Экспозиции:

Открытые уроки камчатской истории:

  • Города и посёлки

    Камчатка вошла в состав Российского государства как уникальная цивилизация рыбоедов, а...

  • Землепроходцы

    В честь 325-летия присоединения Камчатки к России мы хотели провести открытые уроки камчатской...

  • Историческая мозаика

    В этом разделе мы хотим рассказать о самых разных событиях, личностях, интересных фактах, которые...

Аудио материалы:

  • Цикл радиопередач

     члена Союза писателей России Сергея Вахрина и журналиста Юрия Шумицкого об истории камчатских...

Видео материалы:

Последнее на форуме:

Архангелогородские мореходы в генеалогии Камчатки

В 2026 году исполнится 310 лет открытия морского пути из Охотска на Камчатку. Открыли этот путь архангелогородские мореходы

Имена архангелогородских мореходов в генеалогии аборигенов и русских старожилов Камчатки

 

Вахрин Сергей Иванович

 

В 1714 году царь Петр I направил группу опытных архангелогородских мореходов в Охотск, на самый край России, чтобы эти мореходы проторили морскую дорогу еще далее на восток – к Камчатке (так как северный сухопутный путь по доставке ясака с полуострова был перекрыт восставшими коряками и чукчами) и, возможно, к той неведомой земле, которая лежала еще далее, не обозначенная ни на одной карте мира – будущая Русская Америка, Аляска.

Именно эта экспедиция архангелогородских мореходов и стала прологом к будущим Камчатским экспедициям, вошедшим в мировую историю.

Мореходов было четверо – Никифор Тряска (Треска), Яков Невейцын, Кондратий Мошков и Иван Бутин.

Прибыв в Тобольск, они получили жалование от сибирского губернатора князя Гагарина по 40 рублей в год и по пять рублей кормовых.

В Якутске был сформирован еще один отряд - к мореходам присоединились казаки во главе с пятидесятником Кузьмой Соколовым. В наказной памяти пятидесятника было записано:

"У Ламского моря усмотря к морскому ходу для строения лесных угодий, построить теми присланными плотниками морские суда… с теми мореходы и плотники и с служилыми людьми итти через Ламское море на Камчатский нос без всякого содержания… из Камчатских острогов итти тем же путем на Ламу".

В этот охотский отряд вошли Яков Невейцын и Никифор Тряска. А Бутин и Мошков должны были заняться "поиском незнаемых земель" противу устьев рек в Восточно-Сибирском море. В Якутске архангельцы расстались.

23 мая 1714 года отряд прибыл в Охотск и сразу же приступил к подготовке к походу: в верховьях реки Кутхуй, верстах в 75 от устья Охоты, нашли подходящее место и заложили судно. Через два года, в мае 1716-го, работу закончили и спустили его на воду. Это была лодия "наподобие архангелогородских соем, шитая вичами". Назвали ее "Восток" (по другим источникам - "Святое Ламское море", "Охота").

Морской историк Ф. Веселаго занес эту лодию в свой "Список русских морских судов с 1668 по 1860 год": "Лодья без названия, размерами 8 1/2 x 3 x 3 1/2 сажени; заложена в мае 1714 года и спущена в мае 1716 года. Место строительства - Охотск, строитель Плотницкий".

16 июля 1716 года лодия вышла в море. Вел ее Никифор Моисеевич Тряска.

Именно ему суждено было открыть морской путь в Камчатку.

И потом еще в течение 11 лет лодия исправно служила мореходам, пока не потерпела крушение.

В 1717 году из Якутска прибывают в Охотск и Иван Бутин с Кондратием Мошковым, которые должны были стать участниками нового грандиозного морского проекта: Большого Камчатского наряда, руководителю которого – воеводе Якову Агеевичу Ельчину – бвло предписано царем пройти сушей и морем земли русские на востоке, описать новые, незнаемые, что, по слухам, имеются противу устьев рек Лены и Колымы, Камчатки и Охоты, Пенжины и Анадыря.

Но воевода был привлечен по доносу -- так называемому «Слову и Делу», -- и потому архангелогородцы по-прежнему совершали привычные вояжи на Камчатку за царским ясаком.

В 1719 году по личному указу Петра Великого посланы на Северо-Восток геодезисты Федор Лужин и Иван Евреинов – сделать глазомерную съемку Курильских островов и проложить морской путь в Японию. Архангелогородские мореходы побывали тогда в числе самых первых россиян у берегов острова Хоккайдо.

