Экспозиции:

Открытые уроки камчатской истории:

  • Города и посёлки

    Камчатка вошла в состав Российского государства как уникальная цивилизация рыбоедов, а...

  • Землепроходцы

    В честь 325-летия присоединения Камчатки к России мы хотели провести открытые уроки камчатской...

  • Историческая мозаика

    В этом разделе мы хотим рассказать о самых разных событиях, личностях, интересных фактах, которые...

Аудио материалы:

  • Цикл радиопередач

     члена Союза писателей России Сергея Вахрина и журналиста Юрия Шумицкого об истории камчатских...

Видео материалы:

Последнее на форуме:

В столице вечной мерзлоты

Якутск у людей, которые никогда здесь не бывали, вызывает примерно одни и те же ассоциации. Сужу по друзьям и откликам в социальных сетях на мои публикации о поездке в Якутию.

«Какой город красивый, думала, что «тьмутаракань», а какая история».

Мой друг, поэт Владимир Татауров, тоже думал, что это какой-то «зачуханный» городишко на далеком севере, вечно холодный, вечно погруженный в мерзлоту.

 

Не стоит обижаться на эти ассоциации — примерно то же самое думают и о Петропавловске-Камчатском на далеком и престижном материке — и в столичных «арбатах», и на нестоличной периферии.

Крепче и выразительнее всех из них, наверное, высказался наш замечательный писатель Валентин Пикуль, который сравнил Камчатку с каплей, повисшей из выстуженного морозами носа Чукотки. А мы-то, грешные жители Камчатки, сравниваем очертание Камчатки с грациозным лососем…

И потом мы же — жители непрестижного для материка Дальнего Востока — невольно переносим это ИХ «видение» и на «себя самоих», полагая, что мы изрядно отстаем от Центра также и в культуре, и в образовании, и в менталитете…

Итог — рвемся туда и… теряемся в многомиллионной толпе.

Точнее — теряем себя. Теряем свою Малую Родину. Теряем свои родовые корни. Теряем связь с родной землей.

Особенно четко этот процесс видится на Камчатке, которая с приходом на полуостров Советской власти стала площадкой временного проживания для миллионов людей, прибывающих на полуостров с замечательной целью — превратить полуостров в один из крупнейших в СССР индустриальных центров по добыче и переработке рыбы. Создавалось уникальное комплексное производство в рамках Акционерного Камчатского общества, где все задачи, все решения, вся Стратегия развития была направлена на развитие рыбной промышленности — и сельское хозяйство, и лесная промышленность, и все остальное, включая образование, культуру, здравоохранение.

Ну, а потом, все случилось, как в басне Крылова о раке, щуке и лебеди, а также о той телеге, которую они попытались хотя бы сдвинуть с мертвой точки. И это коснулось всего.

Все встало. И народ, лишенный будущего, побежал. И с Камчатки, и из других регионов Северо- и Дальнего Востока России.

А большая часть оставшихся пребывает в состоянии подготовки будущего отъезда, когда все вокруг происходящее уже перестает интересовать, радовать или печалить, и жизнь измеряется совершенно другими географическими категориями.

Это состояние на Камчатке называют временщизмом, а людей — временщиками.

И это одна из самых страшных социальных (скорее всего, духовных) болезней, которая парализует общество, снижает его активность, ответственность за происходящее, лишает людей чувства товарищеского локтя…

Я не знаю, как все эти проблемы страшного социального потрясения краха СССР, коснулись жителей Якутии. Наверное, и отсюда побежали…. Наверное, и здесь остановились какие-то производства…

Но я знаю другое — Республика Саха (Якутия) первой среди национальных республик Российской Федерации в период распада СССР объявила о своей неразрывной связи с Россией.

И об этом здесь, в Якутии, говорят с гордостью. И русские старожилы, которые принесли государственность в Якутию ровно 390 лет назад. И представители одного из коренных народов республики, имя которого и вынесено в ее название — саха, якуты. И остальные коренные малочисленные народы Якутии — юкагиры, эвенки, эвены, чукчи, долганы.

Казалось бы — ПОЧЕМУ?

