Казачьему роду нет переводу
- Подробности
- Опубликовано: 24.11.2023 16:41
- Просмотров: 450
В 80-е годы далекого от нас весьма благоприятного для развития Русского государства XVII века, когда в результате успешной экспансии русских границы государства постоянно отодвигались на восток, на восточной его окраине в Приамурье обострилось противостояние русских казаков-первопроходцев и империи Цин, вылившееся в войну, в ходе которой китайцами было уничтожено несколько русских острогов и деревень, дважды осаждался форпост русского государства на Амуре – Албазинский острог.
В начале июня 1685 года во время первой осады Албазина спустя несколько дней упорной обороны его защитники были вынуждены почетно капитулировать, так как численность китайского войска составляла 6 тысяч воинов, а общее количество защитников Албазина, в том числе казаков, купцов, промышленных людей и крестьян, составляло 450 человек и у них было всего 3 пушки и 300 мушкетов, а стены старого острога были в виде деревянного тына и прошивались китайской артиллерией насквозь. Китайцы пропустили защитников Албазина в Нерчинск, а сами сожгли острог и ушли в Китай.
Однако уже 27 августа 1685 года старые албазинские служилые люди вместе с казаками отряда казачьего головы Афанасия Бейтона, пришедшими на помощь албазинскому гарнизону из Тобольска, во главе с албазинским воеводой Алексеем Толбузиным вернулись на место сожженного Албазинского острога и к лету 1686 года построили на месте сожженного острога новую, уже земляную крепость.
7 июля 1686 года китайское войско вновь подошло к Албазину. Началась вторая героическая оборона Албазина. В это время в остроге находилось всего - служилых, промышленных людей и пашенных крестьян - 826 человек. Китайцы неоднократно предлагали албазинцам сдаться, но казаки, решив стоять насмерть, отказывались капитулировать. В это время казачий голова Афанасий Бейтон, взявший после гибели воеводы Алексея Толбузина руководство обороной в свои руки, немец по происхождению, но русский по Духу и Вере, заявил китайцам: «Русские в плен сдаваться не привыкши!».
Боевые действия продолжались до августа 1687 года, когда китайцы после безуспешной осады окончательно отступили от Албазина в глубь своей территории. Военные действия были прекращены и начались переговоры между Русским государством и империей Цинь. 27 августа 1689 года был заключен и подписан обеими сторонами Нерчинский договор, на основании которого Албазин оказался на китайской территории.
На момент снятия осады в Албазине из 826 его защитников в живых оставалось немногим более сотни человек. Подвиг казаков, защитников Албазина во время второй его обороны, некоторые русские историки сравнивают с подвигом героев-спартанцев в битве при Фермопилах. Албазинцы ценой своих жизней своей героической обороной Албазина фактически связали руки Цинской империи, не дали китайским войскам пойти выше по Амуру на Нерчинск и другие остроги. Албазинское сиденье дало время русским собраться с силами, и уже в 1687 году привести в Даурскую землю несколько тысяч служилых людей, что, в свою очередь, явилось весомым аргументом на переговорах окольничего и воеводы Федора Головина с китайцами при заключении Нерчинского мирного договора с империей Цин. Только благодаря подвигу защитников Албазина Даурская земля осталась навечно в составе Российской империи.
Основу гарнизона Албазина при его второй героической обороне составили казаки отряда казачьего головы Афанасия Бейтона, пришедшие из Тобольска. В этом отряде в Албазин пришли 4 казака моего рода – Оська Михайлов Корнилов, его брат Федька Михайлов Корнилов, и их племянники Ивашка Иванов Корнилов и Дорофейко Андреев Шестаков. Федька Михайлов Корнилов сложил свою голову на стенах Албазина. Дорофейка Андреев Шестаков после нескольких лет службы в даурских острожках в 1695 году вернулся в Тобольск к своей семье. А Оська Михайлов Корнилов и Ивашка Иванов Корниловы, будучи еще холостыми, остались служить в Нерчинске, женились, у них родились дети.
Когда я впервые узнал о героической обороне Албазина 1686-1687 годов, то был удивлен, что известна лишь малая часть имен его защитников. Из Тобольска в Албазин ушел отряд в 600 казаков, а кто они и откуда родом – из Тобольска, Тюмени, Березова, Тары, Туринска? Полного ответа на этот вопрос нет до сих пор. На сегодняшний день известно лишь 181 имя защитников Албазина, но поиски продолжаются.
