Экспозиции:

Открытые уроки камчатской истории:

  • Города и посёлки

    Камчатка вошла в состав Российского государства как уникальная цивилизация рыбоедов, а...

  • Землепроходцы

    В честь 325-летия присоединения Камчатки к России мы хотели провести открытые уроки камчатской...

  • Историческая мозаика

    В этом разделе мы хотим рассказать о самых разных событиях, личностях, интересных фактах, которые...

Аудио материалы:

  • Цикл радиопередач

     члена Союза писателей России Сергея Вахрина и журналиста Юрия Шумицкого об истории камчатских...

Видео материалы:

Последнее на форуме:

Родословие – азбука патриотизма

                Этими словами Афанасий Семенович Владимиров – председатель правления ОО «Институт генеалогии и этнологии Республики Саха (Якутия)» – завершил свой доклад о той работе по созданию родословия народов Республики, которая продолжалась на протяжении пяти лет с момента проведения Первого съезда Родословия в 2018 году.

                Об этой – уже проделанной — работе можно говорить много и долго.

                Но я начну не с этого.

                Накануне открытия Второго Съезда в главном пресс-центре Республики – Саха-Медиа – прошла пресс-конференция, участие в которой приняли главные родоведы Якутии — руководители и члены правления этого уникального общественного Института генеалогии и этнологии: его создатель и первый руководитель – Константин Ильич Аргунов; председатель Правления – Афанасий Семенович Владимиров; члены правления – доктор философских наук Андрей Саввич Савин и руководитель ВООПИК (Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры) Республики Руслан Васильевич Васильев.

                Но основной темой этой пресс-конференция была презентация моей будущей книги «Тайны якутских фамилий». В Якутию я привез только часть этой книги – первые главы, которые мы предварительно, для знакомства, опубликовали на нашем сайте. Народ ждал большего – самой книги, так как слухи об ее выходе уже облетели Республику и разошлись по стране. И уже начали поступать многочисленные заказы из разных городов и весей России, где сегодня проживают и трудятся уроженцы Якутии, чтящие главную традицию своего народа – сохранение памяти о своих предках. Но объем книги – порядка пятисот фамилий и около тысячи страниц – не позволил нам завершить работу к съезду (эта работа продолжается и сейчас), но, тем не менее, основные задачи, направления и тенденции книги раскрываются в первой – вступительной – главе (плюс три главы с фамилиями на А, Б и В) и позволяют судить о нашей работе в целом.

                А в целом – выхода этой книги в Якутии ждут с нетерпением.

                Конечно, не все.

                Вполне вероятно, что кому-то из местных краеведов и родоведов я невольно «наступил на ногу», выдвинув и обосновав новую версию происхождения той или иной фамилии. Кого-то очень растревожило и то, что, говоря о якутских фамилиях, я, на самом деле, пишу о фамилиях РУССКИХ.

                Дело дошло до того, что один из выступающих так прямо во всеуслышание и сказал: по-вашему, все фамилии появились в Якутии «благодаря» русским. У нас что – СВОИХ МУЖИКОВ – не было?!!

                И даже была попытка дискредитировать эпоху, когда формировались сибирские, в том числе и якутские, фамилии: «Все фамилии в России появляются только в XIX веке, и никаких фамилий не было в 17-18 веках, о которых вы пишите…».

                Примерно так.

                Собственно, я и ожидал таких острых вопросов и был к ним готов. Регион, в котором трепетно относятся к родовой памяти, конечно же, должен весьма остро реагировать на всякое вмешательство (особенно иноземное) в родовую историю со стороны и защищать свое духовное богатство.

                Только в нашем случае есть одна очень важная особенность – и она заключается в том, что у Камчатки и Якутии есть общая (родовая в том числе) история. Что и предоставляло мне определенные права иметь собственное мнение на происхождение многих якутских фамилий, носителями которых являются не только русские, но и якуты, эвены, юкагиры, чукчи, коряки, камчадалы.

                И вот теперь о главном, что я пронес через весь съезд Родословия, и попросил в качестве предложения внести в Резолюцию съезда, как одно из важнейших направлений для последующей нашей (уже совместной) работы.

                А для чего, собственно, нужна нам память о предках? Ведь их давно уже нет? И они не могут никоим образом повлиять ни на события текущего времени, ни на нашу жизнь?

                Они – всего лишь ПАМЯТЬ. Забыли их – и они ИСЧЕЗЛИ. Исчезли навсегда.