Почему, если, следуя фактам советских историков 1930-х годов, создателям монографий о колонизационной жестокости царизма в Сибири (тогда это понятие включало в себя и Северо- и Дальний Восток), эти малые и большие коренные народы должны были нас, русских «завоевателей», «оккупантов», ненавидеть…

Ответ на этот вопрос лично я в 1991 году нашел на Аляске, которую русские «завоеватели» позорно (без кавычек) покинули в 1867 году. И тогда (да и сейчас) книги многих наших историков пестрели фактами нашего, скажем мягко, недоброжелательного отношения к «туземцам», «инородцам» — то есть к алеутам, эскимосам, индейцам.

И это правда — этим фактам есть свое документальное подтверждение.

Так в истории — как правило, документируется все «черное» — насилия, грабеж, беззакония.

Не документируется другое — человечное, доброжелательное, уважительное, сердечное, духовное…

Потому что человечное и духовное было самой СУТЬЮ того народа, который пришел на американскую землю в XVIII столетии.

А вот и факты. В 1991 году на Камчатке не было НИ ОДНОЙ действующей православной церкви.

А на Аляске и Алеутских островах, в той самой Русской Америке, которую мы потеряли и на которой, казалось бы, давно уже выветрился след нашего присутствия, при той — книжной!!! — ненависти к этому присутствию, было ДЕЙСТВУЮЩИХ более восьмидесяти (!!!) православных храмов.

Это и есть духовный след, оставленный нашими предками. И, как оказалось, он, благодаря таким духовным подвижникам как уроженец Екатеринбурга первомученик Американский Ювеналий, уроженец рязанской земли Герман Аляскинский, уроженец села Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии апостол Сибири и Америки Иннокентий Московский, а также тысячам безвестных русских землепроходцев, промышленников и крестьян, среди которых было немалое число уроженцев Якутии, оставили этот свой след в истории Русской Америки.

К чему, скажет кто-то, такое длинное вступление к рассказу о моей встрече с Якутией?

К тому, чтобы понять, почему именно здесь, на якутской земле, где я никогда прежде не был, нам с супругой Татьяной Петровной, была оказана небывалая (наверное, по меркам Камчатки) честь.

На презентации моих книг (ни одной из которых к тому времени еще не было в Национальной библиотеке Якутии) присутствовали и говорили речи незнакомые, но очень близкие по духу мне, люди, со многими из которых я вскоре познакомился ближе и, как мне кажется, подружился.

А вот что касается человека, который руководил этой презентацией, то мы уже были знакомы. Правда, заочно. Сардана Ильинична Боякова — доктор исторических наук, заведующая отделом истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН — первой в Якутии откликнулась на выход моей книги «Дело об убийстве Володимера Атласова. Камчатская Сибириада».

Но вот кто был уже мне знаком и кто выступил с интереснейшим предложением, от которого, конечно же, я не могу отказаться, был экс- руководитель Администрации Главы и Правительства Республики Саха (Якутия) Афанасий Семенович Владимиров, который однажды, во время пребывания на Камчатке предпочел поездке на горячие источники Паратунки побывать в экзотической «Стране рыбы и рыбоедов», где мы и познакомились.

А вот и предложение — в 2018 году в Якутии прошел Первый Съезд родословия республики, в принятой резолюции которого значилось проведение Первого и последующих форумом «Родословие народов Республики Саха (Якутия)», а летом 2023 года состоится очередной форум, на который я получу официальное приглашение и пожелание представить свой доклад.

Доклад, в принципе, уже готов — «Участие якутских казаков и их потомков в победе над англо-французами в период обороны Петропавловского порта в 1854 году».

Кстати, как выяснилось на презентации, появились и новые имена якутских казаков, отмеченных бронзовыми медалями в память о Крымской компании 1853-1856 гг. (одним из победных эпизодов которой было сражение на тихоокеанском театре военных действий) — кандидат исторических наук Пантелеймон Пантелеевич Петров привел историческую справку о командире Тигильской крепости сотнике Иване Андреяновиче Жиркове (1827 г.р.), награжденного этой медалью на Андреевской ленте.

Следовательно, список героев обороны Петропавловского порта и участников эвакуации гарнизона и имущества Петропавловского порта (награжденных медалями на Андреевской ленте) будет еще дополняться.