Изучая судьбы оставшихся в живых защитников Албазина я обратился к переписной книге города Нерчинска и Нерчинского уезда 1721 года, хранящейся в Государственном архиве Забайкальского края. В этой книге «вниз по Шилке реке в Куенской деревне» записан пеший казак Осип Корнилов с 4 своими сыновьями и внуками. Я решил узнать - где сегодня находится эта деревня, и набрал слово «куенская деревня» в поисковике Интернета. И неожиданно для себя обнаружил на сайте «Предыстория» тему «Верхняя Куэнга (ранее -Куенгская станица).
Из приведенной в этой теме выписки с сайта «Энциклопедия Забайкалья» я узнал что Верхняя Куенга - «Село в западной части Сретенского района. Расположено на левом берегу р. Куэнга, левого притока р. Шилка, в 53 км (по автодороге) к запад-юго-западу от Сретенска. Является центром сельского поселения «Верхне-Куэнгинское», в состав которого входят также с. Болотово и разъезд Шапка. Основано в первой половине XVIII в. в качестве слободы. Имелась часовня. С середины XIX в. – центр Куэнгской казачьей станицы. В 1874 г. открыто 1-классное казачье училище, в 1899 г. преобразованное в 2-классное. Действовало почтово-телеграфное отделение со сберегательной кассой. В 1897 г. насчитывалось 167 дворов. Имелись аптека, церковь Святого Ильи Пророка. По данным 1902 г. в селе было 172 дома с населением 1202 человека. Переписью 1923 г. зафиксировано 239 домов с населением 1374 человека (675 мужчин и 699 женщин, из которых грамотных – 345 мужчин и 120 женщин); батраков – 31 человек. На золотых приисках работали пять человек. Жители имели: лошадей – 1015 голов, КРС – 1363, овец – 834, коз – 247, свиней – 438. Сеяли рожь (137 десятин). Имелось 924 десятины сенокосов, 11 ульев пчел в 4 хозяйствах. Инвентарь: 8 сох, 122 плуга, 493 бороны, 2 сеялки, 42 жнейки. В 1930-х гг. организован колхоз «Белореченец», в 1958 г. – центральная усадьба колхоза «Забайкалец» (председатель Серафим Васильевич Воскресенский). В 1989 г. население – 758 человек, в 2002 г. – 561, в 2010 г. – 458. Имеются: средняя школа, ДОУ, библиотека, фельдшерский пункт, почта, церковь Святого Пророка Илии. Основное занятие жителей – сельскохозяйственное производство в коллективном (крестьянско-фермерское хозяйство индивидуального предпринимателя А. П. Кожина) и личных подсобных хозяйствах. В селе родился доктор ветеринарных наук, заслуженный ветеринарный врач РСФСР Иван Михайлович Мигунов».
Но самым интересным для меня оказалось то, что модератор этой темы на сайте «Предыстория» - Сергей Сергеевич Корнилов. Я нашел его в соцсетях и мы списались, а затем созвонились. Оказалось, что Корниловы проживают в этом селе с самого основания, тогда еще Куенгской деревни. От Сергея я узнал, что в 1851 году население села было зачислено в пешую часть Забайкальского казачьего войска. Вскоре село стало считаться Куэнгинской казачьей станицей и именоваться Куэнга, впоследствии — Верхняя Куэнга. Куенгская казачья станица входила в 3 отдел Забайкальского казачьего войска. Прапрадед Сергея Егор Лаврентьевич Корнилов был станичным атаманом, а казаки Корниловы из Куенгской казачьей станицы участвовали в составе казачьих полков в китайском походе 1900-1901 годов и в Великой войне, и среди них есть кавалеры Георгиевских крестов.
Сергей является прямым потомком героя Албазина из отряда Афанасия Бейтона тобольского казака Осипа Михайлова Корнилова. А родился Сергей в 1987 году, то есть ровно через 300 лет после снятия китайской осады Албазина. Он закончил Забайкальский государственный университет и служит начальником юридического отдела в ГУ «Забайкалпожспас». В свободное время Сергей занимается литературным творчеством – пишет прозаические произведения и стихи. Некоторые его стихи опубликованны в забайкальских поэтических сборниках, а также на страницах газеты «Советское Забайкалье».
История древнего рода казаков Корниловых еще раз подтверждает истинность того, что «казачьему роду нет переводу»!
Атаман Ямальского казачьего округа
Обско-Полярной казачьей линии
Союза казаков России
Сергей Дурынин
Перекрестившись пред иконой,
И снявши шашку со стены,
Казак готовился к походу.
А дед его ему твердил:
"Не посрами родной станицы.
Врага не бойся, не страшись.
Вот, на, возьми, внучок, землицы.
И обязательно вернись".
И у крыльца простившись с дедом,
Казак вскочил же на коня.
"Я помню, деда, все заветы!
Не подведу! Дождись меня "...
Сергей Корнилов
О малой родине. И не только
СОВЕТСКОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ 29 апреля 2021