«Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень...»
- Подробности
- Опубликовано: 12.09.2023 20:36
- Просмотров: 551
Не лирические размышления о прошедшем в Якутии Форуме «Лидеры ВООПИК - Восточный вектор».
ВООПИК — это замечательное (уникальное для капиталистической, разменявшей свою историю и культуру на деньги, России) Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, региональные отделения которого появились во многих субъектах Российской Федерации.
Сразу оговорюсь — на Камчатке такого отделения НЕТ.
Я же был приглашен организаторами Форума по двум причинам.
Первая — красной нитью через все мероприятия и выступления Форума проходила идея ЕДИНЕНИЯ всех региональных патриотических сил, выступающих за сохранение великой исторической памяти народов России.
Вторая же причина, инициатором которой был руководитель республиканского отделения ВООПИК Якутии Руслан Васильевич Васильев, мой большой друг, была напрямую связана с идеями и резолюцией недавно прошедшего в Якутии же Второго республиканского съезда Родословия.
В чем же она заключалась?
И вот тут-то хотелось бы заострить внимание на проблеме, которая внешне пока не обозначена, а внутренне вполне реальна и весьма остра.
Есть мир материальной и нематериальной культуры.
Как правило, лидеры ВООПИК — это хранители материальной культуры, защитники памятников, оставленных нам в наследство предками. Это и здания (в том числе и культовые), это и памятники, бюсты, памятные доски... и многое-многое другое, что разрушается на наших глазах и превращается в тлен, если их не защитить. Об этом на Форуме и в кулуарах шли не просто разговоры, а выплескивалась отеческая и материнская боль за то беспамятство, что охватило за последние десятилетия наше общество и нашу власть. И Якутия с ее священной традицией сохранения памяти о своих предках и традиционных национальных ценностях была счастливым островком - оазисом - сохранения памятников истории и культуры. Хотя и здесь были свои проблемы и свои трудности. Но эти проблемы в Якутии не были неразрешимыми - они находились в стадии обсуждения и принятия решений.
И лидеры ВООПИК Сибири и Дальнего Востока, собравшиеся на этом Форуме, с доброй завистью слушали своих коллег и с восхищением смотрели на представленные фотографии отреставрированных памятников якутской старины, многие из которых возвращены в нашу современную жизнь не на бюджетные, а на чисто народные, деньги.
Впрочем, они смогли увидеть это не только на фотографиях — мы побывали в музее под открытым небом в далёком (двести с лишним километров от столицы Якутии) наслеге Черкех и были просто поражены (и даже посрамлены) — все, что мы увидели было создано самими жителями. А инициатором лично выступила супружеская пара — это были местные уроженцы, глава семейства которого был в недавнем времени первым руководителем Республики Саха (Якутия). Речь идёт об Айсене Сергеевиче Николаеве, который на свои личные средства воссоздал уникальную якутскую мельницу, жернова в которой заставлял молоть зерно в муку не ветер и вода, а скот - он размещался на специальной площадке и за счёт смещения веса животных (при элементарном топтании на месте) жернова запускались.
А затем рядом с мельницей появились и другие объекты, в том числе и юрта, в котором жил ссыльный Эдуард Пекарский, не только кровно породнившийся с Якутией, обзаведясь здесь семьёй, но и духовно — создав бессмертный «Словарь якутского языка», насчитывающий порядка 40 тысяч слов.
И вот, благодаря Эдуарду Карловича, мы подошли ко второй причине, почему я был приглашен на этот Форум. И речь пойдет о нематериальной культуре. Точнее о связи этих двух культур, которые, как показывает практика, лежат в разных слоях общей нашей культуры и живут, к сожалению, весьма обособлено друг от друга, что показал и Форум «Восточный вектор...».
Памятники истории и культуры в своем большинстве — это здания, в которых либо жили, либо служили ЛЮДИ.