Кстати, появилась и реальная возможность опубликовать мою статью о героях Петропавловской обороны в самой Якутии. Хотя, в какой-то мере, советник Главы Республики, руководитель проекта «Пути великих свершений» Георгий Дмитриевич Никонов, с которым мы также познакомились на Камчатке во время съемок фильма о Великой Северной экспедиции, это уже сделал, опубликовав ее на своем сайте https://pvs-rgo.ru/2022/09/19/vakhrin-yakutia/?highlight="вахрин" . Но участие в презентации моих книг принял и главный редактор республиканского журнала «Полярная звезда» Владислав Семенович Доллонов, который пригласил к сотрудничеству и подарил несколько последних выпусков журнала для знакомства. Я с удовольствием принял это предложение. И, возможно, этот мой очерк станет началом нашего творческого сотрудничества.

Но самым неожиданным для меня было выступление директора исторического парка «Россия — Моя история», где и проходила презентация, Дмитрия Ивановича Соловьева, вручившего мне награду, которой, согласно ее статуса, награждаются «граждане, достигшие значимых успехов в государственной, общественной, научной, творческой, производственной или трудовой деятельности, внесшие особый вклад в развитие Республики Саха (Якутия)» — юбилейный знак «100 лет Якутской АССР».

Чтобы быть удостоенным этой награды, необходимо, как правило, быть первоначально к ней ПРЕДСТАВЛЕННЫМ.

И вот теперь мы поговорим о главном. О тех людях, благодаря которым эта поездка в Якутию, эта презентация моих книг об освоении якутскими казаками Северо-Востока России и это награждение состоялись.

И снова повернемся лицом к истории. Заглянем в события почти уже трехсотлетней давности, когда на Камчатку по указу правящего Синода направляется Духовная Миссия во главе с архимандритом Иоасафом Хотунцевским, в составе которой были студенты Славяно-Греко-Латинской Академии Степан Никифорович Никифоров (уроженец Московской губернии Дмитровского уезда села Семеркина умершего священника Никифора Иванова сын) и Петр Михайлович Логинов.

«Священник Петр Логинов, сын священника Новгородского уезда Илаго погоста, Богородско-Казанской церкви Михаила Романова, бывшего потом в Иверском монастыре на Валдаях иеромонахом, под именем Мефодия. С 1735 года находился Петр Логинов в московской славяно-греко-латинской академии. В 1742 году из школы Синтоксимы поступил в камчатскую миссию архимандрита Иоасафа Хотунцевского. При выезде обратно миссии добровольно пожелал остаться в Камчатке. В 1761 году в Иркутске от епископа Софрония принял священство, и поступил к Большерецкой церкви на место выезжавшего отсюда священника Сивцова. Скончался в Большерецке 11-го апреля 1771 года, по утру, 54 лет.» (Труды Киевской духовной академии, Киев, 1861 г. Прокопий Громов. Историко-статистическое описание камчатских церквей).

С августа 1745 года начинается родовая история камчатской династии Логиновых.

Двое из потомков Петра Михайловича — его внуки — Георгий, настоятель Петропавловского собора, и его родной брат Александр, священник этого же собора, стали героями обороны Петропавловского порта 1854 года — они проводили службы о даровании победы под ожесточенным огнем кораблей англо-французской эскадры.

Георгий Иванович Логинов был награжден за свой подвиг наперсным (нагрудным) золотым крестом на Георгиевской ленте из «Кабинета Его Императорского Величества».

Александр Иванович был награжден бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте из Синода.

Их родная сестра — Ксения Ивановна — впоследствии стала супругой и матерью детей адмирала Петра Федоровича Анжу.

Их дети и внуки — участники многих военных событий, отмеченные высокими государственными наградами. Генералом от инфантерии был муж Людмилы Петровны Анжу — Вячеслав Владимирович Штейнгейль, сын декабриста.

В этом же чине был и директор Императорского Тульского оружейного завода Владимир Васильевич фон Нотбек, супругой которого была Анна Петровна Анжу. И вот список наград только одного из ее сыновей — генерала Владимира Владимировича фон Нотбек: ордена Св. Станислава 3-й ст. (1895); Св. Анны 3-й ст. (1896); Св. Станислава 2-й ст. (1898); Св. Анны 2-й ст. (1901); Св. Владимира 4-й ст. (ВП 16.01.1905); Св. Владимира 3-й ст. (1906); Св. Станислава 1-й ст. (06.12.1911); Св. Анны 1-й ст. с мечами (ВП 04.06.1915); Георгиевское оружие (ВП 21.05.1915); Св. Владимира 2-й ст. с мечами (22.10.1915); Белого Орла с мечами (ВП 12.03.1916); Св. Георгия 4-й ст. (ПАФ 28.03.1917).