                Что же такого важного в этой родовой памяти и почему на протяжении СТОЛЕТИЙ люди не только хранят ее, но и передают по наследству, как некий священный дар, из поколения в поколение?

                Это ведь не с проста.

                И никто этих людей не заставляет быть хранителями того, что в действительности перестало существовать. Это акт доброй воли по отношению к своим предкам. Но почему-то при этом людей, не сохраняющих историческую родовую память, в России называют Иванами, не помнящими родства. И это определение имеет резко негативную (отрицательную!) окраску. Хотя Иванов, не помнящих родства, в нашей стране сегодня явный ПЕРЕИЗБЫТОК по отношению к тем, кто это родство помнит. И все-таки…

                Почему?

                И мы должны вернуться к словам, которые, может быть, кое-кому уже набили оскомину, но они были сказаны великим патриотом России, первым русским академиком, который бесстрашно сражался с засильем немецких историков, искажавших и исказивших до неузнаваемости нашу отечественную историю, архангельским мужиком Михаилом Васильевичем Ломоносовым: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

                Для кого-то это просто абстрактная, мало что говорящая, фраза.

                Но давайте задумаемся: почему такие колоссальные усилия использовала иноземная рать на попрание нашей отечественной истории?

                Цель одна – изменение нашего жизненного ПУТИ, нашей СУДЬБЫ через искажение нашего исторического прошлого.

                Это было тысячелетия назад, когда нам, как прививку, вживляли отрицание подвигов наших предков, отражавших агрессию объединенного Запада – Древнего Рима. Но мы знаем о них – наших предках — только то, что это были ВАРВАРЫ. И мы уже тогда изменили своей судьбе, отказавшись от этого исторического наследия.

                У нас отняли и то историческое летоисчисление нашего государства, которое шло от сотворения МIРА, — возможно от той самой ДРЕВНЕЙ ПОБЕДЫ, память о которой наш народ сохранял на протяжении более пяти с половиной ТЫСЯЧ лет (точнее 5508 лет), которую одним величественным росчерком пера отменил с 1 января 1700 года царь Петр Первый, вновь изменив нашу историческую судьбу.

                Цари Романовы благословили летописцев и историков на искажение доромановской истории, чтобы оправдать в глазах народа свое КРОВАВОЕ пришествие на российский трон. Вспомним ОПРИЧНИНУ – творение предков Романовых бояр Захарьиных, вспомним СМУТНОЕ ВРЕМЯ, спровоцированное взращенным Романовыми ЛжеДмитрием. И нам, переписав прошлое, снова изменили историческую судьбу.

                И так далее, и так далее, и так далее – по хорошо накатанной дорожке историки переписывали историю, облагораживая то, что шло в пользу заказчиков, и очерняя противоположное. А мы с вами, как птицы, попавшие в шторм, сбивались со своего исторического пути, теряли исторические ориентиры, запутываясь в навязанных историками реалиях, которых на самом деле НИКОГДА не существовало, но в которые мы с вами с детства свято верили, изучая в школах ту ложь, которую нам преподносили как истину…

                Что сегодня происходит в наших головах?

                Сто лет назад, совершилась страшная трагедия – гражданская война, когда брат пошел на брата, сын – на отца. И у каждого была СВОЯ правда. И каждый отстаивал СВОЮ правду, потому что не было правды ОБЩЕЙ, объединяющей каждого из нас в единое племя народов с общей судьбой.

                А это и есть показатель утраты собственного ПУТИ, когда этих путей оказывается бесконечное множество, но только один из них является ТВОИМ, а ты выбрать не можешь, потому что у тебя закрылся тот самый внутренний глаз – твое историческое чутье, которое и формируется на основании исконной родовой памяти, а ты ОСЛЕП...

                В этой родовой исторической памяти нет распределения на богатых и бедных, пролетариат и крестьянство, дворянство и прочая, прочая, прочая самых разных признаков и оттенков, несущих какой-то социально-политический окрас. В этой исторической памяти все равны, все близки, потому что все они РОДНЫ и ДОРОГИ в большей или в меньшей степени.

                И истинная история нашей страны и нашего общества познается именно через них – через их испытания, через их судьбу и через наше личное отношение к тому, как протекала их жизнь, с какими трудностями или испытаниями они столкнулись и каков был результат. Их жизненный опыт – это и есть то историческое богатство, которым мы (на самом деле) владеем. Их прошлое – это и есть путь к нашему будущему. Лишившись этого исторического наследия, мы СЛЕПНЕМ и уже не видим своего ПУТИ, мечемся из стороны в стороны в его поисках, как заблудшие овцы, не имея возможности выйти на прямую дорогу.

