Экспозиции:

Открытые уроки камчатской истории:

  • Города и посёлки

    Камчатка вошла в состав Российского государства как уникальная цивилизация рыбоедов, а...

  • Землепроходцы

    В честь 325-летия присоединения Камчатки к России мы хотели провести открытые уроки камчатской...

  • Историческая мозаика

    В этом разделе мы хотим рассказать о самых разных событиях, личностях, интересных фактах, которые...

Аудио материалы:

  • Цикл радиопередач

     члена Союза писателей России Сергея Вахрина и журналиста Юрия Шумицкого об истории камчатских...

Видео материалы:

Последнее на форуме:

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА…» (мысли вслух по поводу двух совещаний в Москве и Владимире)

Весьма символично, что разговор о будущем Нижнекамчатского острога – былой столицы Камчатки – шел первоначально(28 ноября) на заседании Комитета по федеральному устройству Государственной Думы РФ именно во Владимире – столице Владимиро-Суздальского – а впоследствии Московского – княжества, откуда, собственно, и началось «собирание» Великого Русского государства, не уместившегося впоследствии на территории двух континентов, захватив и часть Северной Америки, известную в истории под названием Русская Америка.

А потом этот разговор переместился в Москву (5 декабря), также в Государственную Думу на заседание Ассоциации средних и малых городов России.

И он зацепил за живое участников этих совещаний.

Почему?

Почему пустошь, на которой не осталось НИЧЕГО, кроме старинной церкви Успения Пресвятой Богородицы, так взволновала людей, которые НИКОГДА на Камчатке не были?

Почему идея проведения на полуострове международного фестиваля «КАМЧАТКА – РОССИЯ – МИР» не вызвала здесь КРИВОТОЛКОВ, СКЕПСИСА, ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ, а была понята и поддержана, как ГОСУДАРСТВЕННО ЗНАЧИМАЯ?

Почему презентация этой идеи Главой Усть-Камчатского муниципального района Василием Ивановичем Логиновым, а также наши с Сергеем Борисовичем Самойленко выступления на «Круглом столе» о том, какой след мы, РУССКИЕ, оставляем на Камчатке среди богатейшего природного наследия, дарованного нам Богом, которое наш Президент страны Владимир Владимирович Путин назвал «бриллиантом России», а впоследствии и выступления представителей Администрации Усть-Камчатского района Оксаны Сергеевны Прокопенко и Андрея Сергеевича Вахрина в Москве, проиллюстрированная работами архитектора, в свое время восстановившегося старинную церковь в Нижнекамчатске, Виталия Станиславовича Блажевича, вызвали такой неподдельный интерес к Камчатке?

Потому что была сказана правда о том, что мы, русские, на Дальнем Востоке России оставляем после себя… пустыню.

Пустыню, которую начинают обживать другие народы мира – например, узбеки.

Вспомнить камчатское побережье, на котором в 1950-х годах работали десятки, если не сотни заводов и баз по переработке рыбы, проживали аборигены, функционировали рыболовецкие колхозы – теперь здесь только песок.

Начиная с 1990-х годов ежегодно Камчатку покидают тысячи людей, возвращаясь на свою малую Родину в Россию.

Безусловно, это их законное право.

И оно связано, по их словам, с тяжелыми климатическими условиями для проживания, с низкими заработками, с тяжелыми социальными условиями, отсутствием учебных заведений для получения профессии, с равнодушием Москвы к окраинным русским землям и т.д. и т.п.

Но не это главное. Климатические условия на Русском Севере сопоставимы с камчатскими. Да и в Центральной России зимой не тепло. Заработки по России в целом еще ниже, чем на Камчатке. Социальные условия везде не благополучные. А Москва живет интересами Москвы, а не окраин с давних времен.

Главное в другом – нет духовных скреп, которые связывают русских людей всей России с Камчаткой.

По общему, устоявшемуся за десятилетия, мнению на Камчатке – этой дальней заброшенной окраине – нет никакой собственной истории.

Да, здесь начинается Россия… Но это звучит только как лозунг. В свое время мы это уже проходили: «Партия – наш рулевой». И «зарулили» не туда…

И памятник «Здесь начинается Россия» тоже весьма символичен, как и тот лозунг из недалекого прошлого: медведь, пожирающий лосося. А ведь медведь – это образ России. А лосось…?

Какой же свой – РУССКИЙ – след мы оставляем на Камчатке, покидая этот край?

А никакой.

Вот вам для сравнения. В 1867 году наше русское правительство подло и нагло продало Северным Соединенным Штатам Америки русские владения на соседнем континенте – Русскую Америку.

Давайте для себя отметим, что сама Камчатка была присоединена к России в 1697 году, то есть на 170 лет ранее этого события.

Освоение Русской Америки началось в 1743 году. То есть на 120 лет ранее, чем продали.