Удостоены наград были и другие сыновья Анны Петровны…

Но мы вернемся к Камчатке и событиям тех далеких лет.

Почти ровно через столетие после прибытия на полуостров Петра Михайловича Логинова случилось то, о чем впоследствии писал святой Иннокентий Московский, апостол Сибири и Америки, а в то время — архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, совершавший путешествие по вверенной ему епархии, объединяющей два континента — Северную Америку (Аляску и Алеутские острова) и Азию (Камчатку, Курильске острова, Чукотку, впоследствии Якутию, Приамурье и Приморье).

Итак, «Творения Иннокентия, митрополита Московского» (книга вторая, М, 1887 г. «Путешествие по Камчатке (с 19 августа 1842 г. по 9 февраля 1843 г., 174 дня», стр. 99 «3-го (января 1843 г. — Ред.): «…отправлял литургию и на оной произведен во диаконы Большерецкий дьячек Логинов, в намерении рукоположить его во священника в Тигильской церкви, а Тигильского перевести в Ичинскую». «Вновь произведенный священник Логинов, которому велено отныне прозываться Лонгиновым, бывший дьячком при Лесновской церкви, был добрым и усердным помощником священнику в построении и устроении церкви и вместе с ним благодушно терпел недостатки. Он учился только в Камчатском училище, но благодаря священникам, при коих он служил, знает очень хорошо устав и катихизис, характером кроток и добр, набожен, услужлив и деятелен, способностей очень хороших. Не имея никого из ученых, кем бы можно было заместить открывшееся священническое место, я принужденным нашелся рукоположить его, приняв во внимание его характер, деятельность и особенно набожность, в надежде на Пастыреначальника (брата епископа — Стефана Вениаминова — С.В.), что Он сам наставит и укрепит его … а бывшему его священнику Стефану Вениаминову соседу его, поручено руководить его, и где нужно давать советы и наставления». Церковь в Палане освящена в 1845 году. Строил Стефан Вениаминов.

«Путевой журнал Иннокентия, епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, веденный им во второе путешествие по Камчатке и Охотской области в 1846 и 1847 годах», стр. 212): «Священник, произведенный мною в 1843 году из дьячков, не смотря на то, что он не обучался в семинарии, действует по своей обязанности весьма хорошо и благоразумно. Сколько по желанию его, столько и по обстоятельствам, он впоследствии переведен к Палланской церкви, на место священника Стефана Вениаминова, а к здешней Тигильской церкви определен новопроизведенный Ион Никифоров».

Но это не полная история детей Петра Петровича Логинова — еще одних внуков Петра Михайловича.

Петровичей было пятеро.

Старший — Алексей Петрович — по воле архиепископа стал Лонгиновым, патриархом новой ветви этого рода.

Следующие за ним — Харлампий, Семен (Симеон), Иван (Иоанн) — по этой же воле архиепископа стали писаться Петрологиновыми.

Только младший из братьев — Константин — остался, как и прежде, Логиновым и является продолжателем основного родового древа — Логиновых — на Камчатке.

Отец Симеон был личным духовником святителя Иннокентия.

Отец Харлампий — первым настоятелем Градо-Иннокентьевской церкви в Хабаровске.

Отец Иоанн — настоятелем Усть-Уссурийской Иннокентьевской церкви в Приморье.

Вот так разбросала церковно- и священнослужительская судьба внуков Петра Михайловича Логинова и трех ветвей этого рода — Логиновых, Лонгиновых и Петрологиновых.

Еще несколько лет назад мы на Камчатке считали, что у Алексея Петровича Лонгинова было двое сыновей, которые и продолжили его дело в столице Корякии селе Палана при церкви.

Но позже было установлено, что все же в многочисленной (но в основном по дочерям) семье Алексея Петровича был еще сын Петр Алексеевич Лонгинов, который служил священником Корякской миссионерской церкви в селе Гижига (бывшей Гижигинской крепости).

И совсем уже неожиданно — как говорится, нежданно и негаданно — пришло вдруг сообщение еще об одном из сыновей Алексея Петровича — Евстафии.

История этого открытия требует само по себе отдельного исторического очерка, так как в этом открытии все основано на неожиданностях.

