавриила, Сидора и Якова стал караул Дурулгуевский Чиндант-Турукуевской пограничной дистанции.

Метрическая книга Чиндант-Турукуевской крепости Георгиевской церкви за 1788 г. содержит сведения о рождении у Алексея Бутина сына Сергея и венчании Данилы Гаврилова Бутина:

№20. 6-го сентября родился «у казака Алексея Бутина сын Сергей у коего восприемниками были: отцем отставной казак Ефим Номоконов, матерью поселщика Ивана Розмахнина жена ево Ирина Агафонова»; [15, л.25]

№13. 29-го октября венчан «поселщик Данило Гаврилов сын Бутин з девицею посельщика Фадея Вершинина дочерью ево Маремьяной первым браком». Венчал священник Борис Громов. [15, л.26/об.]

Немного позже в карауле Дурулгуй появились семьи казаков посельщиков: Михаила, Николая и Якова Бутиных.

В Метрической книге Чиндант-Турукуевской Георгиевской церкви за 1804 г., в части первой «О рождающихся» записаны: «№31. 5-го июня У посельщика Михаила Бутина сын Афонасей, восприемники: казак Трофим Томской, посельщика Василья Бутина дочь Дарья»; [19, л.24/об.]

«№58. 21-го декабря У посельщика Петра Бутина дочь Елена, восприемники: посельщик Яков Бутин, казака Михаила Номоконова жена Ирина» [19, л.25]

Согласно исповедным ведомостям Чиндант-Турукуевской Георгиевской церкви за 1823 г., Чиндантской Георгиевской церкви за 1830 г. и 1856 г. у Алексея Сидоровича Бутина (17.03.1749, ум. до 1823) сыновья: Григорий (1769, жив 1830), Николай (1774, жив 1830), Сергей (06.10.1788, жив 1830), Семён (1799, жив 1856). [20, 21, 22]

От всех сыновей Алексея Сидоровича Бутина пошли казачьи ветви рода Бутиных в Дурулгуе. Позже несколько семей жили в Цасучеевском карауле.

В метрических книгах Чиндант-Турукуевской Георгиевской церкви в карауле Дурулгуевском зафиксированы казаки-посельщики: Василий, Данило и Петр Бутины.

Согласно исповедным ведомостям Чиндант-Турукуевской Георгиевской церкви за 1823 г. и Чиндантской Георгиевской церкви за 1830 г. у Гаврилы Тимофеевича Бутина (06.07.1729, жив 1775) сыновья: Василий (1762, жив 1830), Данило (1767, жив 1798), Петр (1771, жив 1830), Иван (1775, жив 1823). [20, 21,] Все продолжили казачий род Бутиных в Дурулгуе.

Яков Тимофеевич Бутин (15.03.1733, жив 1766), его сын Яков Яковлевич Бутин (1766, жив 1823). Из исповедных ведомостей Чиндант-Турукуевской Георгиевской церкви за 1823 г. и Чиндантской Георгиевской за 1830 г., и за 1856 г., следует, что у Якова Яковлевича Бутина и его жены Агрипины (Харитины) Гавриловны (1767, жива 1830) дети: Дмитрий (1799, жив 1856), Пётр (1801, жив 1830), Григорий (1802, жив 1856), Анфиноген (1807, жив 1856). [20, 21, 22]. Все продолжили род казаков-посельщиков в Дурулгуе.

Таким образом, с учетом новых, не опубликованных ранее архивных документов складывается начало поколенной росписи казачьего рода Бутиных. Представим два поколения (с обобщенными краткими комментариями):

     

Фрагмент поколенной росписи рода Бутиных (см. приложение).

I ПОКОЛЕНИЕ

  1. Бутин Тимофей (1671 жив 1760). Нерчинский посадский (1711), конный казак (1721), отставной служилый (1729), полтинно плателщик (1760). Два брака. Жены неизвестны. Нерчинск, Сретенский острог, Куенская деревня.
  2. ПОКОЛЕНИЕ

Дети Тимофея Бутина от 1-го брака:

1/1. Никита Тимофеевич (ок.1697 жив 1739). Разночинец Сретенского острога. Жена неизвестна. В ветви рода Никитовичей были: разночинцы, крестьяне. Нерчинск, Сретенский острог, Куенская деревня.

2/1. Леонтей Тимофеевич (жив 1756). Служилый, отставной служилый (1744), приказчик Сретенского острога и Торгинской слободы (1756). Жена Сенотрусова Евдокия Агафоновна (жива 1744). В ветви рода Леонтьевичей были: казаки, посацкие, крестьяне. Нерчинск, Сретенский острог, Куенская деревня.