                Возможно, кому-то покажется, что это какие-то общие слова.

                И тогда я приведу пример, который приводил и на съезде при подведении уже его итогов.

                Примерно также, как писали и до сих пор пишут некоторые историки об открытии и освоении русскими Сибири, писали и об истории Русской Америки, ссылаясь в том числе и на безусловный нравственный авторитет апостола Сибири и Америки первого епископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия, который через столетие после проникновения русских мореходов и промышленных людей на Алеутские острова и Аляску, писал о жестокостях и кровавых разборках русских людей на территории Русской Америки.

                И этот «кровавый след» кочует из одной научной книги в другую, предопределяя исход отношения к русским землепроходцам в нашей стране. Даже у самих русских!

                Прошло более ста пятидесяти лет с момента позорной продажи Аляски американцам. Какую память оставили мы о себе в бывшей нашей Русской Америке? По идее, нас, согласно научной доктрине наших собственных историков, должны на Аляске НЕНАВИДЕТЬ, как ненавидят сейчас в колониальных странах тех же французов, немцев, англичан, которые и представляют коллективный Запад.

                В 1991 году я впервые побывал на Аляске, а потом неоднократно посещал эту свою вторую литературную родину и даже свое шестидесятилетие отмечал в долине реки Юкон, посещая поселки эскимосов и индейцев.

                В 1991 году на Камчатке не было НИ ОДНОЙ действующей православной церкви.

                На Алеутских островах и самой Аляске в то время действовали (то есть, здесь, как и прежде, совершались православные обряды) более восьмидесяти православных храмов.

                А ведь это совсем другая – НЕПИСАННАЯ – духовная история наших взаимоотношений. И из кровавой, жестокой, дикой истории ИЗБРАНА была народами Русской Америки та, о которой в книгах не пишут – история любви и уважения, целиком и полностью построенная не на книжном опыте, а на жизненном опыте своих предков.

                И, как вы сами можете в этом убедиться, расхождение в оценках колоссальное – прямо противоположное.

                И это только подчеркивает правильность избранного пути наших предков – любовь и уважение к людям другой веры, другого цвета кожи, других национальных традиций.

                В Якутии есть люди, которых называют сахалярами.

                У них голубые глаза, русые волосы. Они крутолобые, плечистые, богатырского телосложения – явные Ильи Муромцы, Добрыни Никитичи и Алеши Поповичи.

                Но если их назвать русскими – они могут и обидеться.

                Конечно, если поймут, — говорят и мыслят они исключительно на якутском языке.

                Хотя внешне, повторяюсь, — чисто русские люди.

                И такие «осколочки русской цивилизации», возникшие в период освоения Сибири, когда русские (конечно, в самом широком смысле этого слова) вступали в смешанные браки с представительницами самых разных коренных народов Сибири и рождая потомство, которое с пеленок усваивало обычаи, традиции и язык своих мамок, пока их отцы были в дальних походах, пропадая на многие годы, десятилетия и даже насовсем, на восточных рубежах Отечества, их дети становились челдонами, гуранами, сахалярами, камчадалами «русской крови» — естественной частью земли, покоренной их отцами, но любовь к которой была впитана с молоком матерей…

                Но есть и другая особенность Якутии – здесь в бассейне реки Индигирка расположено уникальное село – Русское Устье – сохраняющее память о своих русских предках, прибывших сюда несколько веков назад (по одной версии – во времена опричной смута Ивана Грозного, по другой – в эпоху Великого Раскола православной веры, осуществленного нашими братьями из Киево-Печерской Лавры Малороссии при царе Алексее Михайловиче Романове). Сохраняется язык, традиции, обычаи…   

                Вот вам полюс холода. Но вот вам и полюс тепла…

                Накануне съезда Родословия я написал небольшую статью, которая взволновало многих в Якутии – и она передавалась со скоростью вихря в социальных сетях.

                И там я сформулировал главное, чего ожидал от этого съезда.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

Меня удивляет весьма невнятная реакция СМИ и социальных сетей на информацию о готовящемся в Якутии Съезде Родословия.

Собственно, даже не удивляет – тревожит.

А тревожит потому, что наши соотечественники (и прежде всего представители четвертой – информационной, пропагандистской, просветительской — власти) не понимают значения родовой истории, как одной из важнейших основ патриотизма.