А теперь сравним: когда в 1991 году произошел первый культурный обмен делегациями от Аляски (бывшей Русской Америки) и Камчатки, то нарисовалась вот такая картина. За годы Советской власти на полуострове не осталось ни одной действующей православной церкви (только в 1991 году появляется здесь первый молельный дом), в то время как на территории Аляски действовало в тот год более 80 православных храмов в селениях индейцев, алеутов, эскимосов. На Камчатке, откуда начиналось освоение Русской Америки и откуда пришло на Аляску православие, не осталось практически никакой памяти о тех легендарных событиях, о которых написаны тысячи книг, в то время как на Аляске тщательно сохранялась и сохраняется, скрупулезно изучалась и изучается память о русском героическим прошлом на этой земле. Здесь в Ситке (бывшей Новоархангельске – столице Русской Америки) находится музей первого правителя Русской Америки Баранова, на острове Уналашка сохраняется церковь, построенная святым –  апостолом Сибири и Америки – Иннокентием, на острове Кадьяк все улицы местной столицы носят русские названия и здесь ежегодно демонстрируется гостям и жителям острова народный спектакль «Крик дикого барана» о Баранове (в 1991 году был юбилейный – 25-й театральный сезон), в Джуно – столице штата Аляска – есть огромный музей с уникальными экспонатами о русском героическом прошлом...

А ведь и у Камчатки история гораздо богаче американской.

Сюда в 1697 году пришли потомки товарищей Ермака Тимофеевича. Для освоения Русской Америки собрались купцы и промышленники со всей Северной Руси. Здесь со времен Петра Первого было место политической ссылки дворцовых заговорщиков, которые в 1771 году подняли знаменитый Большерецкий бунт, возглавляемый ссыльным польским конфедератом Августом Беньевским, будущим королем Мадагаскара. Отсюда совершались многочисленные экспедиции, здесь встречали практически все русские «кругосветки». В период развития рыбной промышленности полуострова сюда приезжали люди со всех городов и весей Советского Союза.

И вот это общее, что существует между прошлым, настоящим и будущим Камчатки, называется ПАМЯТЬ.

На Аляске эту память ОБЕССМЕРТИЛИ.

У нас, на Камчатке, эту память ПОТЕРЯЛИ…

А теперь, закономерно, шаг за шагом, мы теряем и эту землю, уступая ее чужим.

Ведь нас, русских, с этой землей НИЧТО не связывает…

Вот эти слова, произнесенные вслух во Владимире и в Москве, были, наконец, услышаны и произвели тот эффект, которого мы, участники этих встреч, даже не ожидали.

И потому стала этим – ГОСУДАРСТВЕННЫМ – людям понятна идея восстановить рядом со старинной (ЕДИНСТВЕННОЙ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ РОССИИ!) церковью Успения Пресвятой Богородицы Нижнекамчатский острог, и, создав специальное муниципальное учреждение «Историко-культурный центр «Нижнекамчатский острог», начать подготовку Первого Международного фестиваля «КАМЧАТКА – РОССИЯ – МИР», целью которого является развитие событийного туризма для восстановления и укрепления исторических и духовных связей Камчатки с Россией и миром.

Не все сегодня, особенно на самой Камчатке, понимают значение этих предстоящих событий и мероприятий.

Напомним – в 2020 году исполняется 275 лет с начала деятельности на Камчатке Духовной Православной Миссии, благодаря которой Успенская Нижнекамчатская церковь стала колыбелью русского православия не только на Камчатке, но и в Русской Америке. Именно в этот период аборигены Камчатки получают фамилии своих крестных отцов – потомков ермаковских казаков. Именно в этот период были рождены династии камчатских священников Логиновых, Никифоровых, Верещагиных, Коллеговых, Сновидовых, Черных, которые во времена Епископа Камчатского Иннокентия Вениаминова – апостола Сибири и Америки – были рассредоточены по всей самой огромной по территории в России Камчатской епархии, включавшей в себя территории Аляски, Алеутских островов, Курильских островов, Камчатки, Якутии, Приамурья и Приморья.

В 2020 году мы отмечаем и 275 лети с начала освоения Ближних Алеутских островов – то есть собственно начало освоения Русской Америки экспедицией Михаила Неводчикова, доставившего в Нижнекамчатск первого алеута Темнака, крещенного в Успенской церкви с новым именем – Павла Михайловича Неводчикова.

Значение предстоящих мероприятий – это оживление истории, а значит – ОЖИВЛЕНИЕ нашей собственной духовной жизни.

Нужно понять очень важное: природное наследие, которым так богата Камчатка, – это прекрасно, и оно для всех – независимо от национальности и места проживания. Уйдем мы, русские – природное наследие останется.

Историческое наследие – только для избранных, для глубоко духовных РУССКИХ людей… Потому что оно не на улице, не вокруг – оно в нашей ДУШЕ.

Давайте поверим великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, интерес которого к истории нашей Камчатки сопровождал его в последние годы жизни:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Животворящая святыня!
Земля без них была б мертва,
как безотрадная пустыня
и как алтарь без Божества.

 

Сергей Вахрин,
член Союза писателей России

 

 

Скачать: Презентация Microsoft PowerPoint (.pptx)