3/1. Варвара Тимофеевна (жива 1723). Муж – Потехин Стефан Семенович (жив 1723). Куенская деревня.

4/1. Киприян Тимофеевич (ум.27.04.1797). Сын казака (1721), нерчинский служилый (1735), разночинец (1774), нерчинский купец (1797). Жена Туполаповых Ксения Герасимовна (ум.19.04.1797). В ветви рода Киприяновичей были: казаки, посацкие, разночинцы, купцы, крестьяне. Нерчинск, Сретенский острог, Зулзинская деревня.

(Не расписывая подробно следующие поколения, дополним, что у Феклы Киприяновны Бутиной (1751, жива 1830) и Размахнина Василия Никитина (1749, ум. не ранее 1829) сын Размахнин Илья Васильевич (1796) женился на Агафии Луповне (1801); внук Размахнин Роман Ильич (1840) женился на Старицыной Вере Павловне (1842); правнучка Размахнина Мария Романовна (1867-1917) вышла замуж за Номоконова Зиновия Леонтьевича (1860 -1922)).

5/1. Евдокия Тимофеевна (жива 1734), муж Деревцов Василей Васильевич (жив 1734). Куенская деревня.

6/1. Матрона Тимофеевна (жива 1734), муж Котелников Михаил Леонтьевич (жив 1734). Куенская деревня.

7/1. Евдокия Тимофеевна (жива 1736), муж Кичаков Прокопей Иванович (жив 1736). Куенская деревня. 

Дети Тимофея Бутина от 2-го брака:

8/1. (2) Сидор Тимофеевич (07.05.1722, ум. после 1774). Рядовой пеший казак (1744), «у подушного сбору щетчиком сего года» (1752), казак Чиндант-Турукуевской пограничной дистанции (1760), крестьянин (1774). Жена неизвестна. В ветви рода Сидоровичей были: пограничные казаки, казаки посельщики, крестьяне. Нерчинск, Чиндант-Турукуевская пограничная дистанция.

(Не расписывая подробно следующие поколения, дополним, что у Сидора Тимофеевича Бутина были дети: 1) Дарья Сидоровна Бутина (1743-14.07.1745); 2) Татьяна Сидоровна Бутина (1745-1835) вышла замуж за Кузнецова Василия Максимовича (1743-1822); 3) Николай Сидорович Бутин (1747, жив 1752); 4) Алексей Сидорович Бутин (17.03.1749-26.02.1810); 5) Степанида Сидорова Бутина (ок.1753-1833) вышла замуж за Номоконова Ефима Никитина (20.01.1748-1820).

9/1. (2) Фёдор Тимофеевич (01.02.1727 жив 1757).  Сын казака, разночинец (1757). 1-я жена Селина София Ивановна (жива 1757).  В ветви рода Фёдоровичей были: разночинцы, крестьяне. Нерчинск.

10/1. (2) Гавриил Тимофеевич (06.07.1729, ум. после 1774). Рядовой казак (1745), «в канонерах и у машинных труб» (1752), «в полицеи у заливательной трубы» (1760), «магазеин – вахтер в Нерчинске» (1767), крестьянин (1774). Жена Антипиных Мария Федоровна (жива 1775). В ветви рода Гавриловичей были: пограничные казаки, казаки посельщики, крестьяне. Нерчинск, Чиндант-Турукуевская пограничная дистанция.

11/1. (2) Яков Тимофеевич (15.03.1733, жив 1766). Сын казака, разночинец (1754), казак посельщик (1772). Жена Лескова Матрона Афанасьевна (жива 1766). В ветви рода Яковлевичей были: разночинцы, казаки-посельщики, крестьяне. Нерчинск, Чиндант-Турукуевская пограничная дистанция. Ветвь прослежена до наших дней (см. приложение).

12/1. (2) Василей Тимофеевич (15.03.1733, жив 1763). Сын казака, крестьянин. Жена Костромитина Марфа Тимофеевна (жива 1763). В ветви рода Васильевичей были: крестьяне, Нерчинск, Торгинская слобода.

 Начало поколенной росписи казачьего рода Бутиных составлено Александром Андреевичем Намоконовым, потомком прямой мужской линии казачьего рода Номоконовых, 2-й ветви Леонтьевичей в родстве с Бутиными по дочери Степаниде Сидоровне (Бутиной) Номоконовой; ветви Сидоровичей по женской прямой линии рода Номоконовых, этой же ветви в родстве с Бутиными по дочери Татьяне Сидоровне (Бутиной) Кузнецовой; этой же ветви Номоконовых по дочери Фёкле Киприяновне (Бутиной) Размахниной ветви Киприяновичей. (см. приложение).