Неожиданно девушка, которая все свое детство в Якутии мечтала о камчатских вулканах и о профессии вулканолога, стала крупнейшим специалистом по… вечной мерзлоте, кандидатом географических наук.

Неожиданно эта девушка, получив на руки праздничный буклет Якутского республиканского отделения Русского Географического общества, увидела фотографию своего дедушки, под которой стояла совсем другая фамилия. Или даже наоборот — так как именно по специальному знаку, который выдавался выпускникам духовной академии, можно было твердо сказать, что на фотографии не тот человек.

И начались поиски ТОГО —священника Петра Анастасиевича Бурнашева, потомка новокрещенного якута Илгэна.

Супругой которого была Анна ЕВСТАФЬЕВНА Лонгинова.

А потом начались все новые и новые открытия.

Евстафий обучался в духовной семинарии в Новоархангельске — на острове Ситха в Русской Америке (Аляска). Служил псаломщиком в миссионерской партии на Южных Курильских островах, а затем в Аяне в период обороны Петропавловского порта и был награжден памятной медалью на Андреевской ленте.

А затем переведен в Якутию и здесь в селе Дюпсю ровно 160 лет назад открыл первую церковно-приходскую школу, в которой сам же и был учителем.

У Евстафия были еще дети — сыновья Стефан (Степан), родившийся в 1855 году в Николаевске-на-Амуре, крестным отцом которого мог быть сын Святителя — отец Гавриил Вениаминов, Федор (родившийся в Аяне) и Дионисий, родившийся уже в Якутии.

Владимир Дионисьевич (нередко пишут Денисович) Лонгинов — Герой Советского Союза, родился в селе Танда Усть-Алданского улуса (района) Якутии, во время Великой Отечественной войны он был в числе самых первых красноармейцев, форсировавших Днепр. Звание Героя Советского Союза присвоено 25 октября 1943 года, за 24 дня до того, как он пропал без вести (уже позже учащимися Борогонской школы, которая сегодня носит имя Героя, под руководством учителя А.П. Азаровой с помощью украинских пионеров было обнаружено, что Владимир Дионисьевич похоронен в братской могиле в селе Пшеничники под Киевом). Но в Указе была допущена ошибка. И вот, что мне сообщили из Якутска:

 «…о высочайшей награде не узнали не только родные Владимира Лонгинова, но и командный состав армии, куда была переведена 206 стрелковая дивизия — из-за невозможности разобраться — шли ожесточенные упорные бои с фашистами за плацдармы и затем в окрестностях Киева ИЗ-ЗА ОШИБКИ В ФАМИЛИИ В ОПУБЛИКОВАННОМ УКАЗЕ, где он значится под фамилией ЛАНДИЛОВсравните СПИСОК 47 армии и СПИСОК награжденных в газетах «Известия» от 26 октября 1943 года и «Правда» от 27 октября 1943 года!!! Что послужило причиной такого «ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ», в списках имеются и более сложные фамилии, но ведь они — все остальные правильно напечатаны в газете, можно только пытаться догадываться — может передавали по телефону — был треск, взрывы и т.п., неразборчивый почерк принимающего и т.п.), и, к сожалению, сам Владимир Лонгинов так и не узнал о том, что его отвага и мужество были отмечены самой высокой наградой нашей Отчизны — ЗВАНИЕМ, Орденом Ленина и звездой Героя Советского Союза…».

С этой ошибкой на родине Героя разобрались только в 1960-х годах…

Владимир Филиппович Каркавин, племянник Владимира Дионисьевича, к 100-летию со дня рождения своего дяди, посвятил ему свою книгу «Герой Лонгинов».

Вот так — одно открытие неожиданно цеплялось за другое, пока наш главный организатор и идейный вдохновитель поиска своих родовых корней не задумался над вопросом, откуда мог быть родом Евстафий Алексеевич Лонгинов, если он служил в Камчатской епархии.

И в Интернете она натолкнулась на мои книги «Тайны камчатских имен».

И тогда же я получил письмо из Якутии от Валентины Васильевны Самсоновой (в девичестве Бурнашевой), а летом нынешнего 2022 года принимал у себя в просветительском центре «Страна рыбы и рыбоедов» двух сестер — Веру и Екатерину (которая, хотя и младшая по возрасту, но не только инициировала, но и организовала поездку на Камчатку — по родным местам предков). До Паланы они не добрались. Встреча с представителями Логиновых и Лонгиновых, к сожалению, моему горькому разочарованию и стыду, не состоялась. Но Вера Васильевна, увидев то количество изданных мной книг, касающихся и родовой памяти и освоению Северо-Востока России и Русской Америки, неожиданно для меня загорелась идеей организации презентации этих книг в Якутии.