Вторым тихоокеанским судном был после лодии «Восток» бот «Святой Гавриил», который специально был построен для Первой Камчатской экспедиции Беринга-Чирикова. Но мало кто сегодня знает, что в числе 39 членов экипажа этого судна, вошедшего в мировую историю, были архангелогородские мореходы Кондратий Мошков и Иван Бутин.


В конце июля бот прошел мимо устья реки Анадырь, идя на север. Пройдена губа Святого Креста, Чукотский Нос, открыт остров Святого Лаврентия…

13 августа бот вошел в пролив, который позже будет назван проливом Беринга в честь капитана бота "Св. Гавриил", хотя сам Беринг и не подозревал, что они проходят проливом, разделяющим Азию и Америку в непосредственной близи от Аляски.

 

В итоге, Беринг не поставил точки над "i" в этой географической загадке - сошлись ли, нет ли между собой материки - и не увидел берегов Большой земли, как называли в те времена Аляску.

И снова – уже в 1732 году -- бот "Св. Гавриил" бороздил просторы Берингова моря. Подштурман Иван Федоров и геодезист Михаил Гвоздев вели его к американским берегам. Лоцманом на "Св. Гавриил" был назначен Кондратий Мошков.

И вот из рапорта Михаила Гвоздева:

 

"Августа 21 дня пополуночи (1732 г.) в 3-м часу стал быть ветер, подняли якорь, паруса распустили и пошли к большой земле и пришли к оной земле, стали на якорь и против того на земле жилищ никаких не значилось, и подштюрман Иван Федоров приказал поднять якорь. И пошли подле земли к южному концу. У южного конца к западной стороне видели юрты жилые версты на полторы и к оному жилью за противным ветром в близость подойти не возможно и пошли подле земли на южную сторону и стало быть мелко и дошли до семи и до шести сажен и от того места возвратились назад и пошли в бейдевен, чтобы не отдалять от оной земли и стал быть ветер приземной крепкой… и подштюрман велел курш держать… и таким крепким ветром отошли от берега и пришли к четвертому острову августа 22 дня и за великою погодою у оного острова на якорь стать было невозможно и когда стали подходить ко оному четвертому острову, парусы подобрали и без парусов от того четвертого острова отнесло… и тогда же пришли ко мне служилые Ефим Пермяков, Лаврентий Поляков, Федор Паранчин, Алексей Малышев с товарищи и просили о возврате, чтоб возвратиться на Камчатку, понеже де кормов у их малое число, также де и не могут из судна воду уливать…"


Последний вояж архангелогородцев отмечен в 1751 году. То есть прошло уже около сорока лет с тех пор, как по указу Петра Первого отправились архангельские мореходы и кораблестроители в дальний путь, в окраинные земли, где один год жизни двум, а то и трем годам равен был. И выносливости этих людей просто поражаешься. В 1728 году, когда Беринг взял в свою команду Кондратия Мошкова и Ивана Бутина, те вынуждены были обратиться к командору с просьбой выплатить им жалование "для расплаты долгов и для покупки платья". Что же заставило их превратиться из бравых моряков в просителей?

 

"Служили мы… мореходами для перевоски через море от Камчацкой земли до Охотского острогу ясашной казны, а в прошлом 1727 году взяты мы из Охотского острогу сюда на Камчацкую землю на судах для перевоски команды вашего благородия служителей и протчих вещей, а денежного жалованья… не получали Кондратий Мошков с 726 году, Иван Бутин с 723 году и по ныне. А об оном жаловании просить было некогда, понеже, когда прибудем отсюда в Охотский острог с казною… то паки подчиненные комиссары нас возвратно на Камчатку и за такими отлучками вошли в великие долги".

 

А в 1751 году, вероятно, уже получив пенсион и будучи в преклонном возрасте, ведет Иван Бутин промысловое судно знаменитого камчатского купца Никифора Трапезникова "Борис и Глеб" к Алеутским островам осваивать новые русские земли.

И этот его вояж остался известен в истории - Бутину и купцу Трапезникову, который также пошел в плавание со старым мореходом, выпало стать первооткрывателями острова Атха в группе Андреяновских островов Алеутской гряды…

Так, выполняя волю царя, жизнь свою клали русские мореходы на алтарь Отечества, не почитая никаких иных благ, кроме служения России».