Подтверждено родство казаков Бутиных с Антипьевыми, Вершиниными, Деревцовыми, Кичаковыми, Кожиными, Колосовыми, Костромитиными, Котельниковыми, Кузнецовыми Лесковыми, Номоконовыми, Обуховыми, Потехиными, Размахниными, Селиными, Сенотрусовыми, Старицыными, Томскими, Туполаповыми, Чаруковскими.

Что касается купеческой ветви рода Бутиных, то она хорошо известна. Ранее проводились исследования, результаты работ опубликованы, однако, как оказалось, их тоже можно дополнить. Метрические книги Зюльзинской Предтеченской церкви содержат сведения, которые не вошли в генеалогическую схему рода Бутиных (в части родовых ветвей купцов и крестьян). Архивные документы, содержащие сведения о ясачных Бутиных, так же позволяют провести отдельные исследования инородческих ветвей Бутиных.

«Родовым гнездом» купеческой ветви Бутиных можно считать «Зулзинскую деревню», расположенную на реке Нерче в 70 верстах от Нерчинска. Сын конного казака, нерчинский служилый, разночинец, нерчинский купец Киприян Тимофеевич Бутин стал родоначальником этой ветви рода Бутиных.

В 1798 г. одним из одиннадцати обывателей, одобривших законченные строительные работы по «вновь строящейся в Зулзинской деревне Иоанна Предтечи каменной церкви». был купец Михаил Леонтиев Бутин, внук Киприяна Тимофеевича Бутина. [23]

В Зулзинской слободе жили ясачные, которые никакого ремесла не имели «кроме промыслу ружием как то белки и протчаго зверя» или не имели «никакого ремесла кроме промыслу», и крестьяне, которые не имели «никакого ремесла кроме хлебопашества» или же имели «ремесло хлебопашественное».  

В метрических книгах 1797, 1802, 1804, 1810 гг. (и далее) Зюльзинской Предтеченской церкви, а также в исповедных ведомостях 1823, 1824, 1829 гг. (и далее) Зюльзинской Предтеченской церкви мы видим семьи нерчинских купцов Киприяна и Леонтия Бутиных, а также ясачных Бутиных, приписанных к Зюльзинскому приходу. Духовные связи инородцев и первых поселенцев «Зулзинской деревни» наглядно отражены в «Книге записной Иркутской Епархии Нерчинскаго заказа Зулзинской деревни Предтечевской церкви священника Феодора Писарева…» 1797 г. – первой шнуровой книге этого прихода, полученной в 1798 г. [23]

Бутины выступали в роли восприемников родившихся детей в семьях крестьян и ясачных: купец Леонтий Бутин – восприемный отец родившегося 3 января 1797 г. Емельяна, сына крестьянина Афонасия Эпова (л.2), купец Михаил Бутин – восприемный отец родившегося 18 марта 1797 г. Василия, сына ясачного Василия Нарышкина (л.2об.), крестьянин Кузьма Бутин – восприемный отец родившегося 17 сентября 1797 г. Ивана, сына ясачного Якова Пономарева (л.3), Степанида Лукьяновна, жена купца Леонтия Бутина, – восприемная мать родившейся 1 сентября 1797 г. Пелагеи, дочери крестьянина Карпа Эпова (л.3), Николай, сын купца Михаила Бутина, – восприемный отец родившегося 13 октября 1797 г. Артемия, сына ясачного Никифора Мальцева (л.3), Наталья Максимова, жена купца Михаила Бутина, – восприемная мать родившейся 17 сентября 1797 г. Ульяны, дочери нерчинского купца Савы Эпова (л.3об.).

В этой же книге запись о браке: 25 мая 1797 г. крестьянин Кузьма Иванов Бутин венчан первым браком на Лукерье, дочери умершего казака Якима Колосова из Куенской слободы (л.4); и записи о смерти: у ясачного Якова Бутина 20 февраля 1797 г. умер сын Степан младенец (л.5); у нерчинского купца Киприяна Бутина 19 апреля 1797 г. умерла жена Ксения Герасимова (л.5); нерчинский купец Киприян Тимофеев Бутин умер 27 апреля 1797 г. в возрасте 103 лет (л.5).