Любовь к родине рождается в СЕМЬЕ. В любви к маме и папе, братику и сестренке, дедушкам и бабашкам.

А уж потом, это чувство разворачивается в ту классическую картину любви к Родине, которую создали Марк Бернес, Вениамин Баснер и Михаил Матусовский в фильме «Щит и меч».

 

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,

А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина...
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь, растет.

А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина...
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденновки,
Что где - то в шкафу мы нашли,

А может она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина...

 

                И Родословие – это, собственно, азбука любви К Родине. Это азы отечественной истории, погружаясь в которую создаешь не только поколенную роспись своего рода – познаешь историю своего Отечества через все ее перипетии, узлы конфликтов, гражданские столкновения, политические распри, боевые действия, в которых участвуют – совместно или порознь, в братоубийственной схватке или в одной команде – самые близкие – кровно родные — тебе люди, которых вольно или невольно ты примиряешь, понимаешь, сочувствуешь, воспринимаешь ТАКИМИ, КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ, а не украшенные-перекрашенные историками и идеологами различных политических лагерей и направлений разных социально-экономических формаций и эпох.

                То есть Родословие – это живое восприятие живой истории Отечества через историю своего рода, через личную историю родных людей.

                И в Якутии, Слава Богу, это понимают.

                И они сегодня преподают уроки родословия во всех якутских школах. Каждый школьник в Якутии создает историю своего рода.

                Насколько это важно именно сегодня?

                Мы живем в период безвременья – то есть в тот исторический период России, когда никто из нас не знает, какое будущее ждет нашу страну.

                В годы Советской власти мы жили идеей создания государства, которое сделает нас всех счастливыми. И мы были созидателями такого государства. Кто теоретическим, кто практическим. Но это государство было разрушено. А на его обломках ничего не построено. И оно продолжает разрушаться – ресурсы разворовываются, деньги вывозятся, во власть приходят люди не для того, чтобы созидать, а разрушать, грабить, вывозить «за бугор».

                И самое важное в эту эпоху безвременья, грабежа, бюрократического произвола сохранить духовные ценности, ибо по ним наносится самый сокрушительный удар. А без любви к Отечеству нам Россию не сохранить.

                Это уже многие понимают. Даже во власти. И судорожно пытаются создать какие-то общественные молодежные формирования, чтобы сохранить и передать по наследству эти духовные ценности молодежи.

                А результата нет. Формальные создания типа «Движение первых», как подражание всесоюзному пионерскому движению, сталкивается с тем, что у этого движения нет будущего, так как это движение никуда не ведет, у него нет конкретной и высокой цели, у него нет МЕЧТЫ о счастливом будущем, потому что о счастливом будущем в олигархическом капиталистическом государстве мечтать НЕВОЗМОЖНО по одной просто причине – ОЛИГАРХИЯ может обогащаться только ЗА СЧЕТ обнищания собственного народа, и эта олигархия сегодня у власти.

                Поэтому всякие формальные движения обречены на бесперспективность своего существования. Формально их будут поддерживать, вливать средства, выдумывать какую-то вычурную отчетность, чтобы все выглядело празднично и победно, а на самом деле никакого духовного заряда молодое поколения в этих движениях получить не может.

                А в Якутии, где веками формировалось уважение к своим предкам, как основа основ любви к своему Отечеству, к своей земле, к своему народу, претворяют сегодня в жизнь то, что было завещано предками – сохранить родовую память. Во что бы то ни стало, что бы это не стоило.

                И это не некое увлечение отдельных энтузиастов. Это повседневная работа всей Республики по формированию целостной духовной личности патриота своего Отечества, начиная с самых истоков ее формирования.

                И у этих людей есть будущее. Потому что у них в запасе прошлое их предков, позволяющее иметь тот духовный заряд прочности, который выдерживает любые испытания временем.

                Сегодня историей своего рода занимаются многие энтузиасты. В том числе и на Камчатке. Пишутся книги. Издаются сборники. Но чтобы вот так – НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ – поставить вопрос о необходимости изучения в школах уроков родословия, создания собственной родовой истории, организации поисковой и краеведческой работы, созданию в каждой школе своего краеведческого музея, примеров такого рода я привести просто затрудняюсь, кроме Якутии, где 8-9 июля будет проходить уже Второй Республиканский съезд Родословия.

                И это должно послужить примером для всей страны. И средства массовой информации, социальные сети, блогеры-патриоты должны говорить об этом уникальном опыте, тиражировать его, развивать и поддерживать.

