Память и беспамятство
- Подробности
- Опубликовано: 28.04.2022 00:44
- Просмотров: 1124
Эта тема давно меня волнует. В одном из ранних своих очерков по истории камчатских фамилий я дал такую формулировку: «Память. Она в каждом из нас. Как сердце. Неощутима. Пока не приходит боль».
Конечно, это происходит только в том случае, когда память, как и сердце, органично связаны с нашим телом, с нашим организмом, являясь ее НЕЗЫБЛЕМОЙ частью.
Я родился (в третьем поколении) и вырос на Камчатке. Мое детство прошло в Усть-Камчатске – тот самом, который появился на свет, как портовое русское поселение, в 1728 году, когда члены Первой Камчатской экспедиции Беринга – Чирикова – Шпанберга построили здесь казармы для членов экипажа бота «Святой Гавриил», которые оставались здесь для зимовки (и охраны судна), а также построили маяк, чтобы не блуждать впоследствии (на обратном пути) вдоль побережья в поисках устья реки Камчатка…
Но вот, что удивительно: современные жители Усть-Камчатка, ее депутаты и администрация категорически отказываются признать этот факт и рождение Усть-Камчатска связывают с 1731 годом, когда жители сожженного во время бунта камчадалов (коренных жителей Камчатки), вошедшего в историю под названием Харчинского бунта, бежали на устье реки Камчатки (в эти самые отстроенные уже членами экипажа бота «Святой Гавриил» казармы), чтобы иметь крышу над головой пока будет на реке Радуга отстроен новый Нижнекамчатский острог.
Казалось бы – сама история открывает для жителей Усть-Камчатска выход в мировую историю, связанную с именем легендарного (известного во всем мире) Витуса Беринга и его верных товарищей. Каждый город, каждое поселение, жители которого обладают живой памятью, посчитали бы за счастье обладать таким феноменальным историческим фактом, создали бы музей Первой Камчатской экспедиции, первого в истории Тихоокеанского флота судна, построенного в бассейне реки Камчатка, – бота «Святой Гавриил», музей, посвященный память руководителей этой экспедиции и членов экипажа бота. Но ничего этого нет.
125 лет назад, в 1896 году, здесь, в Усть-Камчатске рождается рыбная промышленность полуострова, которая сегодня определяет на полуострове все ее составляющие – экономику, демографию, культуру…
Но помнят ли об этом ее жители? Даже в местном краеведческом музее мы не найдем никакого упоминания об этом.
12 августа 1993 года Россия отметила 250-летие с начала промыслового освоения россиянами Русской Америки. Отсюда из устья реки Камчатка вышел шитик «Святой Петр», который положил начало Русской Америки. Был большой праздник. На Камчатку приехали гости из разных регионов России и других стран. Была восстановлена и освящена Успенская церковь – единственный на Камчатке памятник далекой и славной нашей старины. Через три года в городе Тотьма на Вологодчине – в области, не имеющей выхода к морю, благодарные земляки открыли Музей мореходов – в память о тех тотемских купцах и промышленниках, которые были частью большой истории освоения Русской Америки, а черная алеутская лисица по указу императрицы Екатерины Второй легла в основу герба Тотемского уезда.
А на Камчатке? А на Камчатке через двадцать пять лет даже не вспомнили о 275-летии…
Собственно, и о 300-летии присоединения Камчатки к России не осталось в народе никакой памяти. Как и о 300-летии Российского флота, хотя Петропавловский порт (в паре с Кронштадтом) принял все отечественные кругосветки и был освящен именами Крузенштерна, Лисянского, Литке, Головина, Беллинсгаузена, Лазарева… Но, пройдя по Петропавловску-Камчатскому вы не найдете ни одного памятника во славу русских кругосветок и знаменитых наших мореплавателей.
Что же произошла с нашей исторической памятью? Что вышибло ее из нашей головы? Почему боль от беспамятства больше не мучает нас на тихоокеанском форпосте страны?