«Книга метрическая Зюльзинской слободы 1801-го года» [24], подтверждает, что: купец Митрей Бутин – восприемный отец родившегося 10 февраля 1802 г. Анисима, сына крестьянина Кузьмы Бутина (л.168); ясачный Яков Бутин – восприемный отец родившейся 1 мая 1801 г. Ирины, дочери ясачного Егора Пляскина (л.168об.); крестьянин Кузьма Бутин – восприемный отец родившегося 14 июня 1801 г. Мефодия, сына ясачного Семена Балтакова (л.168об.); ясачный Ларион Бутин – восприемный отец родившегося 4 ноября 1801 г. Максима, сына ясачного Ивана Порфирьева (л.169об.); Степанида Лукьяновна – восприемная мать родившейся 6 декабря 1801 г. Анны, дочери ясачного Якова Бутина (л.169об.).

Из «Книги метрической Зюльзинской слободы 1804-го года» [19] известно, что: Степанида Лукьяновна, жена умершего купца Леонтия Бутина – восприемная мать, мещанин Сава Эпов – восприемный отец родившегося 11 января 1804 г. Афанасия, сына ясачного Прокопия Мальцева (л.130); Семен Арсентьев – восприемный отец незаконнорожденного 28 февраля 1804 г. Герасима, сына новокрещенной девки Аграфены Бутиной (л.130об.); купец Николай Бутин – восприемный отец рожденного 11 марта 1804 г. Алексея, сына ясачного Якова Бутина (130об.); Наталья Максимовна, жена купца Михаила Бутина, – восприемная мать рожденной 19 октября 1804 г. Параскевы, дочери крестьянина Дементия Эпова (л.132). Здесь же: у ясачного Якова Бутина 27 апреля 1804 г. умерла жена Марфа Петровна (л.133).

В «Книге записной Иркутской Епархии Нерчинскаго Заказа Зюльзинской слободы Предтечевской церкви…» 1810 г. [25] находим, что: Татьяна, жена купца Петра Бутина, – восприемная мать родившейся 2 мая 1810 г. Пелагеи, дочери копеиста Филиппа Муромова (л.127об.); Домника, дочь купца Михаила Бутина, – восприемная мать родившейся 29 мая 1810 г. Феодосии, дочери ясачного Ермолая Лабина (л.127об.); купеческий сын Николай Бутин – восприемный отец родившегося 1 июня 1810 г. Тимофея, сына ясачного Григория Гантимурова (л.127об.); вдова Степанида Лукьяновна Бутина – восприемная мать родившейся 26 октября 1810 г. Матрены, дочери крестьянина Карпа Эпова (л.128); Сведения о смерти: у купца Петра Бутина 21 июля 1810 г. умерла от роду 9 месяцев дочь Афанасия, покоится в «Зульзинской слободе у церкви» (л.130 об.); у крестьянина Кузьмы Бутина 30 августа 1810 г. умерла от горячки жена Гликерия, покоится в «Зульзинской слободе у церкви» (л.131об.).

Согласно «Ведомости Иркутской епархии Нерчинскаго заказа Зульзинской слободы Предтечевской церкви священников Феодора и Андрея Писаревых…» 1823-24 гг. купцы Бутины живут в 3 дворах [20,11]. Состав семей в 1823 г.: №8 Михаило Леонтьев Бутин, 55, жена ево Наталья Максимова, 54, дети их: Никифор, 31, жена ево Ксения Васильева, 30, сын их Иван, 3; Артемей, 18, Параскева, 29. №9 Николай Михаилов Бутин, 33, жена ево Катерина Григорьева, 32, сын их Афанасей, 10. №10 Петр Леонтьев Бутин, 48, жена ево Татьяна Федорова, 38, дети их Федор, 8, Настасия, 18, его мать вдова Стефанида Лукьянова, 82.

Дмитрий Михайлович Бутин с женой Анной Михайловной и дочерями Стефанидой и Наталией в это время живет уже в Нерчинске (их семья значится под №124 в исповедной ведомости Нерчинского Воскресенского собора за 1823 г. [20, л.40].