Очень часть речь идёт о культовых зданиях. Их реставрируют, сохраняют, защищают. Но всегда ли реставрируют, сохраняют и защищают память о тех людях, которые служили в этих церквях, обучали детишек грамоте в церковно-приходских школах, вели миссионерскую деятельность?
Увы?
Впрочем, и большинство наших историков, воссоздавая события прошлого, рисуя общие картины, редко опускаются до простых людей, которые, по сути, и являются творцами этих событий.
С проблемой того, что лидерам ВООПИК, собирающимся принять участие в Форуме, недосуг заниматься историями, которые не касаются их основного предмета, я столкнулся ещё до приезда в Якутию.
В группе участников Форума я разместил сообщение о том, что в обороне Петропавловского порта 1854 года участвовали и представители нескольких регионов, откуда будут участники Форума. И предложил самим посмотреть нашу Книгу Памяти героев обороны Петропавловского порта и сообщить кому из них привезти в Якутию эту Книгу.
Не ответил ни один регион.
Тогда я разместил развернутую информацию о разгроме десанта англо-французов (коллективного Запада) на тихоокеанском театре военных действий Крымской войны 1853-1856 гг., полагая, что об этих событиях наши лидеры ВООПИК не осведомлены за тридцатилетие национального исторического беспамятства.
Я писал о том, что силы врага превосходили наши по людям в три раза, по артиллерии в шесть раз. Но враг был разбит. И участие в этом разгроме принимали представители большинства регионов Российской империи, в том числе Сибири и Дальнего Востока, чем могут гордиться их современные земляки.
А в ответ, как оплеуху, получаю опубликованное в группе стихотворение Константина Симонова «Поручик».
Вы спросите, почему, как оплеуху? Ведь автор — замечательный советский поэт!
Судите сами. Я не знаю, почему Симонов настолько исказил действительную картину произошедшего сражения, но, судя по отклику на мое обращение, кое-кто из людей, считающих себя знающими, принимает на веру «версию» Симонова.
Уж сотый день врезаются гранаты
В Малахов окровавленный курган,
И рыжие британские солдаты
Идут на штурм под хриплый барабан.
А крепость Петропавловск-на-Камчатке
Погружена в привычный мирный сон.
Хромой поручик, натянув перчатки,
С утра обходит местный гарнизон.
Седой солдат, откозыряв неловко,
Трет рукавом ленивые глаза,
И возле пушек бродит на веревке
Худая гарнизонная коза.
Ни писем, ни вестей. Как ни проси их,
Они забыли там, за семь морей,
Что здесь, на самом кончике России,
Живет поручик с ротой егерей…
Поручик, долго щурясь против света,
Смотрел на юг, на море, где вдали —
Неужто нынче будет эстафета? —
Маячили в тумане корабли.
Он взял трубу. По зыби, то зеленой,
То белой от волнения, сюда,
Построившись кильватерной колонной,
Шли к берегу британские суда.
Зачем пришли они из Альбиона?
Что нужно им? Донесся дальний гром,
И волны у подножья бастиона
Вскипели, обожженные ядром.
Полдня они палили наудачу,
Грозя весь город обратить в костер.
Держа в кармане требованье сдачи,
На бастион взошел парламентер.
Поручик, в хромоте своей увидя
Опасность для достоинства страны,
Надменно принимал британца, сидя
На лавочке у крепостной стены.
Что защищать? Заржавленные пушки,
Две улицы то в лужах, то в пыли,
Косые гарнизонные избушки,
Клочок не нужной никому земли?
Но все-таки ведь что-то есть такое,
Что жаль отдать британцу с корабля?
Он горсточку земли растер рукою:
Забытая, а все-таки земля.
Дырявые, обветренные флаги
Над крышами шумят среди ветвей…
«Нет, я не подпишу твоей бумаги,
Так и скажи Виктории своей!»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Уже давно британцев оттеснили,
На крышах залатали все листы,
Уже давно всех мертвых схоронили,
Поставили сосновые кресты,
Когда санкт-петербургские курьеры
Вдруг привезли, на год застряв в пути,
Приказ принять решительные меры
И гарнизон к присяге привести.