125 лет назад эту заразу – заразу временщизма – принесли на Камчатку сезонники – нахлынувшие во имя баснословных заработков на рыбных промыслах сезонные рабочие, которые оставались коротать длинные зимние месяцы на полуострове, обживались, обзаводились семьями, становились постоянными жителями полуострова, но с постоянной мыслью в голове о том, что Камчатка для них – это временное жилище и когда-нибудь они возвратятся на материк. И жили на полуострове десятилетиями с этими мыслями, воспитывая в этом же духе временного камчатского пристанища своих детей, внуков, правнуков…
Временщика не интересует, что здесь было до него. Как не существует и других каких-то культурно-исторический ценностей. Поэтому рыбе, добывать которую он примчался из российской глубинки и которая приносила ему и его семье достойный заработок и безбедную жизнь, за 125 лет промысловой деятельности этот временщик так и не удосужился поставить ей – своему кормильцу – ПАМЯТНИК. В мире есть сотни памятников рыбе. Десятки таких памятников отыщется и в России. На Камчатке вы не найдете НИ ОДНОГО.
Временщик не испытывает чувства благодарности к той земле и к тем природным или историческим ресурсам, которые его питают.
За прошедшие 125 лет на Камчатке сменилось несколько – пять и даже шесть уже – поколений уроженцев Камчатки. А временщизм никуда не ушел. Наоборот – он въелся в нашу жизнь, как ржавчина, проникая все глубже и глубже в ту сущность, которая определяет человеческую духовность, и разрушая ее.
А духовность, как известно, не формируется вне культуры, вне истории своей земли и своего рода, своего народа.
И нам нужно вернуться к своим духовным истокам.
Потому смысл и значение фестивального движения «Камчатка – Россия – Мир» заключается вовсе даже и не в самом фестивале. Фестиваль – это кульминационная точка, подведение определенного итога деятельности, направленного на достижение какой-то общественно важной цели, праздник не сам по себе, а как достижение некой цели.
Какую же цель мы ставим перед собой?
Она очень проста в формулировке, но до сих пор является для нас, жителей полуострова, недосягаемой – восстановление, укрепление и развитие исторических связей Камчатки с городами и весями России, представители которых открывали, осваивали, развивали нашу Малую Родину.
Все мы, живущие сегодня на полуострове, прямо или косвенно (через наших ближних и дальних родственников) связаны с Большой Россией. Но связаны совершенно условно – почти символически, абсолютно виртуально, чаще всего даже особо и не помня и чаще всего не вспоминая об этом.
Но вот грядет 325-летие присоединения Камчатки к России.
И за этим юбилеем стоят события колоссального государственного значения. Открытие Камчатки, а затем и Русской Америки – это две последние волны мощнейшего землепроходческого и мореходческого движения России на Восток, представленного всем многонациональным народом России, в том числе и коренным народом Сибири и Дальнего Востока, пополнявшего на протяжении всей истории XVII и XVIII столетий ряды землепроходцев и мореходов.
Вся Россия, все ее города и веси, участвовала в этом государственном строительстве, открывая, обживая, осваивая эти земли, которые становились для будущих поколений, потомков землепроходцев и мореходов, родными.
Но все это забыто, родовые связи разорваны, и Иваны, не помнящие родства, бродят по окраинам России, не ощущая своей духовной причастности ни к собственной Малой Родине, ее истории, ее культуре, ни к Большой, которая для него совершенно неизвестна. Чужой среди своих…
И это наша национальная трагедия.
И она заключается в том, что эти земли не жалко, с этими землями не связывается будущее, они как бы даже и не свои или не совсем свои.
Почему и музеи здесь находятся в самом чахлом состоянии, а сотрудники этих музеев порой даже не знают, что камчадалы – это коренной (а не пришлый) народ Камчатки.
И потому цель фестивального движения «Камчатка – Россия – Мир» заключается вовсе даже не в том, чтобы от души повеселиться на фестивальном празднике, а – ВМЕСТЕ со всей страной -- пробудить, восстановить нашу благодарную историческую память о подвигах своих предков и использовать историческое наследие на нашу общую пользу – на развитие камчатского событийного туризма (которого сегодня не существует на полуострове), чтобы открыть всей стране и самим себе не только уникальное природное наследие Камчатки, но и ее необыкновенную историю, начиная с цивилизации рыбоедов, существовавшей пятнадцать тысячелетий, и продолжая необыкновенной богатой историей Камчатки на протяжении всех ее 325 юбилейных лет в составе Российского государства.
А когда к нам возвратится память, тогда мы сможем ощутить и ту самую боль за свою Малую и Большую Родину, без которой невозможно выстраивать будущее. Ни будущее нашей маленькой Камчатки, ни будущее нашей огромной страны.
Эти вещи столь же взаимосвязаны, как наши ПАМЯТЬ и СЕРДЦЕ…