В 1832 г. в Зюльзинской деревне в 3 дворах живут с семьями Михаило Леонтьев Бутин, 64 л., Николай Михаилов Бутин, 42 л., Петр Леонтьев Бутин, 57 л. (всего – 17 человек). [26]

В 1851 г. в Зюльзинской деревне в 3 дворах живут со своими семьями: за №10 двор Николая Бутина и его брата Никифора; за №11 двор Ивана Бутина; за №12 двор Артемея Бутина. Всего – 19 человек. [27 ]

В 1860 г. Бутины имеют 2 двора: №79 Артемий Бутин (55), жена его Агрипина (55), дети: Илия (16), Иринарх (15), Мавра (30); брат его Николай (69);  №80 Никифор Бутин (65), его дети: Иван (39), жена его Евдокия (31), дети: Иван (12), Силифонт (2), Анна (9), Елисавета (7), Ольга (5). Братья Михаил (29), Яков (25), Евдокия (35), Александра (19). [28]

       

Дальнейшее пошаговое изучение метрических книг и исповедных ведомостей Зюльзинской Предтеченской церкви позволит «достроить» генеалогическое древо рода Бутиных.

И, наконец, в Метрической книге Зюльзинской Предтеченской церкви 1901 г. запись №72 убедительно говорит о том, что родственные и духовные связи купцов и мещан Бутиных из Зюльзи с казаками приграничных селений не только имели место быть, но и поддерживались на уровне нескольких поколений.

Нерчинский мещанин Ксенофонт Иоаннов Бутин (в генеалогическом древе рода Бутиных – Синефант, 1858 г.р.) стал восприемным отцом, а дочь урядника Зюльзинского поселка девица Мария Евгениева Эпова стала восприемной матерью Константина, родившегося 12 сентября 1901 г. и крещенного 17 сентября 1901 г. в Зюльзинской Предтеченской церкви священником Никандром Титовым и и.д. псаломщика Иоанном Комогорцевым. Родители Константина: казак I Чиндантской станицы, поселка Старо-Чиндатского, временно проживающий в селении Зюльзинском, Михаил Михайлов Золотухин и законная жена его Мария Елезарова, оба православного вероисповедания. [29].

Конечно, следует полагать, что все возможности для построения Генеалогического древа рода Бутиных, имеющих одного общего предка служилого Тимофея Бутина, – не исчерпаны. Рассмотрена лишь малая часть из общего объемы сохранившихся архивных документов, позволившая увидеть родственные связи Бутиных из Нерчинска, Сретенского острога, Куенской деревни, Зулзинской деревни, Курлыченского селения, Торгинской слободы, Чиндант-Турукуевской пограничной дистанции.

В обособленной группе остались Бутины из Селенгинского пригорода (разночинец Иван Бутин и пятидесятник Осип Бутин). Продолжение работы в этом направлении может привести к весьма неожиданным результатам. Мы так же убеждены в том, что важно проследить развитие инородческих ветвей новокрещенных Бутиных (во избежание ошибочных представлений о родстве однофамильцев).

Все материалы (в более подробном формате, а так же результаты иных изысканий, проводимых в рамках изучения истории Забайкалья), представлены в свободном доступе на сайте  https://predistoria.org и размещены в фамильных темах: «Мои предки – казаки Номоконовы из Старого Дурулгуя» и «Комогорцевы (Восточное Забайкалье)». Работа по родословию продолжается.

Литература, источники:

  1. РГИА, ф.796, оп.12, д.224.
  2. Сибирские города. Материалы для их истории XVII и XVIII столетий. Нерчинск. Селенгинск. Якутск. Типография М.Г. Волчанинова. Москва. Леонтьевский переулок, Дом Лаврова. 1886. 148 с.
  3. РГАДА, ф.214, оп.1, д.1626.
  4. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.1.
  5. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.5, ч. I – II.
  6. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.23.
  7. Иркутские епархиальные ведомости №17-18. 1864 г.
  8. РГИА, ф.796, оп.23, д.106.
  9. ГАЗК, ф. 282, оп.1, д. 21.
  10. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.56.
  11. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.163.
  12. ГАЗК, ф.10, оп.1, д.91.
  13. Иркутские епархиальные ведомости №47. 1886 г.
  14. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.46.
  15. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.59.
  16. ГАЗК, ф.10, оп.1, д.82.
  17. ГАЗК, ф.10, оп.1, д.98.
  18. Русское казачество Забайкалья во второй четверти ХVIII - первой половине XIV века. Зуев. А.С. Новосибирск. 1994, стр.76.
  19. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.85.
  20. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.162.
  21. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.300.
  22. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.1519.
  23. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.70.
  24. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.77.
  25. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.103.
  26. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.375.
  27. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.1137.
  28. ГАЗК, ф.282, оп.1, д.1792
  29. ГАЗК, ф.282, оп.3, д.643.

Большое спасибо за фотокопии листов из РГИА: Орловой И.Г.

       06.01.2024 г.

 приложение