                Увы…»

               

                Нет, в Якутии, как и ожидалось, все прошло с блеском и на самом высоком уровне. В проведении съезда Родословия принимали самое активное участие и власть, и общественность.

                Историей своего рода занимаются здесь ВСЕ, без исключения, школьники Республики, задействованы библиотеки всех уровней.

                То есть родовой истории Якутии придается ГОСУДАРСТВЕННОЕ значение.

                Но я не закончил свою мысль о значении нашего отечественного прошлого, как фундамента для строительства будущего нашего государства.

                Нравственное формирование личности происходит в семье.

                Семья и ее родовая история – это и есть тот фон, который формирует отношение человека к обществу и государству. Это тот самый вектор (третий глаз), который определяет направление в выборе ЖИЗНЕННОГО ПУТИ и отношение к окружающему миру.

                И мы все, от мала до велика, от одного человека до всего государства, должны ЗНАТЬ, УВАЖАТЬ, ЦЕНИТЬ наше общее прошлое со всеми его плюсами и минусами, со всеми его цветами и оттенками, со всеми его противоречиями, конфликтами, смутами и революциями… ибо это наш исторический опыт, ибо это наша общая судьба…

                И теперь о том, что я предложил внести в Резолюцию съезда Родословия.

                Сегодня Северо- и Дальний Восток России – это транзитные территории или территории временного проживания, откуда в результате общего психоза временщизма «вымывается» коренное и старожильческое население.

                Иваны, не помнящие родства, — явление для этих территорий – рубежей Отечества – ТИПИЧНОЕ, МАССОВОЕ, КРУПНОМАСШТАБНОЕ.  

                Здесь сталкиваются и расщепляются, вырывая родовые корешки, две стихии – огромная волна прибывающих из неведомых далей и земля обитающих здесь немногочисленных уроженцев и старожилов – и создаются новые семьи, которые в обратном уже порядке устремляются в те самые неведомые дали, откуда и прибывают все новые и новые потоки людей, «едущих за большими деньгами» на эту окраину России…

                А ведь это – РУБЕЖИ ОТЕЧЕСТВА!

                Когда-то именно из Якутска шло освоение этих территорий от Северного Ледовитого океана на севере, до бассейна реки Амур на юге и Тихого океана на востоке. И не только освоение, но и заселение. Таким образом у нас — у всех коренных дальневосточников — общая с Якутией родовая история, которая и раскрывается в моей книге «Тайны якутских фамилий» (особенно во втором ее томе, к работе над которым я уже приступил). И нам всем, ПОВСЕМЕСТНО, нужен общедальневосточный съезд Родословия, который объединит всех родоведов всех республик, краев и областей в воспитании патриотизма на основе создания родовой истории КАЖДОЙ дальневосточной семьи, связывающей наш Дальний Восток с большой историей Большой России.

                И закончил я свое выступление такими словами:

                «Это ваш – Республики Саха (Якутия) – исторический крест. И вам его нести. А мы ПОДДЕРЖИМ!..»

 

Сергей Вахрин,
член Союза писателей России,
почетный гость Второго съезда Родословия
народов Республики Саха (Якутия)

               

Фоторепортаж Дмитрия Никонова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие Второго съезда Родословия Якутии. Обряд…

 

 

 

 

Продолжение открытия съезда. Круговой танец…

 

 

Секция генеалогии и краеведения, где я был одним из модераторов

 

 

Экскурсия по старому городу. Старая башня. Наш гид - Руслан Васильевич Васильев

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид города со Старой башни

 

 

 

 

 

Эпизоды работы съезда. Фото участников

 

 

 

 

 

Завершающий день работы съезда Родословия в Республике Саха (Якутия)

 

 

 

 

 

 

 

Якутская деревянная «изюминка»

 

 

 

 

 

 

В институте мерзлотоведения Якутии

 

 

Вечная мерзлота на глубине 14 метров…

 

 

 

 

 

 

В институте гуманитарных исследований и проблем коренных малочисленных народов

 

 

По дороге на Ленские Столбы

 

 

 

 

Ленские столбы

 

 

 

 

 

 

В якутском балагане

 

 

 

 

Якутск с высоты птичьего полёта

 

 

 

 

 

Встреча с писателями Якутии - Николаем Лугиновым и Павлом Харитоновым-Ойуку

 

 

 

 

передача моих книг в фонды Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)

 

 

Благодарственное письмо