Но презентация, как одно, пусть важное и замечательное, событие ее не устраивало.

И вот, что рассказывает сама Вера Васильевна:

«Поскольку получила в Якутском госуниверситете географическое образование, постольку имею соответствующую подготовку и знания в области истории географических исследований и открытий, в т.ч. на Северо-Востоке (у нас эту дисциплину преподавал Семен Егорович Мостахов — и эта область была сферой его научных интересов, и он автор книг по этой части, он был заведующим нашей выпускающей кафедры географии, конечно же про все подвиги первопроходцев и путешественников мы слышали и узнавали непосредственно из его уст на его лекциях…), понимаю и огромное значение развития краеведения — в части расширения сведений в сфере исторической географии и освоения территории Якутии и Камчатки в ретроспективном аспекте… Знала и то, что этот 2022 год имеет особое юбилейное значение для Якутии. Благодаря Вам узнала, что этот год — 325-летия присоединения Камчатки, которое происходило нашими казаками, через Якутск и Якутию… Вот все эти «пазлы» и сложились…

Именно все это и позволило мне уже и даже при первоначальном беглом просмотре содержания Ваших книг о Владимире Атласова у Вас в просветительском центре «Страны рыбы и рыбоедов», особенно «Поименного списка участников исторических событий на КАМЧАТКЕ и в РУССКОЙ АМЕРИКЕ» отчетливо и сразу понять, и оценить значение этих и других новых Ваших книг и собранных, приведенных в них сведений, в т.ч. о географии и миграции фамилий… Можно сказать, фамильной истории и географии… конечно же, что не просто исторически, а генетически происходило и происходит объединение громадной территории Сибири и Дальнего Востока…

Уже на обратном пути из Камчатки в Якутию пришло понимание, что не в Национальной нашей библиотеке нужно и правильнее проводить презентацию Ваших книг, а в Отделении РГО в РС(Я), поскольку Ваши книги, раскрывая исторические и генетические тайны и связи, по сути - объединяют наши субъекты РФ.

Обо всем этом я рассказала Дмитрию Ивановичу Соловьеву — показала книги об Атласове + Поименный список… во второй книге, другие Ваши новые книги… Он не только сразу одобрил, поддержал, но и собрал экстренное совещание сотрудников Исторического парка «Россия — моя история». Именно он сказал, что нужно успевать вписываться - попадать со сроками наших мероприятий в «исторический период», т.е. сентябрь.

…Ваш визит в Якутию состоялся и осуществлен благодаря реальной, организационной и информационной поддержке Отделения Русского географического общества в РС(Я), а также Исторического мультимедийного парка «Россия — моя история», т.е. благодаря лично Дмитрию Ивановичу Соловьеву. Кроме этого, Ваше знакомство с представителями нашей республики - Георгием Дмитриевичем Никоновым и его командой, началось еще на Камчатке — это тоже заслуга Дмитрия Ивановича Соловьева. Именно благодаря Дмитрию Ивановичу Соловьеву Ваш визит в Якутию получил поддержку руководства нашего отделения РГО, руководства РС(Я), Усть-Алданского улуса, т.е. получил и имел в прямом смысле слова республиканский размах!».

Вера Васильевна просто горела желанием не только познакомить нас с Якутией, Якутском и замечательными людьми столицы вечной мерзлоты, но и познакомить нас и с тем, как в Якутии, на их Малой Родине, любят, оберегают и хранят свою историю, историю своей земли и своего многонационального народа.

И мы совершили путешествие в Усть-Алданский улус, на родину якутских Лонгиновых.

Мы — это сестры Вера Васильевна Самсонова и Екатерина Васильевна Вишнякова, их дядя — Владимир Филиппович Каркавин, местный редактор и издатель, а главное выпускник старейшей в якутских улусах Дюпсинской школы, основанной 160 лет назад Евстафием Алексеевичем Лонгиновым, Эдуард Тимофеевич Пономарев, а также мы с супругой Татьяной Петровной.