Для боевого действия к отряду
Был прислан в крепость новый капитан,
А старому поручику в награду
Был полный отпуск с пенсиею дан!
Он все ходил по крепости, бедняга,
Все медлил лезть на сходни корабля.
Холодная казенная бумага,
Нелепая любимая земля…
1939 г.
«Забытая, но всё-таки земля».
«Нелепая любимая земля».
На самом деле не отдали ни пяди этой «нелепой» и «забытой» земли, погибая за нее на дальних рубежах России.
И никто из лидеров ВООПИК ни слова не сказал в защиту своих земляков, сражавшихся на рубежах Отечества.
Я попытался сказать свое слово.
Меня остановили: дескать, дискуссия нам не нужна... а то скатимся к слухам... нужно обсуждать на архивных материалах...
И больше никто из регионов, откуда прибыли матросы Камчатского флотского экипажа защищать нашу Родину (кроме магаданцев), не откликнулся на то, что мы готовы передать в их регионы Книгу Памяти.
Конечно, я ее все же привез и передал в библиотеки Бурятии, Забайкалья, Красноярского края и Иркутской области, откуда и прибыла добрая треть защитников Петропавловского порта.
Вот такова реальность связи между материальной (ВООПИК) и нематериальной (история человеческих судеб) культурой в нашем современном обществе.
Руслан Васильевич Васильев, как идейный вдохновитель и организатор этого Форума, и один из организаторов съезда Родословия, явственно ощущая это противоречие, попытался разрешить его в рамках Форума, введя помимо традиционных секций (охрана памятников и реставрация памятников) третью секцию — «Родовые гнезда - преемственность поколений».
Увы, ничего не вышло.
Кроме меня с докладом о том, как камчатские священники КОЛЛЕГОВЫ, ВЕРЕЩАГИНЫ, НИКИФОРОВЫ, ЧЕРНЫХ, ЛОГИНОВЫ-ЛОНГИНОВЫ-ПЕТРОЛОГИНОВЫ в период деятельности Камчатско-Курильско-Алеутской (впоследствии Якутской, Приамурской и Приморской) епархии оказались в самых разных регионах Российской империи и даже на двух соседних континентах, выступали только представители Якутии из числа участников съезда Родословия.
Финал был печальный — к окончанию работы секции в зале остались только докладчики...
Но все это пишется вовсе не для того, чтобы пролить горькую слезу. Собственно, ничего страшного и не случилось. Отрицательный результат — тоже результат. А на фоне общего успеха Форума (а успех несомненный и замечательный) немногие и заметили, что эксперимент по взаимосвязи материальной и нематериальной культуры пока не получился.
Ключевое слово «ПОКА», потому что процесс идёт, а колесо истории продолжает катиться.
По решению Второго Республиканского съезда Родословия в 2025 году в Якутии будет проведен Форум Родословия Дальнего Востока.
Одновременно начат проект «Россия-Дальний Восток — 400 лет вместе: связь времён и народов», посвященный 400-летию вхождения Якутии в состав Российского государства и начала освоения и присоединения к России земель на Северо- и Дальнем Востоке.
Самое же ближайшее из мероприятий, объединяющих наши российские регионы, - День Победы над объединенными силами Англии и Франции на Дальнем Востоке в сентябре 2024 и октябре 2025 года, которым исполнится по 170 лет, участие в которых принимала вся Россия.
А мы продолжим свой священный долг — и будем (даже насильно, наперекор кому-то) возвращать на историческую родину имена героев обороны Петропавловского порта, заставивших англичан и французов не диктовать нам свои условия, а позорно бежать с нашей искренно и горячо любимой земли...
А за ценой мы не постоим: расплавим лед равнодушия, столкнем с нашей совести камень безвременья и изложим великую нашу историю страны в прозе и в стихах...
Сергей Вахрин,
член Союза писателей России