Почему на Камчатке нет памятника Атласову?
- Подробности
- Опубликовано: 06.09.2023 00:37
- Просмотров: 517
Сначала вспомним кто такой Атласов, а потом постараемся ответить на вопрос заслуживает или не заслуживает он, чтобы ему был открыт на Камчатке памятник.
Владимир Владимирович Атласов в результате похода, организованного и осуществлённого под его личным руководством, присоединил к Российской империи наш полуостров — Камчатку.
За этот землепроходческий подвиг волею царя Петра Первого он был произведен в чин казачьего головы Якутского казачьего полка — полкового командира полуторатысячного казачьего войска, раскомандированного по огромной территории российского Северо- и Дальнего Востока.
Ни один российский землепроходец, кроме Атласова, не был отмечен столь высокой наградой. Даже Семён Дежнёв, имя которого знает в России каждый школьник, лично ходатайствуя о верстании его за открытие Чукотки в чин казачьего сотника (чин обер-офицера) был произведен в атаманы (под предлогом отсутствия вакансии). Чина же казачьего головы в Якутском полку вообще не было. Его создали специально для Атласова. Он был ПЕРВЫМ. По именному царскому указу.
Так Петр Первый, деяниями которого восхищается каждый второй гражданин современной России, оценил факт приобретения Россией Камчатки.
А как оценила сей подвиг современная Россия.
В энциклопедиях и учебниках истории их авторы не удосужились даже уточнить его отчество — и, наобум, окрестили Васильевичем.
В 2022 году 23 июля, в историческую дату установления Атласовым «со товарищи» в долине реки Камчатки поклонного креста в знак того, что эта камчатская земля является частью России, ни одно высшее должностное лицо России, включая Президента, ни один губернатор ни одного субъекта Российской Федерации, ни один сенатор Совета Федерации, ни один депутат Государственной Думы не поздравил граждан России с 325-летием вхождения Камчатки в состав Российского государства.
Законодательное Собрание Камчатского края вообще официальную дату присоединения Камчатки к России определило своим Законом о памятных датах по старому (упраздненному в 1918 году) стилю, не понимая исторической разницы в этих датах и не обращая на это несоответствие никакого внимания.
И поэтому настало время поговорить о том, почему на Камчатке за более чем три века обладания этой землёй мы так и не удосужились поставить Владимиру Владимировичу памятник.
Сотнику Петру Бекетова, первостооителю Ленского острога, есть замечательный памятник в Якутске, Ярофею Хабарову — в Хабаровске, Муравьему-Амурскому и Невельскому — по всему Дальнему Востоку, Николаю Бошняку, открывшему Императорскую гавань (Гавань императора Николая) — памятник в городе Советская Гавань...
Можно перечислять и перечислять далее, начиная с Ермака Тимофеевича, которому донские казаки возвели за Сибирь памятник в столице Войска Донского, в Новочеркасске...
Только вот человеку, которого величайший гений русского народа поэт Александр Сергеевич Пушкин назвал камчатским Ермаком, не удосужился этой ЧЕСТИ.
Так в чем же дело?
Почему Атласов стал изгоем в исторической памяти потомков?
И чем же он так провинился перед этими потомками?
Потому, говорят, что он был разбойником, разорял торговые суда, притеснял и грабил коренные народы...
Во-первых, давайте разберемся в том, кто эти те самые, которые «говорят»?
Ещё в далёких 1990-х годах, когда начался процесс возрождения камчадалов, как коренного этноса Камчатки, в прессе выступили с подобным заявлением два президента местных ассоциаций аборигенов, которые огульно обвинили всех камчатских казаков в том, что они, дескать, оккупировали эти земли и пора бы вернуть ее прежним хозяевам.
Тогда на свет (если не ошибаюсь, в газете «Камчатский комсомолец») появилась моя статья под названием « Президенты — диссиденты», в которой я раскрывал подноготную родовой истории этих двух «аборигенов» — один был из рода камчатских купцов, а другой из рода...камчатских казаков.
И причина их заявления была самой что ни на есть простой и меркантильной до жути — хотелось отхватить побольше угодий, рыболовных участков и квот. Аппетиты тогда просто зашкаливали... И чтобы эти аппетиты удовлетворить, они пошли на исторический подлог, выставляя членов своей ассоциации в роли обиженных и оскорбленных, а своих собственных предков — злобными оккупантами.
Но вернёмся к Атласову. Разорял он торговые суда? Было дело. Правда, в истории Сибири таких случаев воз и маленькая тележка.
Только в доатласовские времена этих грабителей оправдывали, полагая, что результат их землепрходческий деятельности важнее, да и причины этих проступков, как правило, были связаны с исполнением государевой воли по открытию новых земель.