Самое непосредственное участие в организации этого путешествия и наших встреч приняло немалое количество людей. Но одним из главных организаторов был бывший директор средней школы имени В.Д. Лонгинова, а в настоящее время заместитель Главы Администрации Усть-Алданского улуса Михаил Васильевич Борисов, Председатель Усть-Алданского районного Совета Иван Иванович Колодезников, директор библиотеки в Борогонцах (райцентре) Варвара Николаевна Окоемова и ее коллега Розалия Константиновна Колодезникова.

Сначала перебрались на левый берег реки Лены на маленьком суденышке-такси с водителем-рулевым Никитой, мать которого, кстати, оказалась нашей землячкой — так тесен этот наш российский мир.

А затем на автомобиле с замечательным и неустанным водителем Афанасием Афанасьевым, проделали стопятидесятикилометровый пробег по вспученной и вспененной вечной мерзлотой грунтовке вдоль многочисленных аласов (долин, появившихся в далекой древности в результате мощных таяний ледников), пока не достигли самого (во всем мире!!!) крупнейшего из них– это уже на подъезде к районному центру — селу Борогонцы, где одна из средних школ носит имя Владимира Дионисьевича Лонгинова.

Село нас не удивило — вовсю идет ремонт улиц, бетонирование тротуаров, которых в селе не так уж и много, все улицы испещрены изолированными от холода трубами централизованного отопления — еще бы, ведь именно в Якутии, находится полюс холода.

Село нас… ПОРАЗИЛО.

Замечательным, вроде бы скромным, но очень глубоким по содержанию школьным музеем, посвященным памяти Владимира Лонгинова, Героя Советского Союза. Здесь хранятся воспоминания тех людей, которые еще когда-то, при жизни, помнили Героя. Тут же лежат письма от украинских школьников, которые еще не так и давно ухаживали за могилами наших красноармейцев, погибших при форсировании Днепра и освобождению Украина от нацистов.

Очень интересным, многогранным и весьма содержательным был и музей Усть-Алданского улуса, в котором бережно хранится память не только о людях, прославивших свой улус, но и о вещах, раскрывающих тайны далекой старины, быта и традиций своего народа.

Покорил нас Борогонский стадион, которым позавидовал бы и наш краевой центр, где проводятся республиканские и межрегиональные соревнования и олимпиады. Я не знаю НИ ОДНОГО ПРИМЕРА, где бы с такой гордостью относились к своим спортсменам. А потому их здесь и не перечесть — а самым знаменитым из них посвящена специальная аллея.

Как и Аллея Героям. Героям Советского Союза, Героям социалистического труда, Героям России.

На круглом столе, посвященном связи времен и народам — Якутии и Камчатки, у каждой из которых в 2022 году свой юбилей — 390 лет присоединения Якутии и 325-лет присоединения Камчатки к России, организатором которого был Иван Иванович Колодезников, председатель районного Совета депутатов, у нас была удивительная встреча с местным краеведом Павлом Васильевичем Пермяковым, который в свое время служил на Камчатке и встретился здесь со своим камчатским однофамильцем. Недавно Павел Васильевич издал красочный богато иллюстрированный альбом об истории своего района и передал его в дар нашему просветительскому центру.

И на этом мероприятии был мне задан вопрос: а зачем нужно изучать историю своего рода?

Давайте и мы с вами попробуем ответить на него.

И первое, о чем хочется сказать, — история своего рода нужна нам для того, чтобы ощущать свою личную сопричастность к нашей общей великой истории страны.

А за примером далеко ходить не надо. Мы в Дюпсинской школе, отмечающей свой 160-летний юбилей.

Село Дюпсю, точнее Дюпсинский наслег, — маленькое поселение в Усть-Алданском улусе с населением менее полутора тысяч человек.

Но вы посетите эту школу и познакомьтесь с именами тех людей — односельчан и, безусловно, родственников, которые вышли из стен этой школы и прославили ее и в республике, и в стране, став специалистами высшего ранга в тех сферах, которые избрали.

Один только пример из истории села: Василий Васильевич Никифоров — Кюлюмнюр (якут. Күлүмнүүр, 18 мая 1866 — 15 сентября 1928), родился в Тэбикском наслеге Дюпсюнского улуса — общественный деятель, учёный, писатель, журналист. Предводитель якутской интеллигенции начала XX века, организатор политической организации «Союз якутов», один из зачинателей якутской литературы и театра.