Но была и еще одна история, которая хотя и была попутной для мореходов, но не менее исторической – мореходы участвовали в миссионерской деятельности партии архимандрита Камчатского Иоасафа Хотунцевского, доставляя миссионеров в дальние села, расположенные как на западном, так и восточном побережьях Камчатки, так и на Курильских островах и в Русской Америке. А центром миссионерской деятельности был в то время Нижнекамчатский острог – третий по значимости (после Охотска и Большерецка) тихоокеанский порт России того времени.

Наши мореходы не только доставляли миссионеров в эти земные дали, но и становились воспреемниками из купели -- крестными отцами при рождении новых христиан, оставляя им свои фамилии.

Так появились на Курильских островах Бутины. Так появились в камчадальских острогах вблизи Нижнекамчатска – Мошковы или Мешковы.

Последним и не повезло – они находились на самом опасном месте, каким являлся путь, связывающий основные камчатские центры – Большерецкий, Верхнекамчатский и Нижнекамчатский остроги – и поэтому занесенные русскими заразные болезни дважды опустошали эти тракты, унося тысячи жизней аборигенов – коренных жителей этих мест – так исчез в начале 19-го века из камчатской генеалогии род камчадалов Мешковых (Мошковых).

Но жители изолированных от эпидемий Первых Курильских островов Шумшу и Парамушир, носящие фамилию Бутиных, благополучно проживали на этих островах до 1875 года.

В 1875 году правительство России разменяло Курильские острова на южную часть острова Сахалин, отдав Курилы японцам. Жители Южных Курильских островов – курилы (айну) – были насильно выселены японцами на остров Хоккайдо. Что же касается жителей Северных Курильских островов (тех же айну, которых позже начали называть курильскими камчадалами), то они предпочли остаться в России и самостоятельно в течение трех лет с 1875 по1878 гг. переселились на Камчатку, организовав два поселения на юго-западном побережье полуострова – села Явино и Голыгино.

А в 1904 году, когда японцы предприняли полувоенный захват Камчатки (используя в составе десанта, высадившегося на Камчатке, отставных унтер-офицеров военно-морских сил Японии), именно Бутины, жители этих сел, приняли самое активное участие в действиях народного ополчения против японцев, захвате в плен командира японского десанта Сечу Гундзи и военному отражению браконьерских японских шхун, пытающихся «хищничать» в устьях нерестовых лососевых рек.

Староста села Голыгино Иван Ефремович Бутин был награжден серебряной медалью «За усердие» за участие в боевых действиях против японского военного десанта, высадившегося в устье реки Озерной, командир которого – Сечу Гундзи – заявил, что эта земля отныне принадлежит Японии. В народной дружине, отражавшей нападение японцев участвовали также родные братья Ивана Ефремовича – Максим, Михаил, Петр – жители села Явино.

Но в 1930-х годах, в период массовых политических репрессий, сыну Ивана Ефремовича – Василию Ивановичу Бутину было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу Японии (это было самое распространенное на Камчатке обвинение тех лет). И вот, что сообщается в Книге Памяти Камчатской области о дальнейшей судьбе Василия Ивановича: «камчадал, уроженец и житель с. Голыгино Усть-Большерецкого р-на Камчатской области, из семьи рыбаков-охотников (по другим данным - из семьи скупщиков пушнины), образование - 3 кл сельской школы, б/п, был членом охото-рыболовецкого колхоза.

Арестован 3 марта 1938 г. Без предъявления обвинения Тройкой УНКВД по ДВК 10 августа 1938 г. приговорен к ВМН. Расстрелян 22 августа 1938 г.

Реабилитирован Камчатским облсудом 28 мая 1960 г.»

В 1928 году в устье реки Озерной на левом ее берегу был построен рыбоконсервный завод. А на правом берегу, в селе Запорожье организован рыболовецкий колхоз «Красный труженик», куда переехали на постоянно жительство и многие курильские камчадалы из сел Явино и Голыгино.

Крестные потомки архангельского морехода Ивана Бутина тоже стали мореходами. Более того, в народе о рыбаках говорят так: «они вдвойне моряки», потому что не только несут обычную морскую вахту, но и одновременно с этим добывают рыбу – выметывают сети, ставят невода, выбирают улов, сортируют его на палубе и доставляют в порт.

Среди знаменитых капитанов, работавших на всемирно известной Явинской банке, где добывалась треска, камбала, сельдь, самым знаменитыми были Николай Михайлович Бутин (сын участника народного ополчения Ивана Ефремовича Бутина) и его племянник Виталий Бутин (сын репрессированного Василия Ивановича Бутина).

 

Потомки этих капитанов рыболовецкого флота в настоящее время проживают в селе Запорожье Усть-Большерецкого района Камчатской области.