На Атласове этой вольнице, вроде как, пришел конец. Но спустя какой-то десяток лет за открытие Курильских островов были прощены даже его собственные убийцы, ограбивших перед этим трёх камчатских приказчиков.
Все познается в сравнении...
Кстати, в тюрьме он, как его подельники, не сидел. Чина лишён не был. А потом снова был послан на Камчатку в качестве приказчика.
Притеснял и грабил аборигенов? Был грех. Но таких — без этого греха — вообще не было в Сибири из числа ее первых русских землепроходцев. Без этого греха не состоялась бы ни одна экспедиция, ни один поход. Здесь — в тайге ли, в тундре ли — когда вопрос стоял о выживании и приходилось питаться лишь «травой и корой», как писали они в своих многочисленных челобитных, о голоде, нужде, цинге, сложно было выбирать из многочисленных моральных принципов, которыми так богаты сегодня мои современники. Это с позиций нынешнего городского обывателя выглядит кощунственно, но оставь этого горожанина одного или в компании с единомышленниками в дикой тайге посреди зимы с куском хлеба, он бы совсем вскоре бы уже запел по другому.
Воевал с аборигенами?.. А вы думаете в этой дикой стране, где каждый чужак был врагом, так как он посягал (желая того или не желая) на жизнеобеспечение — продовольствие, природные ресурсы, женщин, — до прихода русских была тишь да гладь и божья благодать?
Межплеменные, межродовые, межрегиональные и межтерриториальные усобицы, конфликты, кратковременные стычки и продолжительные войны возникали там и сям постоянно и повсеместно. Кстати, Атласов прекрасно использовал эти противоречия и сделал на долгие годы союзниками казаков камчадалов долины реки Камчатка, когда в союзе с «верхними» (с верховий реки) камчадалами покорил «нижних», с которыми верхние враждовали из-за рыбы...
Да-да, из-за рыбы, которая приходила в верховья гораздо худшего качества, чем добывалось ближе к устью, и корма для собак были здесь лучшего качества и в большем объеме, и население погуще и покрепче, и женщины рожали более крепких и выносливых воинов, с которыми верховым было труднее тягаться... И на помощь им пришел Атласов. И помощь эту приняли с великой радостью. И долина реки Камчатка первой присягнула русским на верность, и была верной в течение нескольких десятилетий после смерти Атласова, и приводила к верности и покорности вместе с казаками воинственных авачинских камчадалов...
Кстати, хуже или лучше был Атласов по сравнению с теми землепроходцами, которым поставлены памятники?
Пояркова? Хабарова? Дежнева? Стадухина? Бекетова?
И вправе ли мы сегодня со своей сопливой моралью судить наших предках, которые открыли, освоили и завещали нам эту дальневосточную землю, преодолевая неимоверные трудности на своем землепрлходческом пути.
Они осуществили главное — присоединили эти земли к Московскому государству, превратив это бывшее великое княжество в Империю
И величие нашего государства зиждется на результатах их великого подвига, умалить значение, которого не могут наши нынешние моральные и аморальные реставрации.
Для оценки, в том числе и моральной, нужен результат.
Результат, который и является важнейшей мерой того, что совершил человек для нас с вами. Хотя мы с вами, возможно, в тот момент и в тех условиях не очень-то и заботили наших героев.
Почему?
Да потому, что и Хабаров, и Атласов, и Дежнёв вложили в эти походы свои личные средства. И были в долгах, а не в шелках. И им нужно было, кровь из носа, вернуть эти долги.
И они вернули. Некоторые — с кровью. И даже с большой кровью.
Но им памятники стоят.
И будут стоять, пока жива и здрава наша страна, — потому что эти памятники — наша благодарность за РЕЗУЛЬТАТ того, что они совершили при этом ДЛЯ СТРАНЫ.
На чаше весов истории перевешивает, как правило, РЕЗУЛЬТАТ.
Только вот в случае с Атласовым произошло обратное.
И причина банальна. Она заключается в камчатской региональной АМНЕЗИИ. В потере исторической памяти части населения России на крайнем Северо-Востоке страны, где временщизм в своем воинствующем огульном невежестве одержал победу над региональной исторической памятью, «очистив» эту историю от былой славы наших предков, найдя оправдание этому своему невежеству в попытке осудить великие деяния великих людей. И не только Владимира Владимировича Атласова.
Не суди и не судим будешь, ибо той же мерою будут судить и тебя...
Историческая амнезия — это глубоко нравственная болезнь. И рецепт от этой болезни один — нужно, наконец, ОПОМНИТЬСЯ...
Сергей Вахрин,
член Союза писателей России