Почему я остановился именно на этом примере? Потому что в свое время с Евстафием Лонгиновым в Якутию был направлен и сын другого камчатского священника — того самого Никифорова, с которым прибыл на Камчатку студент Логинов. И не был ли тот священник Никифоров крестным отцом патриарха якутского рода Никифоровых?

Вот она — духовная связь времен и народов. Невидимая и неощутимая, пока ее не отыщешь, пока не раскроешь тайну времени. И вокруг нас, только оглянись (к удивлению, или, наоборот, восторгу), мелькали знакомые по Камчатке фамилии дюпсинцев — Жирковы, Портнягины, Никифоровы — учителя и ученики, выпускники школы, историю которой начал 160 лет назад потомок камчатских священников Логиновых-Лонгиновых.

Правда, и завидно — мы на Камчатке не отметили ни 250-летие, ни 275-летие династии камчатских просветителей Логиновых-Лонгиновых-Петрологиновых, которые распространили свет своих знаний, не только на Камчатке и в Якутии, в Приамурье и Приморье, но и по всей стране. Учитель Иван Васильевич Лонгинов в селе Соболево на Камчатке стал здесь одним из первых Заслуженных учителей России, кавалером ордена Ленина, но никто не удосужился назвать сельскую школу или улицу его именем. В период политических репрессий на родине Лонгиновых — в поселке Палана — были расстреляны практически все взрослые мужчины из этого священнического рода — увы, и это уже забыто здесь…

В последние дни перед возвращением на Камчатку у нас, стараниями Веры Васильевны Самсоновой, было несколько очень интересных и важных встреч. Мы побывали и в объединенном музее Республики, в музее истории казачества (при Институте водного транспорта), в Музее литературы Якутии, в Государственном архиве, была отдельная встреча с учеными в Гуманитарном институте, организованная Сарданой Ильиничной Бояковой, встреча с первым руководителем Якутского республиканского отделения Русского Географического общества Александром Васильевичем Гороховым…

И в итоге всех этих встреч, знакомств, разговоров, споров возникла ИДЕЯ.

Идея объединить усилия, возможности и пожелания краеведов и историков Дальневосточного федерального округа в одном МЕГА-проекте «Якутия — 400 лет вместе с Россией: связь времен и народов».

400-летие Якутии в составе России мы будем праздновать в 2032 году. Ровно через десять лет.

Из Якутии шло освоение русскими всего того региона, который входит сегодня в Дальневосточный федеральный округ.

Потомки якутских казаков и крестьян осваивали дальневосточные земли, участвовали во всех экспедициях, ставших достояние отечественной истории.

Выпускники якутских учебных заведений повсеместно становились участниками социалистических преобразований по всему Северо- и Дальнему Востоку.

Этот проект может иметь самые различные направления — как исторические (вплоть до археологии), так и современные.

Моя же задача в этом (или каком ином, так как это только идея) проекте будет заключаться в следующем: я хочу, чтобы мой ответ на вопрос ученицы из Дюпсинской школы о том, зачем нужно изучать историю своего рода, был полон и, главное, конкретен: я хочу крепкими историческими узами связать наших современников с их героическими предками, чтобы связь поколений была нерушимой, чтобы наши современники могли гордиться не только своими знаменитыми земляками, но и своим кровным или духовным родством с теми людьми, кто подарил им свою фамилию. И поэтому моя задумка для будущей встречи с Якутией — это наброски книги, которая будет называться «Тайны якутских фамилий».

Собственно, мы на Камчатке (мы — вместе с нашим Генеральным Партнером — рыбопромышленной компанией ООО «ВИТЯЗЬ АВТО») — уже начали работу над большим проектом, посвященном 170-летию Петропавловской обороны. И совершенно не случайно один из своих первых очерков о героях тех давних событий я посвятил именно камчатским потомкам якутских казаков. С этим очерком жителей Якутии уже познакомил на сайте «Пути великих свершений» наш замечательный якутский коллега по поиску людей, прославивших якутскую землю Георгий Дмитриевич Никонов. Он же продолжает знакомить своих земляков и с другими моими очерками, в которых я уже касаюсь истории (и тайн!) якутских фамилий.

На том и прощаюсь (надеюсь, ненадолго!) с полюбившейся нам с супругой Якутией и ее замечательными людьми.

 

Сергей Вахрин,
член Союза писателей России
Камчатка – Якутск – Борогонцы – Дюпсю – Якутск – Камчатка